"Зима" прогулки
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

конспекты занятий для прогулок по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_zima.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     Зима

1. Морозный солнечный денек

Цель - сформировать у детей представление о зиме.

Ход прогулки

Наблюдение

В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить, какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить, какое оно было ветpa.

Обратить внимание детей старших групп на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Художественное слово

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала. И. Суриков

Мороз и солнце

День чудесный. А. Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. А.Пушкин

Загадки

Хлеба не ело, водицы не пило,

А всех обогрело и всех осветило. (Солнце)

Что выше леса, Краше света, Без огня горит? ( Солнце)

Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За елки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся

На весь мир улыбнулся! ( Солнце) Л. Кузьмин

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. ( Солнце)

Что за шарик золотой

По небу катается,

По небу катается,

Людям улыбается? ( Солнце)

Дидактические игры

  1. «Что сначала, что потом» - дети показывают по порядку времена года.
  2. Цель - закрепить знания детей о временах года.
  3. «Кто больше знает слов?» - воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук Iс].
  4.  Цель - найти слова со звуком [с] в начале слова.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Постройка горки.

Б. Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры

  1. «Салочки-выручалочки».
  2.  Цель - приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. Ход игры.

Салочка нас не догонит,

Салочке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

  1. «Поймай хвост».
  2.  Цель - научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего. Ход игры. Дети встают колонной. «Голова» пытается поймать «хвост».

2. Наблюдаем за ветром

Цель - познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».

Ход прогулки

Наблюдение

В ветреную погоду понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.

У детей старших групп спросить, откуда дует ветер. Почему во время вьюги нельзя гулять.

Художественное слово

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка. С. Маршак

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;  

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя ... А. Пушкин

Верные слуги - снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти ... С Маршак

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть. С.Есенин

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. С Есенин

Загадки         В поле снежную постель Стелет зайчикам ... (метель).

Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? (Вьюга) Н. Нищева

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы содрал

И удрал. (Ветер)

Вихрь взвиваю, все срываю, вниз деревья пригибаю. (Ветер)

Дидактические игры (А) и упражнение (Б)

А.

  1. «Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные. Цель - расширить словарный запас.
  2. «Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют. Цель - развить внимание, мышление, логику, речь.

Б. «Как поет ветер?» - дети изображают гудение ветра, произнося звук [в].

 Цель - закрепить произношение звука [в].

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

«Шнурочки» - для упражнения используются игрушки-шнуровки: елочка, зайчик, снежинка, снеговичок.

 Цель - развить мелкую моторику пальцев рук.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Уход за комнатными растениями.

Б. Прыжки с места в длину.

Подвижная игра

«Ловишки с ленточками».

Цель - тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развить навыки пространственной ориентации.

 Ход игры. Ловишка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.

3. Наблюдаем за снегом

Цель - познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки

Наблюдение

Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя.

Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад.

Обратить внимание детей старших групп на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Художественное слово

Светло- пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая

Какая смелая! К Бальмонт

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем. И. Никитин

Снежинки пуховые

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром. А. Липецкий

На картине у зимы

Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега. В.Лунин

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно легкий пух-пушок.

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша:

«Ох, как тяжко!»? Ц.Ангелов

Загадки (А), пословицы (Б) и скороговорки (В)

А.                              Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками сшит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег) 

Подморозило вчера,

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белые дворы. (Снег) Е. Серова

Странная звездочка

С неба упала,

Мне на ладошку

Легла и пропала. (Снежинка) Л. Сандлер

Как будто белой скатертью

Он крышу застелил,

В серебряные платьица

Деревья нарядил. (Снег) г Аванесова

На всех садится

Никого не боится. (Снег)

Летит - молчит, Лежит - молчит,

Когда умрет, Тогда заревет. (Снег)

Лежало одеяло Мягкое, белое, Солнце припекло Одеяло потекло. ( Снег)

Зимой лежал, Весной в реку побежал . ( Снег)

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

 Но даже не тают! ( Снежинки) Б. Заходер

Как пушинки мы легки,

Нас колышут ветерки.

Белой стайкой мы летим,

Лечь на землю не хотим. ( Снежинки) Т. Волгина

Они хрупки и музыкальны:

Когда на них ни наступи,

Скрипят то нежно, то печально,

Как коростель в ночной степи. ( Снежинки) Т. Траубин

Б. Зима не лето - в шубу одета. Много снега - много хлеба.

В. Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.

Дидактический материал

«Кто больше назовет действий» - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.

 Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

«Придумай предложение» - придумать предложения со словом «снег».

Цель - научить составлять предложения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. «Выложи сам» - выкладывание снежинок из веточек или палочек.
  2. Пальчиковая гимнастика «Снежок» .

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки.

Б. Метание снежков.

Подвижные игры

  1. «Цепи кованые».
  2.  Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.
  3.  Ход игры. Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, раскуйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас?» Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.
  4. «Снег кружится».
  5. Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.
  6.  Ход игры.

Снег, снег кружится,         Дети кружатся, затем приседают.

Белая вся улица.                 Дуюm, изображая, как дует ветер.

Собрались мы в кружок,         Разлетелись «снежинки» в разные стороны.

Завертелись, как снежок.

Игра про водится 3-4 раза.

4. Знакомимся со свойствами льда

Цель - познакомить с сезонным явлением - гололедом, со свойствами льда.

Ход прогулки

Наблюдение

Познакомить детей со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках).

Обратить внимание детей старших групп на то, что, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед. Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.

Художественное слово

Не идет и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?! В. Берестов

Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа. В. Ланцетти

Загадки

Без рук, без топорища

Выстроен мостище. (Лед)

Стали дни короче. Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик Лужи застеклил. (Мороз) В.Данько

Дидактические игры

  1. «Было - будет» - воспитатель предлагает глагол в про шедшем времени, дети образуют форму будущего времени.
  2.  Цель - проследить за прав ильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.
  3. «Какой лед?» - дети дают описание льда.
  4.  Цель - научить детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  1. «Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Расчистить место для ледяной дорожки.

Б. Скольжение с горки.

Подвижная игра

«Дед Мороз».

 Цель - привить умение выполнять характерные движения.

 Ход игры 

Я - Мороз

Красный Нос, Бородою зарос. Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

        Заморожу! Заморожу!         Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек ... ).

 5. За окном мороз

Цель - закрепить знания детей о зимнем явлении - морозе.

Ход занятия

Наблюдения

Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Детям старших групп указать на стекла, разрисованные красивыми узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на что они похожи.

Художественное слово

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно. И. Никитин

Все злее, злее, злее

На улице Мороз,

И каждый потеплее

Закутывает Нос. В. Орлов

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду. Е. Благинина

Трещит мороз. Застыли речки.

Дрожат березки у реки. П. Образцов

Загадки (А) и пословицы (Б)

А.

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз) Н Нищева 

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз) Е.Благинина

Без рук, Без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Б. В зимний холод всякий молод.

Дидактическая игра

  1. «Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют.
  2.  Цель - закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка

Увы - и нет снеговика. В. Егоров

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Покормить птичек

Б. Прыжки на одной ноге с чередованием.

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

 Ход игры. Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

«Мы - два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!»

«Лепят снежок». «Катят».

Показывают шар руками. «Рисуют» руками снеговика. Показывают улыбку. Показывают.

Рука у лба, смотрят на солнце. Пожимают плечами, руки в стороны.

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

Вращают кисть руки.

Руки вверх.

Показывают крышу дома.

Показывают шубку и шапку. Показывают, как падает снег.

55

6. Наблюдаем за работой дворника

Цель - воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.

Старшим детям предложить посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора ( колеса, кабина, дверь, грейдер).

Художественное слово 

Снега прошли немалые,

А все идут, идут ...

Дворники усталые

Метут, метут, метут.

Гремят они лопатами

Под тучами лохматыми,

Метелками шуршат.

На улицах, на улках,

В дворах и закоулках

Управиться спешат. Е. Благинина

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед. В. Степанов

Загадки

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет.  (Дворник)

Дидактическая игра

 «Кому что нужно для работы» - дети рассуждают на тему «Профессии».

 Цель - закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. Собрать из прутиков веник.
  2. Пальчиковая гимнастика «Снегопад».

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно

Над деревьями кружит и над колокольней.

Каждый дом и каждый куст греют, одевают

Снеговая шубка и шапка снеговая.

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,

Укрывая белый свет белым одеялом, Поглаживают одну ладонь другой.

Чтобы слева, впереди, позади и справа Показывают направления.

Сладко спали до весны дерева и травы. Показывают,  как спят

Это сколько ж наметет снега за ночь-то! Руки у щек, покачивают головой.

Это как же полетят с горки саночки! Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке.

57

Г. Лагздынь

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Очистить тротуар или участок площадки от снега.

Б. Перепрыгивание через очищенную дорожку. 

Подвижная игра

«Дорожки».

Цель - научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего.

 Ход игры. На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.

7. Наблюдаем за деревьями

Цель - по казать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки

Ход прогулки

Наблюдение

Показать, что у елочки (сосны) - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка - лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

Обратить внимание детей старших групп на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

Художественное слово

Вот и мороз         .

        Забыта осень                  

Затих, застыл весенний лес.

Под низкой крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожат их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой Зима в свой снег

Как в одеяло.

Теперь их только по весне

С дождем желанным

Гром разбудит ...

Деревья спят

Совсем как люди

И день за днем растут во сне. К.Чомов

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы. В. Суслов

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Загадки

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, Зимой не умираю. (Ель, сосна)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель) О. Высотская

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Что сначала, что потом?» - дети отвечают на вопросы «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?»

 Цель развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.

Б. «Толще, выше» - дети описывают дерево, предложенное воспитателем. Цель - развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Собрать из прутиков веник.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сгрести снег к стволам деревьев.

Б. Метание в цель (шишкой).

Подвижные игры

  1. «Ворона и собачка». Цель - научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
  2.  Ход игры. Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле елочки зеленой Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала Дети убегают от «собачки».

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

Игра проводится 2-3 раза.

  1. «Беги к тому, что назову».
  2.  Цель - напомнить детям названия деревьев. Обучить бегать стайкой.
  3.  Ход игры.

Раз, два, три - елку найди!

Раз, два, три - к березе беги!