Консультация для воспитателей "Дыхательная гимнастика"
презентация к уроку по теме

Полезная информация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация23.22 КБ
Файл презентация243.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 54

Консультация для воспитателей:

«Дыхательная гимнастика»

Провела: инструктор по физической культуре Брендюрёва К.В.

2012 год.

Удивительно, но факт, что большинство заболеваний, сопровождающих ребенка до основного момента взросления, происходят вследствие неправильного дыхания. Взрослые люди, не умеющие правильно дышать, также страдают от этого.

Обязательно следует обучить ребенка дыхательной гимнастике. Знание основных принципов дыхательной гимнастики позволят эффективно противостоять простудным или вирусным заболеваниям. Досконально изучив специальные дыхательные приемы, научив маленький организм довольно простым дыхательным упражнениям, вы внесете неоценимый вклад в здоровье детей.

Все упражнения на дыхание станут для ваших воспитанников очень приятными, полезными упражнениями. Дыхательная система ребенка устроена матушкой-природой чрезвычайно мудро. Специальные дыхательные упражнения способствуют насыщению необходимым кислородом каждой клеточки детского организма. Умение правильно дышать эффективно способствует умению управлять собой, что, несомненно, важно для дальнейшей взрослой жизни. Дыхательная гимнастика для детей исключительно полезна ослабленным детям, имеющим некрепкий иммунитет. Умение правильно дышать замечательно дополнит необходимое в некоторых случаях медикаментозное, физиотерапевтическое, гомеопатическое лечение, укрепит защитные силы детского организма.

Наиглавнейшая задача, стоящая перед ребенком – это обязательное очищение легких при выдохе. Если ребенок не способен полностью очистить легкие при выдохе, то там остается большое количество испорченного воздуха, что естественным образом препятствует поступлению столь необходимого кислорода в кровь. Именно поэтому следует научить ребенка дышать через нос, что позволит эффективно противостоять таким заболеваниям, как грипп, ангина, насморк. Научив ребенка полному дыханию, покажите, как при этом должен работать живот, расширяться грудная клетка. Такая дыхательная гимнастика для детей проводится в форме детской игры под названием «роза и одуванчик». Вначале ребенок вдыхает запах воображаемой розы, причем вдыхать нужно исключительно носом, затем старается подуть на одуванчик. Ребенок обязательно должен почувствовать несомненную разницу.

Также неплохой дыхательной гимнастикой для ребенка можно считать детскую игру, направленную на задувание пламени свечи. Замечательным, любимым практически всеми детьми занятием, считается выдувание мыльных пузырей. Такая гимнастика чрезвычайно эффективно развивает правильное дыхание ребенка. Ваше воображение подскажет многочисленные идеи, направленные в необходимое русло развития дыхания ребенка. Например, можно предложить малышу взять стакан воды с коктейльной трубочкой, пусть малыш выдувает пузыри непосредственно в воду. Вода пузырится, ребенок радуется, одновременно тренирует дыхательный аппарат. Замечательной дыхательной гимнастикой для детей является игрушка-свисток. Ребенок постарше сможет надувать воздушные шарики. Абсолютно нецелесообразно форсировать занятия дыхательной гимнастикой. Упражнения на дыхания чрезвычайно утомительные, поэтому заниматься ими необходимо не дольше 10-ти минут ежедневно.

Во время прогулок на воздухе непременно предложите ребенку глубоко дышать носом. Обсудите с ним ощущения ароматов цветов, растений, травы, осенних листьев. Занимаясь дыхательной гимнастикой, обязательно следите за общим состоянием ребенка, чтобы не возникли симптомы гипервентиляции легких, выраженные в учащенном дыхании, дрожании кистей рук, изменении цвета лица. Возможно, ребенок ощутит легкое головокружение на природе. При возникновении подобных ощущений пусть ребенок сложит ладошки ковшиком, поднесет их прямо к лицу, начнет дышать в них спокойно, глубоко. Неприятные ощущения непременно исчезнут, занятия дыхательной гимнастикой для детей можно будет продолжать.

Можно в качестве гимнастики положить ребенка на спину, на живот поставить любимую мягкую игрушку, затем наблюдать, как она поднимается, или опускается при правильном дыхании. Вдох должен быть через нос, выдох длительным, плавным, полным, щеки ребенка не должны надуваться, в самом начале выполнения упражнений можно держать щеки руками.

Методик выполнения дыхательных занятий великое множество, придумайте сами собственные упражнения. Главное, научите ребенка правильно дышать.

Упражнения для дыхательной гимнастики.

Качели. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Каша кипит. Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Бегемотик. (облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Часики. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Надуй шарик. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Ворона. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Курочка. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.

Следующие упражнения более сложные и рассчитаны для детей от 2 лет.

Воздушный шарик. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево на ветру. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ножницы. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Хомячок. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Ныряльщики за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Ближе к трем годам добавляем следующие упражнения:

«Подуем на…» ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот,

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь - на облака

И остановимся пока».

Дети в возрасте 3х лет могут быть в восторге от следующих дыхательных упражнений:

- Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.

- Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.

- Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет.

Когда все приведенные выше упражнения хорошо освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе дыхательные упражнения выполняются стоя.

Вместо послесловия предлагаю вам...

Веселые «дыхательные игры»

Они придутся по нраву не только детям. В компании взрослых эти игры также имеют определенный успех.

«Булькание»

Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

«Боевой клич индейцев»

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

«Мыльные пузыри»

Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Филин» или «Сова»

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.

«Кто дальше загонит шарик»

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Поединок

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Пушок»

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Ветряная мельница»

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Снегопад»

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Парящие бабочки»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Игра на музыкальных инструментах. Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах - дудочках, губных гармошках и т.п. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент. Большое напряжение в данном случае не желательно. Инструменты, которые не могут быть продезинфицированы, следует регулярно менять.

Ещё одна излюбленная забава малышей - рисунки на стекле. Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

Предложите малышу игру "гусеница": при помощи выдохов ребенок рисует ножки гусеницы: короткий выдох - короткие ножки, длинный выдох - длинные ножки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика для детей

Слайд 2

Большинство заболеваний, сопровождающих ребенка до основного момента взросления, происходят вследствие неправильного дыхания.

Слайд 3

Обязательно следует обучить ребенка дыхательной гимнастике. Знание основных принципов дыхательной гимнастики позволят эффективно противостоять простудным или вирусным заболеваниям. Научив маленький организм довольно простым дыхательным упражнениям, вы внесете неоценимый вклад в здоровье детей.

Слайд 4

Специальные дыхательные упражнения способствуют насыщению необходимым кислородом каждой клеточки детского организма.

Слайд 5

Умение правильно дышать замечательно дополнит необходимое в некоторых случаях медикаментозное, физиотерапевтическое, гомеопатическое лечение, укрепит защитные силы детского организма.

Слайд 6

Дыхательная гимнастика для детей проводится в форме детской игры

Слайд 7

«Роза и одуванчик»

Слайд 8

Неплохой дыхательной гимнастикой для ребенка можно считать детскую игру, направленную на задувание пламени свечи.

Слайд 9

Замечательным , любимым практически всеми детьми занятием, считается выдувание мыльных пузырей.

Слайд 10

Можно предложить малышу взять стакан воды с коктейльной трубочкой, пусть малыш выдувает пузыри непосредственно в воду.

Слайд 11

Во время прогулок на воздухе непременно предложите ребенку глубоко дышать носом. Обсудите с ним ощущения ароматов цветов, растений, травы, осенних листьев.

Слайд 12

Методик выполнения дыхательных занятий великое множество, придумайте сами собственные упражнения. Главное, научите ребенка правильно дышать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...