Мастер-класс "Масмак"
методическая разработка (старшая группа) по теме
В этом занятии дети знакомятся с чувашским народным головным убором "Масмак" и с элементами вышивки масмака!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_o_masmakah.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
План – конспект
Викторина «Что мы знаем о масмаках»
(мастер – класс)
Воспитатель
Миронова Н.И.
2011 г.
Цель: обобщить знания детей о смысловых значениях элементов чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».
Задачи: Уточнить и расширить знания, представления о чувашских головных повязках «масмаках»;
- их возникновении и назначении;
- об их первичных художественных образах (линейных и цветовых);
- об орнаментальном образе, духовно – содержательном смысле, связанном с мировозрением народа.
Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда.
Материал: фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением «масмак», игрушка-кукла Анюк,
вышитые чувашским орнаментом салфетки, сурпан, тухья, пояса. Цветные карандаши, полоски разноцветной бумаги 10х25 см.
Индивидуальная работа: закрепить знания и изображения элемента вышивки «солнца».
Предварительная работа:
- Чтение чувашских сказок и легенд.
- Экскурсия в мини – музей детского сада.
- Рассматривание детьми книги «Чувашское народное искусство» Э.Д. Меджитова,
А.А. Трофимова.
- Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?», игра – загадка «Угадай, о чем народная мастерица хотела рассказа?», «Как называются узоры и откуда их брали».
- Экскурсия в музей Лобачевского.
План и ход мастер – класса
- Сообщение темы занятия.
- «Что мы знаем о масмаках» - так называется наша викторина, которую я хотела бы вам предложить. А что такое викторина?
Викторина – это игра в ответы на вопросы.
Анюк узнала о том, что у нас в детском саду проводится викторина и попросила меня пригласить ее. Она очень хотела узнать, что такое «масмак» и все, что мы знаем о нем. Она их никогда не видела и ничего о них не знает.
- Объяснение о правилах игры – викторины.
Предлагаю Вам, разделиться на две команды. Я буду задавать вопросы, а вы по очереди – отвечать.
За каждый правильный ответ вы получите звездочку. Победителя ждет приз, а какой, вы узнаете после окончания игры.
- Приход Анюк.
- Куда я пропала? Кругом так много красивых вещей. Они чем то похожи друг на друга. В какую страну я попала?
- Эту страну, где так много чудных по красоте вещей, я думаю, можно назвать «Страна красивых масмаков».
- Ход игры викторины.
- Что такое масмак?
- Кто их носил?
- Кто их вышивал?
то
- Кто знает легенду о масмаке?
Рассказ о девочке Масмак.
- Девочка по имени Масмак, увидев радугу после дождя, вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак».
- Обобщение легенды.
– Правильно. Но есть и другая легенда у чувашей про масмак. В ней говориться, что когда небо находилось низко, голова первых людей на чувашской земле, людей-Великанов, были в небе, откуда они получали тепло, свет. А когда небо и солнце поднялись далеко наверх, чуваши придумали для связи с небом узкую полоску «масмак», на которой стали вышивать то, что есть на небе: солнце, звезды и то, что находиться на земле: животных, горы, леса и другое.
- Продолжение викторины.
- Для чего носили женщины масмак?
- Люди считали, что небо дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и стали носить масмак, как бы их жизнь связана с небом, с небесным миром.
- Как называются элементы узора? (показывает образцы).
- Найдите этот элемент на масмаке.
- Обобщение.
- У к