Игра - поход на богатырскую заставу
методическая разработка (старшая группа) на тему
Занятие по духовно - нравственному воспитанию для детей старшей группы. Главная задача познакомить с Ильёй Муромцем не только как с былинным богатырём, но и как со святым (приставлен к лику святых)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №1 «Родничок»
Конспект по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе.
«Ира – поход на богатырскую заставу»
Воспитатель старшей группы:
Займенцева Александра Александровна.
Лотошино 2013
Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
-Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.
-Закрепить название древнего оружия богатырей.
-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.
-Познакомить с Ильёй Муромцем как святым (приставлен к лику святых)
Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.
Оборудование: Картина В.М. Васнецова «Богатыри», изображение пропасти, реки, кощея – бессмертного, разного вида оружия, три дороги, камень на распутье, камушки, вырезанные из линолеума, дуб.
Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .
Рисование и лепка на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».
Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине, о смелости, отваге.
Воспитатель: Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают)
Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра , горы и леса.
Воспитатель: Как называлась наша страна раньше?
Дети: Святая Русь
Воспитатель: А почему её так называли?
Дети: Люди славили Бога и жили по его заповедям.
Воспитатель: Как называли себя наши предки?
Дети: Славяне
Воспитатель: Кто защищал Землю русскую?
Дети: Богатыри
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершавшие воинские подвиги. Богатыри стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Ребёнок: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель: А почему люди защищали свою Родину?
Дети: Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
Голос: Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и не будешь смелым,
Двинешься прямо
Ждёт опасность и богатырская застава.
Воспитатель: И так, дети, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идёт прямо
(Воспитатель идёт с детьми по дороге и перед ними первое препятствие.)
Голос: Для начала разомнитесь
По верёвочке пройдитесь
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти, руки на поясе)
Голос: Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
- Смелость – силе воевода
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Кто смел, тот на коня сел
- 4.За край свой насмерть стой.
- Русский ни с мячом , ни с калачом не шутит.
- Сам погибай, а товарища выручай
- С Родной земли умри, не сходи
- Жить – Родине служить
- Счастье Родины – дороже жизни
- Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой кто за народ идёт
- Если дружба велика, будет Родина крепка
Голос: Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей – разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Надо пройти через реку по камушкам)
Голос: Здесь преграда, здесь кощей
Ест он много, много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Динамическая пауза: «Богатыри»
Богатырь – вот он каков:
Он силён, он здоров, (показывают силача)
Он из лука стрелял (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял (Показывают)
Зорко – зорко наблюдал (Подносят руку ко лбу, глядят в даль)
Подрастём и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Голос: Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но увы не тут –то было
Вихрем всё вдруг закружило
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай.
(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)
(Предлагаю детям сесть на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:
«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»
Воспитатель: Дети, посмотрите вдаль, кого вы видите? (Появляется картина «Три Богатыря»)
Дети: Богатырей
Воспитатель: Вот они богатыри Земли Русской. Посмотрите, кто стоит в центре?
Дети: Илья Муромец!
Воспитатель: Знаете ли вы, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
Воспитатель: А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?
Дети: Алёша Попович и Добрыня Никитич
Воспитатель: Обратите внимание на то, во что одеты богатыри?
Как называется эта часть одежды (показывает на картине)
Дети: Кольчуга
Воспитатель: Зачем она богатырю?
Дети: Чтобы война не ранили ни копьём, ни мечом, ни стрелой.
Воспитатель: Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду вот какое благословение:
Мать: Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения
Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.
Воспитатель: Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?
Дети: Разговор с Богом.
Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но чур слову конец, делу венец.
Воспитатель: Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов не нападало на неё, хоть во много раз больше, чем наших воинов – дружинников, умела Русь и в горе и в беде, стоять на смерть! «Богатырская Русь» – значит сильная, непобедимая
-Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям , поэтому ему поклонялись и отдавали честь. А теперь мы встанем в круг и выполним с вами хороводный обряд – поклонение дубу. Я буду читать слова и показывать движение, а вы за мной повторять.
У нас рос дубок - (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)
Вот таков!
Корень да его-
Вот так глубок (Наклоняются вниз, показывают корень)
Листья да его –
Вот так широки (Развести руки в стороны)
Ветки да его-
Вот так высоки (Руки вверх)
Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (Медленно поднимают сцеплённые руки вверх)
На ветру ты дубок скрипуч (Покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра (Правая рука на сердце)
Чтобы землю родную, защитить от врага!
Воспитатель: Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам:
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.
Голос: а и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням
Землю русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель: К нам в гости пришёл батюшка, он вам сейчас расскажет про Илью Муромца ведь его приставили к лику святых.
Слова Отца Иоана.
Воспитатель: Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
-Ребята, вам понравился поход?
-Что больше всего Вам понравилось в походе, запомнилось?
-А теперь я вам предлагаю листы – раскраски, которые вы сможете раскрасить дома с другом, братом, сестрой. Свои рисунки сможете показать родителям и рассказать о нашем походе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"
Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...
НОД "Воображаемая игра – поход". /для детей среднего возраста/
Тема «Помоги ушастой сове найти свой дом»...
Квест - игра "Поход на остров "Здоровья"
Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни,воспитывать осознанное отношение к своему здоровью....
квест игра Богатырская застава
игра-занятие для разновозрастной группы дошкольников, с целью ознакомления с прошлым нашего народа, с жизнью и бытом русских богатырей...
Детско-взрослый проект "Богатырская застава"
Увлекательный проект, который может быть реализован вместе с детьми старшего дошкольного возраста, при активном участии родителей....
Музей "Богатырская застава"
Современные дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их предков: другой общественный строй, другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своег...
Музей Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»
Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истор...