Советы тем, кто хочет научиться петь
статья по теме

Алексеева Маргарита Васильевна

Советы тем, кто хочет научиться петь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_tem_kto_hochet_pet.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ

ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагога считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладения навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—б звуков, у детей в—7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).

      В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

РАЗУЧИВАЯ С ДЕТЬМИ ПЕСНЮ, ПОМНИТЕ:

1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог,  например  «ля»  (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и  мелодии фрагменты  песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял,  куда движется мелодия  и   куда  направить  голос,   пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Так ты с трудным ритмическим рисунком нужно пpoхлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой, песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться  этому можно,  поиграв,  например,  со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше,   наблюдя, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками  знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет», этого используются небольшие, на трех-пяти звуках,  распевки.  Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных  ступенек,  постепенно  повышая  голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть прямо, без напряжения, расправив плечики, спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся  очень серьезно.

Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:          

Прежде чем проинтонировать (пропеть) злу к песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы тем, кто хочет научиться петь

Рекомендация родителям, которые желают самостоятельно научить правильно петь своего ребенка....

Консультация для родителей «Советы тем, кто хочет научиться петь»

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, кто именно он способен стать основой, фу...

Советы тем, кто хочет научиться петь

В данной статье предлагается познакомить родителей с несколькими советами, которые помогут оказать помощь ребенку в овладении навыками выразительного пения...

"Советы тем, кто хочет научиться петь"

Консультация музыкального руководителя...

СОВЕТЫ ТЕМ КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Советы тем, кто хочет научиться петь

Советы и рекомендации для музыкальных руководителей и родителей дошколят....

Консультация для родителей: "Советы тем, кто хочет научиться петь"

Рекомендации, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения....