Приложение.
материал по теме

Тюрина Татьяна Олеговна

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Правильной речи» в подготовительной группе.

Вход в зал под музыку «АБВГДЕйка»

Логопед: Добрый день, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел на праздник «Правильной речи»! Мы с вами будем, петь, играть, шутить, рассказывать веселые стихи и при, этом, конечно, красиво говорить. Ну а чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем небольшую зарядку для языка:
Гимнастика для языка:
-Поакаем : а-а-ааааааааааааа
-Побубним: ба-ба-ба-ба, а в лесу стоит изба
-Поворчим: ви-ви-ви-ви- вымой руки, не реви
-Погагакаем: га-га-га-га- у коровы есть рога
-Пожужжим: же-же-же-же -сидит муха на еже
-Помурлыкаем: ма-ма-ма-ма -вот и кончилась зима
-Порычим: ра-ра-ра-ра- солнце яркое с утра
-Чики-чики-чики-чок, стал послушным язычок!
Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку

Тараторка: Тары – бары, тары – бары, тары – бары, тару – ра.
Тараторю без умолка, прямо с самого утра.
Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Надеюсь, я не опоздала?
Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!
Тараторка: Мне не до веселья. Я пришла к вам за советом, за помощью.
Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.
Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).
Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай правило, которое сейчас расскажут дети.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
Дети поют песню «Игра» муз. В.Шаинского, сл.Р.Рождественского

Логопед: Наши дети, Тараторка, не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой "странной истории".
Сценка (участвуют дети).
Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук: Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомитться.
Оса: Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з этл похоз-зе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!
Автор: И красавица оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей. Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, дети усердно занимались и научились чётко произносить звуки).

Тараторка: Ребята, я люблю рассказывать стихотворения, послушайте. (Приняла позу)
«Муха села на варенье. Вот и все стихотворенье!»
Логопед: Тараторка, послушай какие веселые стихи, расскажут наши дети
А.Барто «Буква «Р»»
А.Лившиц «Петя и буквы»
Дети поют песню «Маленькая страна»
Тараторка: А ещё я люблю стихи сочинять, а дети будут мне помогать?
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он кто ему … (поможет).
Подводной лодке не страшна
Океанская … (волна).
Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое … (варенье).
На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит … (глазки).
Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут … (сказки).
Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).
Логопед: Молодцы, ребята, помогли Тараторке.
Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?
(предположения детей слов на звук «В») Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)
Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?
Тараторка: Воздух!
Логопед: поиграем в игру «Найди слово» (слова собирает в красивую шкатулку)
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда – играем в слово!
Кто найдёт слова на небе? (Ответы детей)
Кто найдёт слова на море? (Ответы детей)
Кто найдёт слова в кармане? (Ответы детей)
А на потолке? (Ответы детей)
Частушки (вокальная группа)

Игра «Комары и жуки»
1 подгруппа – комары, 2 подгруппа – жуки.

Комары летят, комары гудят: Дети: з-з-з-з-з-з-з.
Жуки летят, жуки жужжат: Дети: ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Сова: Я сова, большая голова,
На суку сижу, во все стороны гляжу.
Жуков, комаров ловлю!
Лечу-у-у-у! (ловит детей)

Игра «Эхо»
(Дети повторяют последний слог последнего слова. Ответы сопровождаются хлопками) - дети стоят
Собирайся, детвора! Ра, ра, ра!
Начинается игра! Ра, ра, ра!
Да ладошек не жалей! Лей, лей, лей!
Бей в ладоши веселей! Лей,лей,лей!
Сколько времени сейчас? Час, час, час!
Сколько будет через час? Час,час,час!
И неправда, будет два! Два,два,два!
Думай, думай, голова! Ва,ва,ва!
Как поёт в селе петух? Ух,ух,ух!
Да не филин, а петух! Ух, ух,ух!
Вы уверены, что так? Так,так,так!
А на самом деле как? Как,как,как!
Сколько будет дважды два? Два,два,два!
Ходит кругом голова! Ва,ва,ва!
Это ухо или нос? Нос,нос,нос!
(Ведущий держится за ухо)
Или может сена воз? Воз,воз,воз!
Это локоть или глаз? Глаз,глаз,глаз!
(Ведущий показывает на локоть)
А вот это что у нас? Нас,нас,нас!
(Ведущий показывает на нос)
Вы хорошие всегда? Да,да,да!
Или только иногда? Да,да,да!
Не устали отвечать? Чать,чать,чать!
Разрешаю помолчать!

Логопед: А теперь помогите мне, я вам сейчас покажу рисунки, а вы вспомните к какой они скороговорке (дети проговаривают скороговорки)
Тараторка: Весело тут у вас. Я рада была познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, но мне пора в свою сказку. На прощание хочу подарить вам книги со скороговорками.
До свидания!
Тараторка уходит

Логопед: Наш праздник подошел к концу. Так пускай же ваша речь, ребята, всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.



Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического утренника

«Праздник красивой и правильной речи»

(к Международному Дню логопеда)

Оборудование: Шапочки с буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р; буквы для составления слов, фонограмма песни В. Шаинского «Игра»; медали за конкурс на «Лучшего скороговорщика».

Логопед: Ребята и наши гости, сегодня у нас праздник. На логопедических занятиях мы учились красиво и правильно говорить, понятно читать, рассказывать. И теперь вы можете показать гостям, чему научились. И так, праздник начинаем с парада!

(Парад букв. У каждого ученика на голове шапочка с буквой, про которую он читает стихотворение)

Логопед:         Вот уж буквы встали в ряд,

                Начинается парад!

Буква «С»:        Села мышка в уголок,

                Съела бублика кусок!

Буква «З»:        Завиток на завиток,

                Закрывается замок,

                Заинька морковь грызёт,

                В зарослях змея ползёт.

Буква «Ц»:        Есть «Ц» в кольце, овце и огурце,

                В крыльце, пыльце и танце.

Буква «Ш»:        Шпалы, шашлыки, шалаш –

                Буква «Ш» - любимец наш!

Буква «Ж»:        Эта буква широка,

                И похожа на жука.

                И при этом, точно жук,

                Издаёт жужжащий звук: «ЖЖЖ!»

Буква «Ч»:        Послушайте, здесь всё на «Ч»:

                «Четыре чёрненьких,

 Чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными

Чернилами чертёж»

Бука «Щ»:        Щёткой чищу я щенка,

                Щекочу ему бока.

Буква «Л»:        «Л»  - немного инвалид

                Ножка левая болит.

Буква «Р»:        Буква «Р» согнула ручку –

                Не пройти ли нам под ручку?

Логопед: К нам пришли наши любимые буквы. Давайте послушаем, о чём они говорят.

Буквы «С», «З», «Ц» (хором): Мы обозначаем свистящие звуки.

Буква «С»: Я немножко глуховат. У меня есть твёрдый и мягкий брат. Я люблю посвистеть в словах – послушайте: соска, сосна, пылесос, насос и просто СОС!

Буква «З»: А я звонкая, задорная. У меня есть тоже твёрдый и мягкий брат. Я люблю в словах звенеть – задорно, задиристо, звонко, заливисто!

Буква «Ц»: Я тоже глуховат и всегда твёрдый. Послушайте: «Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: Цыц! Цирк с циркачами в центре!»

(Все): Мы думаем, что мы самые важные для ребят!

Буквы «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»:  А мы живем в домике для шипящих.

Буквы Ш и Ж: Ш – я глухой, Ж – а я звонкий брат.

Мы очень твердые и сердитые.

Буква Ш: Мы шипим в словах: шапка, шлюпка, шишка, ель… ну, это шутка.

Буква Ж: И жужжим: жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух!

Буквы Ч и Щ:  Мы обе глухие и мягкие всегда,

Буква Ч: мы добрые и любим чудесные слова,

Буква Щ: щекочущие и счастливые – чудо, щетка, щечка, плащ, угощенье и калач!

(Все): Мы – шипящие – самые необходимые!

Буквы «Л» и «Р»: А мы зовемся сонорами и обозначаем 4 звука:

Р – твердый Р и мягкий РЬ.

Л – твердый Л и мягкий ЛЬ.

Обе: Мы очень любим шуметь, поэтому мы звонкие.

Буква Р: Я люблю рычать, как тигро-лев!

Буква Л: А я песенки люблю, их вам срочно пропою: ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

                                                                        ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ…

(Обе): Без нас ребятам совсем никак! Мы – главные!

Логопед: Не спорьте, пожалуйста! А о чем это они говорили? (О звуках)

Да, как раз произношение этих звуков и осваивали дети на наших логопедических занятиях. Не волнуйтесь, звуки, дети вас полюбили! Правда, ребята?

Скажите, а из этих букв можно составить слова? (Нет) А чего не хватает? (Гласных)

А давайте поиграем в игру «Живые слова».

(Вызываются по пять участников из каждого класса, раздаются комплекты букв. Участники по команде должны встать по порядку, чтобы образовать слово)  - (фото автора)

(К, В, Б, Ы, У)             (Г, Н, К, А, И)              (А,К,Ш,Л,О)

     БУКВЫ                        КНИГА                         ШКОЛА

Логопед: Молодцы, ребята, слова вы составляете хорошо, а поете так же хорошо?

Дети исполняют песню В. Шаинского «Игра»

  1. Что это такое портфель без «фель»?

Это все равно, что медведь без «ведь».

И, конечно, если трамвай без «вай»,

Это что угодно, только вовсе не трамвай.

Припев: Я тебе, я тебе, я тебе говорю сперва,

             Научись, научись, научись не глотать слова.

  1. Что это такое луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля».

И, конечно, если лимон без «мон»,

Это что угодно, только вовсе не лимон.

Припев:

  1. Что это такое зима без «ма»?

Это все равно, что каток без «ток»

И, конечно, если игра без «ра»,

Это что угодно, только вовсе не игра.

Припев:

Логопед: Пока мы пели, слова наши растерялись, попрятались

Предлагаю вам их отыскать, играя в игру «Подскажи словечко»

Ра – ра – ра – дым поднялся от … (костра)

Ра – ра – ра – у сластен в зубах … (дыра)

Ро – ро – ро – у Мальвины друг … (Пьеро)

Ру – ру – ру – скачет с сумкой … (кенгуру)

Ла – ла – ла – есть у птицы два … (крыла)

Лу – лу – лу – кто наказан, тот в … (углу)

Ба – ба – ба – у верблюда два … (горба)

Га – га – га – в ступе бабушка … (Яга)

Ча – ча – ча – птицы нет черней … (грача)

Чу – чу – чу – свет потух – возьми … (свечу)

Щи – щи – щи – в дождь оденем мы … (плащи)

Ша – ша – ша – с ложки свесилась … (лапша)

Жу – жу – жу – волк не страшен лишь … (ежу)

Це – це – це – смерть Кощеева в … (яйце)

Ца – ца – ца – птица вывела … (птенца)

Рю – рю – рю – я отлично … (говорю)

Логопед: Молодцы, ребята, весело играли, верно отвечали.

А теперь послушайте одну историю.

1 ученик:       Живет на свете Саша, во рту у Саши каша,

                    Не гречневая каша, не рисовая каша,

                    Не манка, не овсянка на сладком молоке.

2 ученик:       С утра во рту у Саши, слова простые наши,

                    Слова простые наши, на русском языке.

3 ученик:        И то, что можно внятно сказать для всех понятно,

                    Красиво, чисто, ясно – как люди говорят,

                    Наш Саша так корёжит, что сам понять не может.

4 ученик:        Произнесет словечко – и сам тому не рад.

                     Он скажет: «До свиданья», а слышится «до зданья».

                     Он спросит: «Где калоши?», а слышно «это лошадь?»

5 ученик:         Он так спешит с налета прочесть, спросить, сказать,

                     Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать.

                     Он может, но не хочет за речью последить.

                     Нам нужен переводчик – его переводить.

(Все вместе):  Кто хочет разговаривать,

                 Тот должен выговаривать

                 Все правильно и внятно,

                 Чтоб было всем понятно.

Логопед:         А вот еще история:

6 ученик:        Семь лет Сереже в январе,

                 Сережа ходит в школу,

                 Но часто видно по нему –

                 Сережа невеселый.

                 На брата сердится сестра.

                 Ее зовут Марина,

                 А он стоит среди двора,

                 Кричит: «Ты где, Малина?»

1 ученик:        Твердит Марина: «Рак, ручей»

                 Марина учит брата.

                 Он повторяет: «Лак, лучей», -

                 Вздыхая виновато.

                 Сестра твердит: «Прижми язык,

                 Прижми покрепче к небу».

                 Он, как прилежный ученик,

                 Берется за учебу.

                 Она твердит: «Скажи – метро.

                 В метро поедем к дяде».

                 «Нет, - отвечает он хитро, -

                 В автобус лучше сядем».

2 ученик:        А как на санках, например,

                 Он с гор летает смело.

                 Сереже только буква Р

                 Немножко портит дело.

                 Не так легко сказать ремень,

                 Мороз, река, простуда.

                 Но вот, в один прекрасный день

                 И с ним случилось чудо.

3 ученик:        Сережа делал язычком

                 Гимнастику старательно

                 И логопеда слушал он

                 Советы все внимательно.

4 ученик:         Теперь рычит он, словно лев,

                 Раскатисто и звонко,

                 Ему завидуют теперь

                 Дворовые девчонки.

Логопед: Очень интересно рассказали нам ребята про Сашу и Сережу. А что помогло вам овладеть звуками? (Артикуляционная гимнастика, упражнения, стихи, скороговорки).

Давайте послушаем, как вы говорите. Умеете ли вы сказать четко, ясно, красиво? Объявляю конкурс на «Самого лучшего скороговорщика» (участвуют все желающие – в конце выдаются медали – «Бронзовый скороговорщик», «Серебряный скороговорщик», «Золотой скороговорщик»)

Логопед: Хорошо потрудились. А теперь послушаем школьные, озорные логопедические частушки.

Не понять нам нашу Дашу

Ведь во рту у Даши каша

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов.

Любит буква Р тигренка

        С детства он ее рычит.

Любит буква Р рыбешку:

Лучше всех ее … молчит

Букву Р наш поросенок

Громко хрюкает с пеленок.

Буду крепко с ним дружить –

Р поможет мне учить.

        На уроки к логопеду

        Аж вприпрыжку я бегу.

        Ведь учительнице строгой

        Показать язык смогу.

Мы расселись по порядку

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками.

        Должен каждый офицер

        Говорить отлично Р

        Ведь иначе он солдат

        Не построит в ровный ряд.

(команды: «Стройся!», «Равняйся!», «Смирно!», «Рассчитаться по порядку!»)

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

        Это пели мы любя,

        Про тебя и про себя.

        Если ты себя узнал,

        Значит, труд наш не пропал.

Логопед: И под конец еще игра «Эхо». Повторяйте последний слог каждого слова трижды, будьте внимательны.

Собирайтесь, детвора!

Ра ра ра

Начинается игра!

Ра ра ра

Да ладошек не жалей!

Лей лей лей

Бей в ладоши веселей!

Лей лей лей

Сколько времени сейчас?

Час час час

Сколько будет через час?

Час час час

И неправда: будет два!

Два два два

Думай, думай, голова!

Ва ва ва

Как поет в селе петух?

Ух ух ух

Да не филин, а петух!

Ух ух ух

Вы уверены, что так?

Так так так

А на самом деле как?

Как как как

Сколько будет дважды два?

Два два два

Ходит кругом голова!

Ва ва ва

Это ухо или нос? (держится на ухо)

Нос нос нос

Или может сена воз?

Воз воз воз

Это локоть или глаз? (показывает на локоть)

Глаз глаз глаз

А вот это что у нас? (показывает на нос)

Нас нас нас

Вы хорошие всегда?

Да да да

Или только иногда?

Да да да

Не устали отвечать?

Чать чать чать

Разрешаю помолчать.

Логопед: Ребята, я надеюсь, вы поняли, как важно говорить правильно и понятно. Нужно бережно обращаться со словами, не искажать их. Любите русский язык, слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова.



Предварительный просмотр:

Возможно у ребенка есть проблемы с речью,

Тогда могу вам дать простой совет:

Решение вопроса обеспечит

Лишь только профессиональный логопед!

Он учит речи  чистой, плавной, внятной

Он знает красноречия секрет:

Как говорить и ясно и понятно,-

Квалифицированный мастер –логопед!

Он учит речевой коммуникации

Грамматика и лексика его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем деля вас научит логопед!

Он педагог , учитель и психолог,

Философ он и языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это логопед!

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт

И консультант и наблюдатель –

Специалист разнообразный –логопед!

Он мыслящий, серьезный дальновидный,

И на любой вопрос сумеет дать ответ

Он увлеченный ищущий, активный,

Он творческая личность –логопед!

Работает он тонко, терпеливо,

Слагая результат из маленьких побед,

Работает умело, эффективно

Интеллигентный, деликатный логопед

Он любит свое дело беззаветно

И для него работы лучше нет!

Свои стремленья посвящает детям

Достоин уваженья логопед!

Теперь знакомы вы с профессией прекрасной

Вам лишь осталось постучаться в кабинет

В саду «Журавушка» -Вам скажет «Здравствуй!»

Красивый и разумный логопед.

Терпение и творчество, упорство и победа-

Вот главные этапы в работе логопеда!

Все Нади, Вани, Миши должны заговорить

И от меня зависит быть им или не быть

Душа болит за каждого, все хочется помочь

Не раз вопрос «Что делать?» преследовал всю ночь

Идешь порою с сумками, а язычок «грибком»

Или «лошадкой»цокает, иль губы «хоботком»

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Прошедших мимо взгляд

Так день за днем

То в верх, то в низ

Летает язычок, работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки вдруг,

Появятся и слоги, а там уже слова пойдут

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Я часто слышу «Здасьте!»

А на прощанье  четкое

«Здоровье Вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

что я своей профессией

действительно горжусь!

Раз, два, три , четыре, пять

Вот как я могу считать!

И на празднике вчера

Громче всех кричал «Ур-ра!»

С «Р» мы долго были с ссоре

Я дружить с ней не хотел

И все время в разговоре заменял ее на «Л»

Но смешно звучит «Я выЛос»

 И не скажешь «повзЛослел»

С «Р» решил я помериться

Попытался, но не смог

С буквой накрепко

Воспитатель мне помог.

Я открою вам секрет:

Воспитатель логопед!

Логопед всегда научит без ошибок говорить

Мы его должны за это дружно поблагодарить

Ведь с коварной буквой «Р»

Очень мы дружны теперь!



Предварительный просмотр:

16+

Конспект открытого логопедического занятия

«Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Предварительно перед игрой детям даются отрывки из любимых сказок А.С.Пушкина и выбираются трое лучших для участия в игре.

На занятиях ИЗО рисуются иллюстрации к любимой (понравившейся) сказке.

Дома дети с родителями сочиняют сказку на любую тему и «издают» книжку, кроме того, им предлагается попробовать сочинить стихотворение о творчестве поэта.

В свободное время прочитываются все сказки А.С.Пушкина.

Оформление: плакаты с названиями 4-х сказок, иллюстрации художников к сказкам.

Оборудование:

-билеты в путешествие;

- картинки с заданиями;

- грамоты за конкурс;

- иллюстрации детей к сказкам.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз поговорить о сказках Александра Сергеевича, ведь они вам очень нравятся. Мы решили отправиться в страну, где живут сказки Пушкина.

1. Сказка о рыбаке и рыбке.

2. Сказка о попе и работнике его Балде.

3. Сказка о мертвой царевне…

4. Сказка о царе Салтане…

Названия сказок написаны разным цветом: синим, красным, желтым, зеленым, согласно цвету билетов.

Логопед. А попасть в эти сказки первыми смогут те дети, которые приготовили на конкурс чтецов отрывок из сказок.

В конкурсе участвуют дети, выбранные дети как лучше игроки. Они берут билеты наугад и «отправляются в сказку», согласно цвету билета. Победители этого конкурса награждаются грамотами.

Логопед. Итак, первые участники уже очутились в гостях у сказок Пушкина. Ребята, а вы хотите попасть туда? Покупайте билеты в страну сказок,  но приобрести вы их можете не за деньги, а за отгадки!

- С помощью какого предмета одна своенравная царица узнала, красива ли она? Как называется эта сказка?

- Кто исполнял желания бедного старика? Из какой сказки эти персонажи?

- С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? Как называется эта сказка?

- От чего заснула молодая царица? Кто принес ей яблоко?

- Кого подарил мудрец царю Дадону?

И т.д.

Логопед. Вот вы и оказались в разных сказках и незаметно для себя разделились на команды, а путешествие в мир сказок продолжается.

Перед каждой командой лежат рисунки, выполненные вами. Вы должны отобрать иллюстрации, относящие к той сказке, в которой вы оказались. Дается 1 минута.

Проверим, нет ли ошибок

Вручается грамоты за лучший рисунок.

Логопед. Да, ребята, вот мы с вами послушали отрывки из сказок, посмотрели иллюстрации к ним, но ведь сказки нужно еще и показать. Следующий конкурс называется «Пантомима». Вы знаете, что такое пантомима?

Каждая команда получает карточку, где указано, отрывок из какой сказки должны показать ребята. Все остальные отгадывают название. 2-3 минуты на подготовку.

Логопед. Молодцы! Вы оказались хорошими актерами. А некоторые из вас захотели побывать писателями- сказочниками и сочинили свои сказки. Наше жюри отобрало лучшие. Давайте послушаем эти сказки.

Вручаются грамоты за лучшую сказку.

Логопед. Вы так заслушались, что я хочу узнать, не забыли ли вы сказки А.С.Пушкина и его героев.

Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то участники команды поднимают руки. Но если герои не относятся  к произведениям Пушкина – руки не поднимать! Побеждает команда, у которой осталось большие игроков, т.к. за ошибки игроки выбывают. Приготовились…

Черт, лиса, братья-богатыри, комар, поп, колобок, царевна Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, сестрица Аленушка, конек-горбунок, Чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон, Балда и т. д.

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили сказки Пушкина. Я надеюсь, что они навсегда останутся в  вашем сердце. А закончить наш праздник я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зеленый»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским  сердцем призирал.

И много-много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса

Спустила роковой курок.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он – без перевода.



Предварительный просмотр:

Логопедические стихи



Наставленье Алфавита

Старый мудрый Алфавит
Гневно буквам говорит:
«Разобрать немедля надо
Заявление детсада.
Согласитесь – мы в ответе,
Если жалуются дети.
«Я» зазналась, загордилась,
«У» некстати удивилась,
«О» – в безмерном восхищеньи,
«эФ» надулась в возмущеньи.
«Ша» шипит, а «Же» – жужжит,
«Зэ» – занозою зудит.
С «эР» так вовсе нету ладу:
Тараторит до упаду.
А подружки «Ча» и»Ща»
Допекают сообща.

Детям с вами просто муки.
Всех отдам вас на поруки
Буквоведу Логопеду.
Сам с проверкою приеду
В каждый дом и детский сад
И узнаю у ребят
Все ли вы на нужном месте
В каждом слове, каждом тексте?

То ж скорее отправляйтесь.
Впредь как надо получайтесь.
Больше так не заноситесь,
Чётко все произноситесь.
                        
Потрудитесь, чтоб детишки
Полюбили вас и книжки».

 


Сказка ДЕДА ЛОГОПЕДА

Есть умелый мужичок
Под названьем
язычок.
Хоть и мал он, да удал:
В речи нашей правит бал!

У него есть теплый дом,
Называется он
ртом.
Потолок его тугой –
Нёбо –  выгнуто дугой,
Чтобы звук нашел опору,
Из
гортани выйдя в гору.

Есть улыбчивый забор –
Зубки в ряд, как на подбор.
Губки створками ворот,
Закрывают дворик-рот.
Челюсть нижняя крепка –
Основанье языка.

Речь польется ручейком.
Коль поладишь с язычком!

 


Уроки ДЕДА ЛОГОПЕДА

Непослушен язычок?
Ты по жизни новичок!

Прогони подружку Лень,
Тренируйся целый день:
Перед зеркалом садись
И усердно потрудись.

Есть простые упражненья:
Оближи-ка с губ варенье;
Язычок свой накажи –
Как лопатку положи,
Челюстями прикуси
«Пэ-пэ-пэ» произноси;
Не жалея сил, труда
Им води туда-сюда,
Уголков касаясь рта,
Будто маятник – «тик-так»;
Как подковками «цок-цок» –
Клацать учим язычок;
«А», «о», «у», «ы», «и» – пропой…
             Я горжусь уже тобой!

 Постарался ты, гляжу.
За успехи награжу:
Получи-ка, мой дружок,
Самый вкусный пирожок!

Но ты главную награду
Сам себе добыл, поверь:
Ведь все буквы так, как надо
Получаются теперь!


Во дворе Деда Логопеда   
                                  

Разболтай

Есть у Деда Логопеда
Три прикольнейших соседа:
Журка, Журчик и Журчок –
Каждый кругл, как пятачок.

Эта милая семейка
Поселилась на скамейке.
И питаются все разом
Здесь подслушанным рассказом.

На скамейку кто присел
Рассказал что – Журчик сьел.
Пожевал, посмаковал,
Головою покивал,
Поприцокивал зубами,
Попришлепывал губами,
Попричмокал язычком,
И, устав, уснул ничком.

Утром, выспавшийся Журчик
Бодр, как свеженький огурчик.
Все во сне переварил
И чуть свет заговорил.
Он – разносчик новостей:
Язычок-то без костей!

Но совсем иной Журчок:
Сьел, что слышал, и – молчок!
Прожевал все сам, зубаст –
Никому не передаст:
Охраняют ротик-двор
Зубы – крепенький забор!

Меньше всех съедает Журка:
Бережет свою фигурку,
Талию и грацию –
         Фильтрует информацию.
Объявила мораторий
На принятие калорий.


Журка хмурится на тёток –
Посиделок и трещоток.
Только сказки обожает,
Молча, ест и размышляет…

Коль попался на скамейку –
Вспомни Журчика семейку.
Если ты болтать привык –
Попридерживай язык.
А сболтнул что – так и знай:
Всем расскажет Разболтай.

 

Ассистенты-буквоеды

Ах, какие это муки –
Исковерканные звуки!

Надо много повторять,
Чтоб тебя могли понять.
Как иголка, как булавка,
Как укол: «Молчи, малявка!»,
«Эй, не суй свой нос, малыш.
Уходи с дороги, кыш!»

Так бывает, что ребенок,
Вырастая из пеленок,
Вырос ростом и умом,
Но не ладит с языком.

Детки ходят к Логопеду,
Доверяют буквоведу.

Шепелявит кто, картавит –
Логопед всем звук поставит.

В доме Деда Логопеда
Звуки – пища для обеда.

У него есть под крылечком
Три веселых человечка:
Ланчик, Френчик и Шиншик –
Каждый день у них пикник!

Звук картавый, как колечко,
Улетая с язычка,
Попадает под крылечко
На шампур для шашлычка.

Шепелявый звук со свистом
На жаровню: «шик-шик-шик».
Барбекю готовит быстро
Из него гурман Шиншик.

Много сладких блюд прекрасных
Получают из согласных:

Из капризнейшего «шэ»
Лепят вкусное «бушэ».
Запекают «пэ» и «эн»
В ароматный «пэтти-пен».
Умягчая звуком «эль»,
Варят чудо-карамель.

Ланчик вмиг из звука «зэ»
Приготовит сам «безе».
Френчик сделает из «эс»
Сам любой деликатес.

Ну а, выпадет улов
Вдруг из неприличных слов,
Братцы дело свое знают:
Отбивные отбивают.
Чуть подхватят слово «блин» –
Вмиг на сковороду блин.
Кто услышит: «Фу, ты, черт!» –
В запеканку запечет.
Все до крошки доедают –
Речь детишек очищают.

К сожаленью, есть словечки,
Что годятся лишь для печки:
Полыхают, как дрова,
Эти гадкие слова.
Их не стоит повторять,
Надо их искоренять:
Ведь от них одна беда –
Пусть сгорают без следа!

Три веселых человечка
Под узорчатым крылечком
Верой-правдой Логопеду
Служат дружно. Я к ним еду!

Навсегда прощайте, муки,
Исковерканные звуки!

***

Трудно было в обучении?
Но легко в произношении!
И теперь любой из нас
Для любого звука  – АС!                                    


               
 «эР»

Прожурчал ручью ручей:
«Ты приток, приятель, чей?»
Фыркнув брызгами вокруг,
Торопясь, признался друг:
«Горной речки я приток,
Проскачу через порог,
Соберу друзей за кручей
В хор раскатистый, гремучий.
К руслу радостной реки
Пробежим вперегонки.
Берега размоем враз.
Натворим кругом проказ
И с горы, играя, споря,
Вдруг обрушимся на море –
С рёвом, грохотом с вершин
Путь свой бурный завершим.


              
 «эР»

Говорила Рыба Раку:
«Что ж ты роешь спозаранку?»
«Рыба, - Рак ворчал сердито, -
Рою я с утра корыто,
Чтоб рубашку и трусы
Постирать мне для красы.
Завтра третье, воскресенье.
У супруги день рожденья.
Поприходят братья-раки,
Поприносят ей подарки.
Сувениры и дары
Принесут для детворы.
Я друзьям безмерно рад –
Наряжусь, как на парад».


   
    «Же» и «Ша»

Две подру
жки-говорушки
Дер
жат ушки на макушке:
«
Шу-шу-шу», да «жуу-жу» –
Жуть и ужас расскажу».


       
 «Ча» и «Ща»

Час от часу нас встречая,
Щебеча за чашкой чая,
Зару
чались «Ча» и «Ща»
Чересчур нас не смущать,
А
щадить и выручать,
Контролируя пе
чать.


             «Ша»

Шмель за шторой шебаршит,
Шёлком крылышек шуршит:
«Не ме
шайте, я спешу,
Штору вашу прокушу.
Я не в
шутку здесь шуршу:
Я пыльцу перено
шу».
   


             «Пэ»

Первый класс
Первый раз
Приглашает в школу нас.
Поспешил я
Поскорей,
Потому что у дверей
Первый наш учитель
Просит:
Проходите!


            «эС»

Села сойка  на сосне,
Спела песню о весне.
Пе
сню слышала сосна
И
совсем лишилась сна.


           «Зэ»

Ли
зу Зина позвала:
«Я
занозу загнала.
Заводя в загон козу,
Зацепилась за лозу».

     
      «Ша»

Шалунишкам шубки сшили,
А они всех насме
шили:
В летний день надели
шубки,
В
шлепках шлепали по шлюпке.

 

Языковые проблемы

Мама
свёклу назвала
По-прикольному —
свеклá.
А дедуля наш — казак,
Свёкла у него —
бурак.
Все родные без умолку
Говорят то так, то сяк…
И меня сбивают с толку —
Свёклу я назвал...
свекляк!

 

Бегемотьи босоножки  

Бегемот надел на ножки
Бегемотьи
Босоножки
                        И
Болотами бегом:

                       «бам-бам-бам,
                      
бом-бом-бом.
                       Кочка-точка,
                      точка-кочка» –

                                     Вдаль

Бежит дорожка-строчка,
                      И по кочкам
Бегемот
               Вы
бирает верный
Брод.
               Только жаль, что
Босоножки
Бегемотьи
Без застежки:
Бегемот сошел с дорожки –
               Потерялись
Босоножки.
Бедный-бедный
Бегемот
               Ходит,
Бродит вкруг
Болот,
            И
Бурчит,
Бубнит
Бедняжка:
«
Босоногому мне тяжко.
Были чудо-
Босоножки,
                      А теперь
Босые ножки!»

 

Олень и Лень

Целый день
Лежит
Олень
И ворчит: «О, день!»
                   «
О, лень!»

Так лежал Олень
пока
Отлежал себе бока.
Лень взглянула свысока:
«Вот теперь, Олень,
пока!»
И ушла, на удивление,
В неизвестном направлении.

Начинался новый день.
Тень свою узнал Олень.
«Значит, – думает,– стою,
Если вижу тень свою.
Отыщу-ка я в
лесу
Всем известную
Лису:
Мне теперь ходить не лень –
Пусть расскажет все про Лень.
За болотом и
за бором
Дом с калиткой и
забором.
Там вся живность
на виду,
Там я справки
наведу».

Вышла из дому
Лиса:
«Лень покинула
леса.
Осень – новые заботы,
У нее полно работы:
Чтоб ребятам не учиться,
А старательно лениться,
Лень ушла в дома и школы,
Чтоб устраивать приколы».

Эй, ребята, вы слыхали?
Вы ее не замечали?
Возле книжки у стола,
Уж не с вами ль Лень была?

 

Алфавит
            
Аллигатор-крокодил
Беззаботной жизнью жил:
Вверх и вниз по речке Нил
Годы плавал крокодил.
Добывал себе еду,
Ел и пил все на ходу.

Ёрзал, полз исподтишка,
Ждал добычу с бережка.
Зубки камешком точил,
Илом ссадины лечил,
Йогой даже занимался,
Каратэ тренировался.

Лодки мимо проплывали,
Мимо стаи рыб сновали –
Но никто сейчас не нужен:
Он спешит на званый ужин!
Потому все нипочем –
Радость встречи бьет ключом!

Самый лучший день настал:
Тошка ждет его на бал!
У нее, как бритвы зубки,
Фантастические губки,
Хвостик, лапки, пасть и взгляд –
«
Цаца Тося», – все твердят.

Что надеть бы Алигоше?
Шелк, парча ему не гожи…
Щеткой он начистил кожу,
«
Твердый знак», «Ы», «Мягкий знак» –
Экстра-кнопки на пиджак.
Юн и весел молодец –
Ясен каждому конец:

Юрмалина отдыхает,
Ялта смотрит и вздыхает –
Развлекаются рептилии,
Льются слезы крокодильи.
Нынче Тоша с Алигошей повстречалися,
Нынче Тоша с Алигошей повенчалися.

 

Гости

Долго-долго
гости
                             в гости
Сушей, морем, по реке
Добирались. И добрались –
Глядь…, а
зáмок на замкé!

 

Рана      

У кота на лапке
рана.
Врач повязку наложил.
И снимать повязку
рано,
И терпеть ее – нет сил!
 
Котик сам распорядился:
«Цап-царап» – освободился.

 

Как поделать все дела

Мила в комнату вошла
И руками развела:
Как поделать все дела —
И представить не могла!

Стала Мила у стола,
С полки зеркальце взяла
И собою, хоть мала,
Любовалась: как мила!

В отраженьи разглядела,
Как вокруг все закипело:

Шило — шило,
Мыло — мыло,
А Юла меж них юлила.
Пыль — пылила,
А Пила — все пилила,
Что могла.
Дело сделало дела —
И метла все замела.

Метлу Мила убрала
И во двор гулять пошла.

 

Лунатик

На Земле живут земляне,
На Луне, само собой,
Все живущие – луняне,
И Луна им – дом родной.

Мы друг другу – земляки,
А они, знать, луняки.
И у них в шесть раз поменьше
От ушибов синяки.

Как-то случай приключился:
Оступясь в полночной мгле,
Человек с Луны свалился,
Приземлился на Земле.

Не землянин, не земляк,
Не лунянин, не луняк.
Кто ж теперь он здесь? Лунатик!
Прилуниться б ему как?

 

Мальчишка-Ухтышка

Мальчишка Ухтышка
Школу любил,
Мальчишка Ухтышка
Умником был.
Мальчишки, что с двойками
Дружбу водили,
При встрече Ухтышку
Усердно дразнили:

«Профессор Ухтышка
В школу спешил,
Профессор Ухтышка
Всех насмешил:
Дверь школы закрыта –
Вот невезенье!
Профессор, простите –
Уже воскресенье!»

«Хи-хи» да «ха-ха»,
Ужимки, кривлянья…
Но только напрасны
Дразнилок старанья.

Ухтышка насмешек не замечал:
Он Пифагору в уме отвечал.
Он разгильдяев не видел в упор:
Он с Ньютоном вел по душам разговор.
И сам Менделеев ему в тот момент
В таблицу свою дописал элемент.
Парил наш Ухтышка на крыльях мечты
И сам себе вторил: «Ухтышка, ух, ты!»

Обидчики с горя нырнули в кусты
И слышали только: «Ух, ты!» да «Ух, ты!»

А из беспросветной незнания тьмы
Их двойки в портфеле вздохнули: «Эх, мы!»

Если, читатель, ты умный мальчишка,
Примером тебе пусть будет Ухтышка.



Для трудов дана неделя

Если ты не тот Емеля –
Для трудов тебе неделя
Семидневная дана
С понедельника, известно,
Начинается она.

Понедельник – не бездельник.
Просто он – тяжелый день.
И любая мысль о деле
Тихо едет набекрень.

Ну, а дело – и подавно –
В понедельнике бесславно.
Оттого, порыв сдержи,
Все на вторник отложи.

(Понедельник не жюри:
То, что будет – просмотри,
То, что было – освежи
И по полкам разложи).

Вторник очень продуктивный
Для любой работы день.
Он – начальник дел активный,
И не терпит нашу лень.

На неделе только вторник
Работяга и проворник.
Коль делам откроет счет –
Как по маслу все пойдет.

То ж начни без промедленья
Все важнейшие дела,
Чтоб среда для продолженья
Всю себя им отдала.

Ведь среда – в делах посредник.
День бесспорник и безвредник.
Порешаешь все везде
Коль доверишься среде.

К четвергу – дела в накале.
Кульминация и взлет.
То, что долго так искали –
К нам само в четверг плывет.

Потому – люби четверг.
Он помехи все поверг.
Пустомелям он насмешник.
Нам – удачник и успешник.

Ну а пятница – венчальник,
День итожник, завершальник.
Всем делам принес конец.
Кто работал – молодец!

Пятый день – само спасенье.
Что посеял, то пожнешь.
И в субботу с воскресеньем
С полным правом отдохнешь.

На два дня – прощай работа!
Отдых* - до седьмого пота!

* Только «отдых» – замечанье, -
Не лежанье на диване,
А работа над собой:
Телом, разумом, душой!

Оглянулись – ну дела! –
А неделя-то – прошла!

Их в году пятьдесят две.
Быстро свяжутся в канве
Жизни нашей скоротечной.
То ж не тратьте их беспечно!

День наполнить свой спешите.
Не вернете время вспять,
Вдруг жизнь новую решите
С понедельника начать.

Р.S: Если ты не тот Емеля,
Что дремает на печи –
Принесет тебе неделя
И тепло, и калачи.



Предварительный просмотр:

Скороговорки на автоматизацию звуков  [П] - [Б], [Т] - [Д]

Сказал Степан: «Пан или пропал». Пан пал, Степан пропал.

Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу. Понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

 

- Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

 

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Все бобры добры для своих бобрят.

По ремешку, по брёвнышку боком проведу кобылку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.

Дятел долго дуб долбил- долбил, да не додолбил.

Летят тридцать три пичужки через три пусты избушки.

Дом у дуба, дуб у дома.

Дёма дремлет возле дома: одолела Дёму дрёма.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [К] - [К']

Сидит клоп на копне, колпак на клопе, копна под клопом, клоп под колпаком.

Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки. Нет ни хлеба, ни муки – догулялись кулики.

Около кола колокола. Колокола около кола.

Коси, коса, пока роса. Роса долой, - и мы домой.

Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик …

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, перевыколпоковать.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Кому-то пироги да пышки, а кому-то синяки да шишки.

Наша река широка, как Ока. Как Ока широка наша река. Так, как Ока, широка наша река.

Кран обходится без рук, вместо рук у крана крюк.

Свинушки – старушки, волнушки – стрекушки, сыроежки – сладкоежки.

Укатил в уголок котик ниток клубок. Котик ниток клубок укатил в уголок.

Рукава у Кондратовой куртки коротковаты.

Укатил Костя в Кострому к куму в гости.

Ковал коваль коня. Конь копытом – коваля. Коваль кнутом – коня. Конь убежал от коваля.

Кот копейку накопил, - кошке тапочки купил, а козе – капустки кочанчик хрусткий.

Не всяко лыко в строку, не всяка строка – в лыко.

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

 Карлик Карл кувыркался на ковре.

 Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

 Сел Коля у Оки, ест Коля яблоки. Ест Коля яблоки у реки Оки.

 Константин констатировал, что закон закодировал.

 Коли Коля около колли, то и колли около Коли.

В один клин, Клим, колоти. Колоти, приколачивай.

Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [Г]- [Г']

В голубую голубятню влетели голуби и голубята.

Я бегу по лугу, я бегу, как могу, как могу я бегу.

Грач завёл разговор, сев у галки на забор, о том, как завёл разговор.

Галя Ганне загадала загадку про гуся и зарядку.

Гусь Гога и его друг Ганя друг без друга – ни шагу.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Замолчали быстро гуси, а огонь ещё горит.

Гусь в гнезде с утра гогочет: написать в газету хочет.

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

 Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

 Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

 Гонец с галер сгорел у галер.

 
Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара. Итого гагар – пара.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [К] - [К'], [Г] - [Г']

 

Возьми савок: смети уголь в уголок.

Гуси к ручейку гусяток ведут, гусятки к ручейку никак не идут.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!

Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Галка села на палку, а палка ударила галку.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка …

У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков  [Х] - [Х']

 

Ехали верхом Прохор и Пахом. Прохор и Пахом ехали верхом.

Хорь хорю хорошую дал хвою. Хорошую хвою дал хорь хорю.

Скоморохи выше всех, ведь ходули есть у всех.

Осип осип, Архип охрип. Осип сипит, Архип хрипит.

Хорошая халва в Мисхоре. Вкусная халва – мастеру хвала.

 Хохотушка буква Х хохотала: «ха-ха-ха!»; нахохоталась, обхохоталась и ухахатывалась.

 Прохор и Пахом ехали верхом на худом скакуне.

Муха-горюха села хомяку на холодное ухо.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [М] - [Н], [М'] - [Н']

 

Много звону – дела мало, много дела – мало звону.

Мал мала меньше у мала на меже.

Не боится мельник шуму: мало шума – мало муки, много шуму – много муки.

Маленькую Милу мама мылом мыла.

Моей маме Мила мимозу купила.

Где мёд, там и мухи. У мухи мёд на брюхе.

Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа, ни у соседа, ни дома не найдешь...

Народ за квас, а мы – за ананас. Наананасимся, и перейдём на квас.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [В] - [Ф], [В'] - [Ф']

 

Всяк человек век живёт, век учится, век живет, век учится.

Всему своё время, а на безделье – безвременье.

Кто в городе не бывал, - красоты не видал. Красоты не видал, - знать в городе не бывал.

Сливы – у Клавы, вишни – у Фимы, тыквы - у Вити, фиги – у Димы.

У реки - ивы, за селом – нивы, в корзине – фасоль, на столе – сливы.

Вёз водовоз воду, набрав её из водопроводу.

Веретено вертелось, вращалось волчком возле валенок.

 

Скороговорки на автоматизацию [С] - [С']

 

Где снег, там и след. На снегу след всегда сед.

На сéмеры сани по семеро в сани.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

У Сани сани едут сами. Едут сами сани у маленького Сани.

Коси коса пока роса. Роса долой, - и мы домой.

Сеня в сени сено нёс, щекотало щёки, нос.  

Носит Сеня сено в сени: спать на сене будет Сеня.

Сын Славина ехал в город Сливен.

Шла лиса по песочку: лизни лиса песочку.

Пьёт Саша сыворотку из-под простокваши.

Курочка пестра, уточка с носка плоска.

У осы не усы, не усищи, а усики.

 У Сони и Сани сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Везёт Сеня с Саней Соню на санках.

 Сидит соня-Олеся, с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.

Соня-Евсей, муку просей! Просей скорей муку, Евсей!

Воробей на сосне свалился к весне. Свалился к весне воробей на сосне.

Сорок сорок съели сыра кусок. Съели сыра кусок сорок сорок.

В саду у Дуси утки и гуси. В саду у Васи – поросята в квасе.

Саня и Костя идут к Соне в гости. К Сене в гости идут Саня с Костей.

Саня с невестой месят тесто. Месят тесто Саня с невестой.

Саня сено косит, а Соня сено носит. Соня сено носит, а Саня сено носит.

Семь сестёр сидели в сене, стог метать мешали Сене.

Сеня во сне сидит на сосне. Сидит на сосне Сеня во сне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа. Сосед – непоседа есть у соседа.

В миске у киски вкусные сосиски. Вкусные сосиски у киски в миске.

Испугали Люсю бабусины гуси. Рассыпала Люся свои бусы.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Съела Фрося ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас. Только съела – свет погас.

Влас у Славы съел сало, а Назар у Саввы сливки слизал.

У Василиски глаза лиски, у лиски – глаза Василиски.

Сеня в сени сел и всю селёдку съел.

 

Скороговорки на автоматизацию звуков [З] - [З']

 

Не знала Зоя, как зовут зайку. А Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

На возу лоза, у воза коза. Зачем, коза, стоишь у воза?

Лезут в грозу козы в лозу – грызут козы в грозу лозу.

Зина Кузина знает Кузю Зинина.

У зайки Бубы разболелись зубы. Разболелись зубы у зайки Бубы.

У Зины много забот: заболел у зайки живот.

Звала Зося зайку в гости. Забежал зайка на завтрак к Зосе.

Идет Назар на базар, купит на базаре козу Назар.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны завтракают.

У Зои мимозы, а Зины розы. Зоя у Зины взяла мимозу, Зина у Зои закупила розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Зоя на урок не идёт…

Роза замёрзла от мороза. Зато реке морозы – не угроза.

Зина в магазине забыла корзину. Зина у нас большая разиня.

В магазине купили Зине корзину. Не будь, Зина, разиней!

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']

 

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

Идёт с козой косой козёл. Косой козёл идёт с козой.


Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

 Злая оса боса без пояса.

У кого болит зуб, тот не может есть суп.

 

Вяз в лесу, и я - в лес. Вяз из леса не несу.

Захар сахар запасал: закрома им заполнял. Захаровы закрома засахарены сполна.

 

Пό лесу лозу везу, во лесу лозу вяжу.

На базаре спозаранку купил Назар козе баранку.

 

Сеня-везеня везёт Соню на сене.

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Ц]

У кольца нет конца, нет конца у любого кольца.

Цыплёнок и курица бегают по улице. Бегают по улице цыплёнок и курица.

Цепляйся цепко за кольцо, не поцарапай лишь лицо.

Не станет, стоя на крыльце, писать цыплёнок букву Ц.

Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [С] - [Ц]

Скворцы и синицы – весёлые птицы. Весёлые птицы скворцы да синицы.

Невелика птица синица, да умница. Умница-разумница птица-синица.

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

У лесного болотца цапля весело смеётся. Весело смеётся цапля у болотца.

Стоит воз овса, возле воза - овца. Зачем овце воз овса?

Две овцы среди цветов пасутся в цветнике.

 

Скороговорки на автоматизацию звука  [Ш]

Шумно шумят шалуны в шалаше, знать много шалунов в шалаше.

Вымыли мышки миску для мишки. Миску для мишки вымыли мышки.

Кашку кушала по крошке крошка кошка на окошке.

У Прошки с плошкой вышла оплошка: опрокинул Прошка плошку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Шишки да шило в мешке не утаишь. Шишки шуршат, шило колется.

Наша Маша, не спеша, моет в ванной малыша. Моет в ванной, не спеша, наша Маша малыша.

Есть у Миши карандаш. Чей карандаш? Наш!

Не шумите больше, мыши! Кот идёт по вашей крыше.

Лёша Глаше варит пшённую кашу. А Глаша Лёше даёт простоквашу.

Кто по камушкам прошёл, шубу шёлкову нашёл?

Не найду я ушки у нашей лягушки. Есть ли ушки у нашей лягушки?

Яшка в фуражке едет на черепашке. На черепашке Яшка едет в фуражке.

Маша кашу не доела, значит, каша надоела.

Шутил шутник, да вышутил себе башлык.

 Луша в душе мыла шею и уши. Шею и уши мыла Луша в душе.

 Метил в лукошко — попал в окошко. Метил в окошко – попал в лукошко.

 Наш Филат не виноват, и ваша Наташа не виновата. А виновата соседская Глашу.

 Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.

 - Ваша Парашка?  - Наша! - А на ней наша рубашка.

 Времена шатки, берегите шубы да шапки.

 Макар бежал к кошке, - налетели мошки. Улетели мошки – не успел к кошке.

 Наш Гришка не берёт лишка. А коли лишка, так не слишком.

 Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 Кошка на окошке шьёт рубашку для малыша Ермошки.

 По ремешку, по брёвешку боком проведу Любушку.

 На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

На лужке лопушки, в шалаше – дружки. В шалаше дружки, на лужке лопушки.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [С] – [Ш]

Нашёл Серёжка на стёжке пропавшие у Матрёши серёжки.

У Маруси в камышах страшный шум стоит в ушах.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а мыши поплоше несли по два гроша.

Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.

Чтобы угодить подружке, Саша Маше купил сушки.

 Один Семён с сошкой, а семь его сестёр – с ложкой.

Сшила Маша шапку Саше, шапка вышла, как у Даши.

Саша шапкой шишку сшиб. На лбу у Саши есть ушиб.

Пиши – не спеши, а коль спешишь – не пиши!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.


Я спешу, спешу, спешу: письмо бабушке пишу.

Шашки на столе, шишки на сосне. Шишки на сосне, шашки на столе.

У Симы – шишки, у Сани – шашки. Сима – с шишкой, Саня – с шашкой.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша чёрная кошка – выше.

Шёл сапожник по шоссе, нёс сапожок на шесте.

 

Скороговорки на автоматизацию звука  [Ж]

 

Жук летит, жук жужжит, Женя от него бежит.

Зажужжалась муха: дожужжалась паука.

Ужу на ужин жук нужен.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа жёсткий иголки.

Жеманилась жёлтая жужелица, у неё от жары голова кружится.

Полз уж к луже, уже уж в луже уже.

 Делай добро и жди добра, не дождёшься – не тужи, выше голову держи.

 Вожжи из кожи в хомут вхожи. Вхожи в хомут вожжи из кожи.


Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух.

 Жутко жёлтому жуку без жены жить на суку.

Жуки жужжали, ручьи журчали, жуки убежали, ручьи дожурчали.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [З] - [Ж]

Не лижи, коза, лозу. За лозу накажут козу.

У Жени и Зины медвежонок в корзине.

Задрожали зайки: заприметили волка на лужайке.

Оса летит, оса звенит, Женя от неё бежит.

Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ш] - [Ж]

Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.

У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?

По меже шагает ёж: ты его рукой не трожь!

Не страшатся мороза моржи, не пугают лягушку ерши.

Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Ч]

Шубка овечки теплее всякой печки.

У Танечки – тачка, у Маши – печенья пачка.

Пекарь пёк калачи в печи, на пекаря не ворчи!

Тихо плача и скучая, час сидим за чашкой чая.

Чинно учи уроки по учебникам, иначе останешься неучем.

Течёт речка, не вытечет, печёт печка – калач выпечет.

Третьи суточки скачут Анюточки, не устав ничуточки.

Точь-в-точь, как мать и дочь. Как мать и дочь: ну точь-в-точь!

 Молчал, молчал, да и вымолчал. Вымолчал мочало: начинай сначала!

 Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

 В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.

Калач на калаче, каланча на каланче. Каланча на каланче, калач на калаче.

В печи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ц] - [Ч]

У цапли – цыпленок, у белки – бельчонок.

Очень часто бьются у Цилички блюдца.

Ученица-озорница получила единицу. Получила единицу ученица – озорница.

Везёт цапля щучку с чушкой да чашку с пичужкой.

Сидим на кочке, где растут цветочки. Не растут цветочки – не сидим на кочке.

 

Скороговорки на автоматизацию звука [Щ]

Взяв подкладку от плаща, тащим мы домой леща.

Нужные вещи - щипцы да клещи.

Щетина щётки щекочет щёку.

Кто на свете всех тощее? Не найдёшь тощей Кащея.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

В роще ты нас поищи: щиплем щавель мы на щи.

Тащит щенок прищепку; зацепился щенок за щепку.

Волки в роще рыщут, пищу ищут.

 Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.

 Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

 Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.

 Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Огурцы ращу, товарищей угощу.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Ч] - [Щ]

Чёрный плащ надет на плечи, без плаща мне было легче.

Волки в роще рыщут, рыщут, пищу в роще волки ищут.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.

Упирается, пищит, тащит Щен тяжёлый щит.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Вещи проще положить, чем в чемоданище тащить.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Щ]

Ты ловишь щуку, я ищу щётку. Ты поймал щуку, я нашёл щётку.

Шуршат щётки, шумят щепки; шуршат щепки, шумят щётки. 

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [Л] - [Л']

Вбили кол в частокол. В частокол вбили кол, подприколошматили.

Топали до тополя, дотопали до тополя. До тополя дотопали, да ножки-то оттопали.

У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки.

На мели мы налима ловили, ловили, да не выловили.

Галка села на палку, а палка ударила галку. Не садись галка на палку!

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела. Себе – трое, мужу – двое и детишкам по лаптишкам.

Лисы ловила лягушек на болоте, лягушки от лис ушли с болота.

Лакомка молоко лакала, лакала, да всё вылакала.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

 Коля колья колет. Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку. Полкана палка ударила в лапу.

 Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила.

 У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки.

 В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.

Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.

Кот молоко лакал, Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил- долбил, да не выдолбил.

Мы ели, ели линей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Лис улёгся в тень у липы. Лис считает листья липы.

Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

В один клин, Клим, колоти. Колоти, приколачивай.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

Около ямы три ели вялы. На ель стану, ель достану.

Иван-болван молоко болтал-болтал, да не выболтал.

В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков   [Р] - [Р']

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

У трещётки-тараторки тридцать три скороговорки.

 Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.


В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Фрола – мухоморы.


В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

В печурочке три чурочки, три гуся, три утки, три тетерева.

На дороге Марья увидала Дарья. Марья рада Дарье, Дарья рада Марье.


Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок ворон напугали ворон. Сорок коров разогнали орлов.

На горе на пригорке стоят тридцать три Егорки. И у каждого Егорки на закорке по ружью.


Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуза.

У нас на дворе, на подворье погода размокропогодилась.


Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупы да про подкрупки.


За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.


Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

По двору, по подворью в добром здоровье.


Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

Полчетверта четверика гороху без червоточины.


Премудрый ворон проворно воровал ватрушки.


На корабль прокрался краб, караси украли трап.


Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Проворонила ворона воронёнка.


Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда во мраке шуршат раки в страшной драке.


На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.


По травке по траве тропа протоптана во рве.


Прыгают во рту скороговорки как караси на сковородке.


Рано утром два барана барабанят в барабаны.


Рома Маше нарвал ромашек, а Маша Роме нарвала ревень.


С горы – не в гору, в гору – не с горы.


Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Три тропки, три травки, на тропке травка.


Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

На травке тропка, на тропке травка.


Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

На горушки три забора, три избушки, три Егора.


Трое трубачей трубили в трубы.

По бревну по брёвнышку проползла козявочка, пролетела горлинка, пропорхала пташечка.


Шустрая норка юркнула в норку.

У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры, там на грядках помидоры.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Ворон у старушки воровал ватрушки.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Гриша грыз коржик, орешки грыз Жоржик, а Гарик сухарик.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

 

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков  [Л] - [Р], [Л'] - [Р']

 

На болоте на лугу стоит крынка творогу. Прилетали три тетери: поклевали, - улетели. Прилетали утки, - заиграли в дудки.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Лесорубы лес рубили топором-топориком. Лес в дровишки превратили топором-топориком.


На болоте за посёлком пела-пела перепёлка. Перепел прилетел, перепёлку перепел.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Клара у Вали играет на рояле.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу сделал грабли. Продал грабли крабу краб. Грабь граблями сено, краб!

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Купили каракатице кружевное платьице. Ходит каракатица, хвастается платьицем.

Ушёл Прокоп – кипел укроп. Пришёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Шли три кума, три Прокопья, три Прокопьевича, говорили про кума, про Прокопья кума, про Прокопьевича.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

приложение № 3

Зрительная гимнастика  обязательна на занятиях с применением ИКТ....

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...