ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
статья по теме
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod.odt | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
На сегодняшний день особое место в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ занимает проектный метод.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- ∙••••••• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- ∙••••••• в каких источниках можно найти информацию;
- ∙••••••• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- ∙••••••• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- ∙••••••• по составу участников;
- ∙••••••• по целевой установке;
- ∙••••••• по тематике;
- ∙••••••• по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- ∙••••••• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- ∙••••••• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- ∙••••••• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- ∙••••••• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- ∙••••••• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- ∙••••••• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- ∙••••••• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Задачи обучения:
- ∙••••••• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- ∙••••••• приобщать детей к процессу познания;
- ∙••••••• формировать различные представления;
- ∙••••••• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- ∙••••••• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- ∙••••••• формирование эмоциональной заинтересованности;
- ∙••••••• знакомство с предметами и действиями с ними;
- ∙••••••• развитие мышления и воображения;
- ∙••••••• речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- ∙••••••• осознание поставленной цели;
- ∙••••••• овладение различными способами решения поставленных задач;
- ∙••••••• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- ∙••••••• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- ∙••••••• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- ∙••••••• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- ∙••••••• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);
познавательное развитие:
- ∙••••••• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- ∙••••••• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- ∙••••••• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- ∙••••••• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- ∙••••••• овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Задачи обучения:
- ∙••••••• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- ∙••••••• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- ∙••••••• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- ∙••••••• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- ∙••••••• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- ∙••••••• потребности в создании собственной картины мира;
- ∙••••••• навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- ∙••••••• выявить проблему;
- ∙••••••• самостоятельно искать нужное решение;
- ∙••••••• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- ∙••••••• самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
- ∙••••••• развитие самопознания и положительной самооценки;
- ∙••••••• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- ∙••••••• высокий уровень коммуникативной компетентности;
- ∙••••••• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
- ∙••••••• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- ∙••••••• формирование потребности в здоровом образе жизни;
- ∙••••••• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
- ∙••••••• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- ∙••••••• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
- ∙••••••• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
- ∙••••••• овладение различными видами худ. деятельности;
- ∙••••••• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"
Данный мастер-класса призван повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...