Развитие ребенка трех лет
материал (младшая группа) на тему
Данный материал можно использовать для подготовки к собранию во второй младшей группе. В нем говорится о развити ребенка 3 лет. Дается информация о кризисе 3-х лет и рекомендации родителям, как вести себя в период книзиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rebyonka_v_3_goda.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ребёнка в 3 года
Анализ данных показывает, что на сегодняшний день 80% детей рождается физиологически незрелыми, около 70% детей имеют перинатальное поражение центральной нервной системы. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% детей в коррекционной помощи того или иного направления.
Поэтому встал вопрос контроля за психическим развитием детей уже раннего возраста. Для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики.
В нашем детском саду так, же проводится диагностика психического развития детей раннего возраста по программе К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной. Данная диагностика проводится по определенным возрастным срокам (эпикризным срока). 1,3- 1,6 -1,9 - 2 года 2,6 - 3 года. По каждому эпикризному возрасту существуют свои показатели и свои методики определения психического развития. Так, как мы сегодня говорим о детях 3 лет и о переходе детей на другой возрастной этап, я и буду говорить об итоговой диагностике, расчитанной на трехлетних детей.
Развитие детей проверяется по разным направлениям:
- Актавная речь – Психолог беседует с ребенком и проверяет наличие у ребенка в речи придаточных предложений, вопросов «Почему? Когда?» ( Мы пошли домой, потому-что стало холодно). Понимание речи взрослого.
- Сенсорное развитие – используется геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором). Правильно называет 4 основных цвета. (показ психолога).
- Игра – Наблюдение за игрой ребенка. Ребенок отображает какой-либо сюжет, берет на себя роль, и обозначает эту роль словом. Ребенок кормит куклу, выполняет для этого соответсвующие действия. На вопрос взрослого: Ты кто? Отвечает не свое имя, а называет роль, которую играет: папа, мама.
- Конструктивная деятельность – Делает из строительных кубиков постройки, например гараж, дорогу к нему и играет с ними.
- Изобразительная деятельность – Лепит из пластилина или рисует карандашом или красками узнаваемый предмет и называет его.
- Движения – Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30-35 см не задевая ее.
- Навыки – самостоятельно одевается, пытается застегнуть пуговицы и завязать шнурки. Кушает аккуратно. При загрязнении пользуется салфеткой без напоминания.
Все показатели вносятся в карту развития, которая заводится на каждого ребенка и определяются уровни развития. Исходя из них, воспитателям даются рекомендации для дальнейшего развития детей.
Далее хочется рассказать вам, что еще должен уметь ребенок трех лет, и какие особенности его подстерегают в этом возрасте.
К 3 годам ребёнок становится более общительный. Он хорошо говорит и любит задавать много вопросов. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Он знает название многих предметов, всё больше усложняет свою речь. К 3 годам ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность.
Физическое развитие
Трёхлетний ребёнок может выполнять одновременно два действия. Многие дети с удовольствием осваивают трёхколёсный велосипед. Ребёнок легко перешагивает через препятствия на полу высотой до 30 см. чередующимся шагом и перепрыгивает через линию на полу. Дети в 3 года очень подвижны, они бегают, прыгают, спрыгивают с небольшой высоты, ловят мяч, залезают на лесенки, скатываются с горки и т. д. У ребёнка усложняются движения рук, у него хорошо развита координация движений.
Неврно-психическое развитие
Ребёнок 3-х лет хорошо разговаривает и понимает, использует в речи сложные предложения. Он может произносить фразы, содержащие 5 – 6 слов, употребляя прилагательные и наречия. В этом возрасте детей очень привлекают картинки, ребёнок с удовольствием будет их рассматривать и произносить название знакомых предметов и имена героев по просьбе взрослых. В игре малыш начинает использовать ролевые элементы, например во время игры «в дочки-матери». Детям очень нравится рисовать и лепить из пластилина. У него получаются элементарные рисунки карандашом и простые пластилиновые фигурки. Малыш практически самостоятельно или с небольшой помощью взрослого одевается сам. Ему уже хорошо удаётся расстегивать и застёгивать пуговицы. При необходимости он сам и по назначению пользуется расчёской, салфеткой и носовым платком. Играя в кубики, ребёнок может воспроизвести показанные родителями сооружения или что-то построить сам. Очень интересным навыком становится планирование своей деятельности, малыш может предупредить взрослого о том, что он будет рисовать, лепить, играть в машинку и т. п. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребёнку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнёт сам отличать хорее поведение от плохого. Также трёхлетние дети с удовольствием проявляют самостоятельность. Они уже хорошо чувствуют себя в коллективе, и могут играть вместе.
В этом возрасте у детей бывает кризис 3-ех лет.
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы.
Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она
направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях.
4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота».
6. Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что
обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в жизни ребенка.
Как надо вести себя родителям в период кризиса трех лет
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.
Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, челов...
ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ
ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...
Эмоциональное развитие ребенка от года до трех.
Консультация для родителей по вопросам развития эмоциональной сферы личности ребенка....
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Развитие правильной речи ребенка трех. четырех лет
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка от двух до трех лет"
Консультация для родителей о речевом развитии детей от двух до трех лет...
«Влияние родительских установок на психическое развитие ребенка трех лет»
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, устано...