История железнодорожной формы
занимательные факты (подготовительная группа) по теме
История развития железнодорожной формы в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_formy.docx | 876.64 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития железнодорожной формы.
Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К. Посьетом в январе 1879 года. Затем небольшие изменения были внесены в 1885 году, а в СССР первая форма была введена в 1932 году. Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц о введении новой формы, которая продержалась до 1955 года. Следующие изменения формы происходили в 1964, 1972, 1979, 1985 и, наконец, последняя форма была введена приказом МП 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог.
Железнодорожная форма России образца 1879 года
31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог.
В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".
Форма предусматривала следующие предметы:
двубортный мундир длиною до колен;
фуражку;
шаровары из сукна по цвету мундира;
пальто двубортное черного цвета;
ремень с пряжкой;
сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:
для службы пути и зданий - зеленый цвет;
для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;
для службы движения - малиновый цвет;
для службы телеграфной - желтый цвет.
Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки, нарукавные знаки из металла.
Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:
для 1-го класса - 3 галуна;
для 2-го класса - 2 галуна;
для 3-го класса - 1галун.
Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д.
Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.
Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.
Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике.(Цвет определялся видом службы).
Железнодорожная форма России образца 1932 года
Форма предусматривала следующие предметы:
однобортный мундир с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу;
фуражку;
брюки-галифе;
шинель;
ремень с пряжкой;
сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах:
для службы пути - зеленый цвет;
для службы тяги - синий цвет;
для службы телеграфной - желтый цвет;
для службы эксплуатации и прочих - малиновый цвет.
На петлицах для обозначения должности прикреплялись звездочки (от одной до четырех), ромбики (от одного до четырех) или нашивки. Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак - перекрещенные молоток и разводной ключ.
Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой:
машинист 1 класса - 4 галуна;
машинист 2 класса - 3 галуна;
машинист 3 класса - 2 галуна;
все их помощники - 1 галун;
Форма предусматривала следующие предметы:
однобортный мундир с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу;
фуражку;
брюки-галифе;
шинель;
ремень с пряжкой;
сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах:
для службы пути - зеленый цвет;
для службы тяги - синий цвет;
для службы телеграфной - желтый цвет;
для службы эксплуатации и прочих - малиновый цвет.
На петлицах для обозначения должности прикреплялись звездочки (от одной до четырех), ромбики (от одного до четырех) или нашивки. Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак - перекрещенные молоток и разводной ключ.
Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой:
машинист 1 класса - 4 галуна;
машинист 2 класса - 3 галуна;
машинист 3 класса - 2 галуна;
все их помощники - 1 галун;
Железнодорожная форма России образца 1943 года
Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально. Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму. фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета; фуражка светло-коричневого цвета с черным околышем - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета; белый чехол, надеваемый на фуражку при белом кителе; папаха из черного каракуля для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из черного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов; шинель двубортная темно-синего цвета; пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов; мундир двубортный темно-синего цвета; брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному; китель зимний темно-синего цвета; брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему; китель летний светло-коричневого цвета; брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю летнему; китель летний из белой ткани; ботинки хромовые; ремень парадный тканевый. фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастерке темно-синего цвета; фуражка светло-коричневая с черным околышем - для ношения при летней гимнастерке серого цвета; шапка типа кубанки (финка) из черного барашка; шинель двубортная темно-синего цвета; мундир парадный однобортный из темно-синего сукна; шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному; гимнастерка из темно-синей шерстяной ткани; шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастерке темно-синей; гимнастерка хлопчатобумажная серого цвета; шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета; ремень поясной из кожи черного цвета с бляхой; сапоги кожаные. Железнодорожная форма России образца 1955 года. |
В 1955 году в железнодорожной форме решили отменить погоны, т.е. перейти к форме гражданского образца. А знаки различия вновь перекочевали на петлицы, как в 1932 году. Принадлежность к определенной службе определялась цветом окантовки петлиц. |
Железнодорожная форма России образца 1955 года.
Форма была введена приказом МПС № 13Ц от 19 марта 1985 г. пальто из темно-синей ткани; костюм состоящий из пиджака и брюк; плащ; сорочка; фуражка (пилотка для женщин), шапка; обувь черного цвета; галстук. наплечные знаки; геральдический знак - эмблема железной дороги- на тулье фуражки и на правой стороне пиджака; петлицы; нарукавный знак(шеврон) на оба рукава (для рядового и мл. состава - на один рукав); кокарда на головной убор; форменные пуговицы. | |
Железнодорожная форма России образца 1994 года. Последняя железнодорожная форма в России была введена приказом МПС №14Ц от 22 декабря 1994 года. пальто из темно-синей ткани; костюм, состоящий из пиджака и брюк; плащ; сорочка; фуражка (пилотка для женщин), шапка; обувь черного цвета; галстук. наплечные знаки; геральдический знак - эмблема РЖД-на правой стороне груди и на тулье фуражки; технический знак в углах воротника пиджака; нарукавный знак(шеврон) на левый рукав; кокарда на головной убор; форменные пуговицы. Униформа и знаки различия гражданских ведомств России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как ездили и ездят люди" (история железнодорожного транспорта)
Совместная работа с родитеями воспитанников по формированию представления у детей появления и эволюции железнодорожного транспорта, воспитания интереса к истории своей родной страны, к технике....
Презентация "История школьной формы в России". Подготовительная группа.
Интересный материал из истории школьной формы пригодится как педпгогам, так и родителям....
История развития форм работы детского сада с родителями.
Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки в работу современных дошкольных учреждений....
История развития форм работы детского сада с родителями.
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения....
Презентация "История школьной формы".
Презентация "История школьной формы"....
Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»
Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...
Конспект НОД «История железнодорожного транспорта»
Конспект НОД по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 5-6 лет раздел программы «Познавательное развитие» Тема...