Деловая игра "Хочу. Могу. Надо"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Развитие у детей представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Права и обязанности ребенка. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 430
Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.
Деловая игра «Хочу. Могу. Надо».
Цель: развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права.
Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; формировать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.
Оборудование: классная доска, мел, листы формата A3 по количеству групп, листы писчей бумаги и ручки по количеству участников; 2 плаката с надписью «Нам нужны правила».
Время проведения: 1 час.
Разминка.
Упражнение «Имя и качество»
После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение. Передавая друг другу мяч, дети называют свое имя и одно из своих качеств, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
- любит шоколад;
- у кого голубые глаза;
- у кого есть обязанности;
- живет по правилам; и т.д.
Основная часть.
Упражнение «Формулирование правил»
Для дальнейшей работы детям необходимо разделиться на группы. Деление на группы можно произвести через игру «Мяу, гав, му». Каждая группа выделяет художника, которому дается задание быстро и красиво на листах формата A3 нарисовать здание.
Художники начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша современная, во дворе бассейн, высокий забор, определенное количество этажей и т.д.
Выдвижение все новых и новых претензий вызывает у участников игры бурный протест.
Когда художники все же заканчивают рисунок, психолог сообщает, что все равно задание нарисовано неправильно: например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Дети начинают возмущаться.
Психолог. Ой! Как вы кричите! Почему?
Дети (кричат наперебой):
- Так нечестно!
- Почему вы так делаете?
- Так нельзя!
- Нужно было сразу сказать, какое здание рисовать!
Психолог. Что я сделала? Правильно, я не сказала вам, какое здание надо нарисовать. А теперь давайте успокоимся и попробуем найти ответ на вопрос: что произошло?
Обсуждение:
- С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
- Почему игра не получилась?
- Что не было сделано до начала игры?
- Что вызвало такой крик и такое возмущение?
Психолог записывает ответы учащихся на доске. Высказывания учащихся сводятся к тому что, прежде чем начать игру, необходимо обговорить ее правила. Психолог обращает внимание на то, что никакое дело без правил не может получиться.
Психолог. Нужны ли нам правила?! Практически хором звучит ответ: «Нужны!»
Вывод: правила необходимы в любом обществе, т.к. они позволяют соблюдать права всех людей.
Сегодня мы с вами попробуем выяснить так ли это на самом деле.
Упражнение «Мои права»
Психолог спрашивает у ребят знают ли они, какие есть у них права; зачем человеку иметь эти права; как связаны между собой права и обязанности, какие черты личности формируются у человека, если у него в наличии есть ряд прав?
Психолог спрашивает у ребят, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.
Затем школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах десятиклассника». До начала работы необходимо выяснить, на сколько дети понимают понятие слова декларация. Декларация – это официальное, публичное, торжественное заявление какого-либо уполномоченного ответственного лица; название официального документа, содержащего какие-либо важные программные заявления. Ответственное лицо в нашем случае – это «Конституционная комиссия». В этой роли вы будете выступать по очереди. Группа, которая зачитывает свою Декларацию, слушает резюме остальных участников, которые и выполняют роль «Конституционной комиссии».
После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Психолог вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с психологом или он может предложить эти критерии сам. На выполнение задания дается 10-12 минут.
К таким критериям относятся (написаны на ватмане):
- Твои права не должны ущемлять прав других людей.
- Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.
Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.
Затем психолог зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного председателя Конституционной комиссии.
Психолог говорит о том, что такие «списки прав» составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф (написать на большом формате):
«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».
Вы имеете право (каждый вытягивает бумажку, зачитывает вслух и приклеивает ее на большой лист формата А3):
- иногда ставить себя на первое место;
- просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- протестовать против несправедливого обращения или критики;
- на свое собственное мнение или убеждения;
- совершать ошибки пока не найдете правильный путь;
- предоставить людям решать свои собственные проблемы;
- говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»
- не обращать внимания на советы окружающих и следовать свои собственным убеждениям;
- побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества;
- на свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;
- менять свои решения или избирать другой образ действий;
- добиваться перемены договоренности, которые вас не устраивают;
Вы никогда не обязаны:
- быть безупречным (ой) на 100 %;
- следовать за толпой;
- любить людей, приносящих вам вред;
- делать приятное неприятным людям;
- извиняться за то, что были самим (ой) собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мириться с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради ко о - то ни было;
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
- делать больше, чем вам позволяет время;
- выполнять неразумные требования;
- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
- отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было;
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши» Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
Психолог дает задание составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других с указанием, какие именно.
Рефлексия.
- Что понравилось в упражнении?
- Что было трудно?
- Узнали ли вы что-то новое для себя?
- Чему можете научить других?
Упражнение «Предъявите документы»
Оборудование: листы бумаги разного формата, степлер, разноцветные фломастеры.
Выполнение упражнения. Перед проведением упражнения проводится беседа о документах, о паспорте: зачем нужен паспорт? что в нем записано? почему паспорт надо бережно хранить?
Участники рисуют свой паспорт и заполняют его. Для этого они сами выбирают формат бумаги. Участники могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить «паспорт» в виде альбома с бантиком или с сургучной печатью и т. д. Обязательные сведения — фамилия, имя и отчество, год и место рождения и «фотография», а остальные «паспортные данные» записываются по собственному желанию. Это может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и пр. Затем участники показывают друг другу свои паспорта, делятся впечатлениями.
Вывод: отличается ли от настоящего? Почему нельзя каждому делать свой паспорт? Каждый человек имеет право на паспорт, но в каждой стране паспорт своего образца?
Чтобы был порядок необходимы правила, т.е. законы, которые не ущемляют прав людей.
Заключительная часть.
Осмысление полученного опыта
Психолог. Ребята! Сегодня мы с вами постарались определить, что такое права и обязанности человека, в каком документе они закреплены и что надо делать, чтобы не нарушать прав друг друга. Выяснили, что соблюдение прав ведет к хорошему настроению, к порядку в мире и равновесию. И для того чтобы мы были действительно уверены, что нашу безопасность не нарушат, я предлагаю вам всем поставить свои автографы на листе «Декларация прав десятиклассников».
Дети расписываются на плакате. Мы бы рекомендовали, чтобы ватман с детскими автографами и правилами всегда висел в классе.
Обратная связь.
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что заставило задуматься?
- Что можете пожелать друг другу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий деловой игры для педагогов "Я ЗНАЮ, Я МОГУ"
Привлечение педагогов к активному использованию инновационных технологий на занятиях по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах....
Деловая игра "Я знаю всё, я всё могу"
Игра апроводится среди педагогов и воспитателей....
Деловая игра для педагогов "Знаю. Умею. Могу"
Эта методическая разработка поможет старшему воспитателю в игровой форме провести мероприятие с педагогами ДОУ, направленное на повторение и закрепление знаний ФГОС ДО, СанПин и использование этих зна...
Деловая игра «ЗНАЮ. УМЕЮ. МОГУ»
Цель: Систематизировать знания педагогов, расширять профессиональную компетентность в разных вопросах.Задачи:1. Активизировать интеллектуально - творческую, культурологическую и профессиональную...
Деловая игра для педагогов "Я знаю все, я все могу!"
Мозговой штурм для педагогов на знание экологии и ФГОС...
Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»
деловая игра...
Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»
Деловая игра с педагогами ДОУ«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»...