Консультация для воспитателей "Роль художественного слова в формировании математических способностей дошкольников"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
(из опыта работы).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи.
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали, и что получилось в результате.
На занятиях и в свободной деятельности я самостоятельно определяю объем и степень включения в работу стихотворного материала, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой происходит на занятии по математике. Однако разучивание лучше всего я осуществляю в свободное время. После чего использование стихотворных строк при изучении математики применяю при работе с детьми. Запомнившиеся наизусть считалки используются детьми в различных ситуациях в повседневной жизни и в свободной игровой деятельности. Я поощряю речевую активность детей независимо от времени и места ее проявления.
Веселые задачи учат детей воображать, фантазировать, отвечать на вопросы, закрепляя количество и счет, форму, цвет, дети учатся анализировать, рассуждать, и доказывать.
Слушая такие задачи, ребенок представляет ситуацию, вживается в происходящие события. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, птицы, насекомые и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.
Загадки находят свое применение в зависимости от целей познавательного общения. Их я использую на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в познавательных беседах. Затем подвожу детей к размышлению над загадкой, руковожу и направляю поисковую деятельность, наталкиваю на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.
В своей педагогической деятельности я использую книгу В.В. Волиной "Праздник числа", которую рекомендую всем педагогам дошкольных учреждений. В этой книге кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь этот материал не просто связан с тем или иным числом, но развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память.
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне их.
На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.
Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
Подборка художественного слова.
Количество.
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход…
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
Семь малюсеньких котят.
Что дают им – все едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (Восемь.)
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
(Посчитайте-ка, ребята: сколько всего село птичек на березу.)
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке.
Сушку – Грише,
Сушку – Мише.
Есть сушка Проше,
Васюше и Антоше.
Еще две сушки
Нюше и Петрушке.
(Сколько сушек нес Саша?)
Ориентировка во времени
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
В книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой. (Дни недели, один – выходной.)
Учиться любит старший брат,
Но воскресенью тоже рад.
Учебных дней в неделе шесть.
И один день на отдых есть.
(Сколько дней в неделе?)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года.)
Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет,
Косит,
Урожай в амбары
Носит. (Осень.)
Форма
Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка.)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,-
Ну, пожалуй, и довольно!-
Что ты видишь? (Треугольник.)
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее дружок
И получится… (кружок).
Не овал я и не круг,
Треугольника я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зову меня…( квадрат).
Величина
От горшка два вершка.
Высоко- превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес…
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями с деревьев. (Жираф.)
Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой,
Кто же я такой? (Огурец.)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешки.)
Ориентировка в пространстве
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор.)
Три брата – один впереди,
Два позади бегут
И догнать одного не могут. (Велосипед трехколесный.)
На все четыре стороны.
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка.
Как же игрушки
Расставил Андрюшка?
Стоит горка крутая,
На ней тыква большая,
А пониже тоже
Три тыквы моложе.
А под горкою в траве
Еще две.
В дошкольном образовательном учреждении учебно-воспитательный процесс строится на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., дополнительной программы «Радуга», с элементами программы «Успех». Но в условиях модернизации образования одной из главных задач считаю внедрение в практику работы инновационных программ и технологий. Поэтому организованные виды деятельности провожу как в традиционной форме, в соответствии с методикой, так и в нетрадиционной.
Работа проводится по всем направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Наиболее ярко были освещены следующие мероприятия.
По познавательно-речевому развитию, помимо проведения занятий, оформила уголок «Фольклор в жизни детей», тематика которого направлена на обогащение словаря детей и расширение кругозора. Подобрала картотеку игр на формирование речевой активности. Для совершенствования работы с детьми по данному направлению мною были изучены следующие педагогические технологии:
- «Пальчиковые игры для развития речи детей» Е. Б. Шмелева;
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью» Н. В. Алешиной;
- «Формирование мелкой моторики руки» С.Е. Большакова;
- «Гимнастика для пальчиков» Т. А. Косиновой.
На современном этапе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому большое внимание уделяю изучению и внедрению в практику здоровье сберегающих технологий. В этом направлении внедряю в практику «Здоровье сберегающие технологии» В. И. Коваленко, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной.
В группе создана двигательная развивающая среда. Внедрены в практику работы с детьми динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Развита двигательно-образовательная деятельность:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- физкультминутка;
- спортивные развлечения, праздники, досуг;
- подвижные игры на воздухе;
- гимнастика после сна.
А также провожу профилактику плоскостопия на корригирующих дорожках, дыхательную гимнастику в режимных моментах.
В качестве докладчика приняла участие в районном семинаре «Система оздоровительной работы МБДОУ д/с №83».
В своей профессиональной деятельности использую личностно-ориентированный подход в работе с детьми, пытаюсь дать детям больше самостоятельности в поисках правильного решения в разных видах деятельности, но при этом учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.
В процессе непосредственной образовательной деятельности стараюсь развивать у детей познавательную активность, творчество. Воспитываю желание и потребность общаться со сверстниками, оказывать друг другу помощь. У детей наблюдается проявление интереса не только к самому занятию, но и к результатам своего труда. Они с удовольствием рисуют, лепят, учат стихи.
Одним из главных направлений в своей работе выбрала художественно-эстетическое развитие детей. В качестве докладчика приняла участие в педагогическом совете «Изобразительная деятельность в ДОУ как средство раскрытия творческого потенциала детей». А также провела с родителями мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста». В рамках преемственности в этом направлении мною были рассмотрены труды Р. И. Афанасьевой, О. Ю. Зыряновой, Т. С. Комаровой.
Изучила «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е. С. Полат., «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования» Г. Б. Голуб, О. В. Чураковой. Разработала проект создания мини-музея декоративно-прикладного искусства. В качестве докладчика приняла участие в педагогическом совете «Внедрение технологии проектирования в деятельность ДОУ».
Общение с родителями помогает достичь определенных результатов в работе с детьми. Родители являются активными помощниками в жизни группы: собирали материал для уголка «Фольклор в жизни детей», для создания в детском саду мини-музея декоративно-прикладного искусства, поддерживают любую инициативу детей. В работе с родителями использую как традиционные формы работы, так и нетрадиционные:
- традиционные и нетрадиционные родительские собрания;
- анкетирование;
- совместные досуговые мероприятия;
- консультации;
- участие родителей в конкурсах и выставках и др.
В виде консультаций для родителей предлагаю различные рекомендации от психолога, логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....
Влияние поисково-исследовательской деятельности на развитие логико-конструктивного мышления и формирование математических способностей дошкольников (презентация)
В процессе исследования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения. Логико-конс...
Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.
Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...
Консультация для воспитателей Тема: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей дошкольников»
ТРИЗ для детей дошкольного возраста- это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление....
Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство формирования математических способностей дошкольников»
Игры с элементами ТРИЗ – технологии по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности....