Мастер-класс "Масмак"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Миронова Надежда Ивановна

В этом занятии дети знакомятся с чувашским народным головным убором "Масмак" и с элементами вышивки масмака!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_o_masmakah.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

План – конспект

Викторина «Что мы знаем о масмаках»

(мастер – класс)

                                                                                                                                               Воспитатель

Миронова Н.И.

2011 г.

Цель: обобщить знания детей о смысловых значениях элементов  чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».

Задачи: Уточнить и расширить знания, представления о чувашских головных повязках «масмаках»;

  1. их возникновении и назначении;
  2. об их первичных художественных образах (линейных и цветовых);
  3. об орнаментальном образе, духовно – содержательном смысле, связанном с мировозрением народа.

Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные  отношения к людям труда.

Материал: фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением «масмак», игрушка-кукла Анюк,

вышитые чувашским орнаментом салфетки, сурпан, тухья, пояса. Цветные карандаши, полоски разноцветной бумаги 10х25 см.

Индивидуальная работа: закрепить знания и изображения элемента вышивки «солнца».

Предварительная работа:

  1. Чтение чувашских сказок и легенд.
  2. Экскурсия в мини – музей детского сада.
  3. Рассматривание детьми книги «Чувашское народное искусство» Э.Д. Меджитова,

А.А. Трофимова.

  1. Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?», игра – загадка «Угадай, о чем народная мастерица хотела рассказа?», «Как называются узоры и откуда их брали».
  2. Экскурсия в музей Лобачевского.

План и ход мастер – класса

  1. Сообщение темы занятия.

- «Что мы знаем о масмаках» - так называется наша викторина, которую я хотела бы вам предложить. А что такое викторина?

Викторина – это игра в ответы на вопросы.

Анюк узнала о том, что у нас в детском саду проводится викторина  и попросила меня      пригласить ее. Она очень хотела узнать, что такое «масмак» и все, что мы знаем о нем. Она их никогда не видела и ничего о них не знает.

  1. Объяснение о правилах игры – викторины.

Предлагаю Вам, разделиться на две команды. Я буду задавать вопросы, а вы по очереди – отвечать.

За каждый правильный ответ вы получите звездочку. Победителя ждет приз, а какой, вы узнаете после окончания игры.

  1. Приход Анюк.

- Куда я пропала? Кругом так много красивых вещей. Они чем то похожи друг на друга. В какую страну я попала?

- Эту страну, где так много чудных по красоте вещей, я думаю, можно назвать «Страна красивых масмаков».

  1. Ход игры викторины.

- Что такое масмак?

- Кто их носил?

- Кто их вышивал?

то

- Кто знает легенду о масмаке?

Рассказ о девочке Масмак.

- Девочка по имени Масмак, увидев радугу после дождя, вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу.  С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак».

  1. Обобщение легенды.

– Правильно. Но есть и другая легенда у чувашей про масмак. В ней говориться, что когда небо находилось низко, голова первых людей на чувашской земле, людей-Великанов, были в небе, откуда они получали тепло, свет. А когда небо и солнце поднялись далеко наверх, чуваши придумали для связи с небом узкую полоску «масмак», на которой стали вышивать то, что есть на небе: солнце, звезды и то, что находиться на земле: животных, горы, леса и другое.

  1. Продолжение викторины.

- Для чего носили женщины масмак?

- Люди считали, что небо дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и стали носить масмак, как бы их жизнь связана с небом, с небесным миром.

- Как называются элементы узора? (показывает образцы).

- Найдите этот элемент на масмаке.

  1. Ждого

  1. Обобщение.

- У к