Интеллектуальное развитие дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бирюкова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по интеллектуальному развитию старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Задачки Колобка».

                                                    Составила:

                                                              педагог-психолог МДОУ

                                                                     детского сада №3

                                                               общеразвивающего вида

                                                Истринского муниципального района

                                                                         Бирюкова Т.В.

Цель:

Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Закреплять умение соотносить речевую форму описания предметов с графической.

5. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

6. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

7. Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, воображения, саморегулирования и самоконтроля.

8. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, желание помогать, чувство коллектива.

Материал:

1. Письмо, нарисованная на ватмане схема путешествия, «ключи» к схеме наклеенные на цветной картон (на каждого ребенка); мяч; звукозапись космической музыки;

2. Карточки с предметами для игры «Логический поезд», схема к игре «Разноцветные цепочки»;  предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки к игре «Четвертый лишний», разлинованный на 9 частей лист и набор предметов к игре «Разложи предметы»;

3. Тарелка с конфетами (по числу детей), счетные палочки, мешочек с 3 шариками желтого и 3 шариками красного цвета;

4. Нарисованные лабиринты, простые карандаши по числу детей; карточка с нарисованными предметами (ключ, облако, лиса, огурец, бабочка, окно, кошка) к игре «Угадай имя»; круг разрезанный на несколько частей, вырезанные изображения глаз, носа, рта для игры «Сложи Колобка»;

5. Сундук, замок, ключ,  набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине для игры «Угадай, где ключ»; призы для детей.

Используемая литература:

1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.

2. Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.

3. М.В.Ильина «Чувствуем, познаем, размышляем», М., 2004г.

4. О.Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.

5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.

6. «Дошкольное воспитание», №8, 12, 2005г.

                                                 

 

                                                                  Ход занятия:

1. Педагог показывает детям письмо и говорит, что оно сегодня пришло в детский сад. Вместе с детьми он распечатывает конверт и читает:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, загадывать загадки, придумывать разные конкурсы. Но одному играть не интересно. Я думаю, что вы со мной с удовольствием поиграете.

                              Ваш веселый, любимый ………….

P.S. Если хотите узнать кто я , тогда отправляйтесь в путешествие по карте и постарайтесь выполнить все мои задания.»

2. Педагог обращает внимание детей на карту: «Ну, что отправимся в путешествие?».

 Дети: «Да!».  

Педагог раздает каждому ребенку «ключ» к карте. Дети вешают «ключи» на шею.

Педагог: «Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.»

Проводиться игра «Логический поезд»: на стол кладется картинка с изображением паровоза. Детям раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.

Педагог: «Теперь у нас есть на чем ехать, но надо знать куда? Пойдемте к карте.»

Дети вместе с педагогом  с помощью «ключа» определяют свой маршрут.

Педагог: «Для того, чтобы приехать к 1 станции вы должны встать в определенном порядке.»

Проводится игра «Разноцветные цепочки»: дети переворачиваю свои «ключи» обратной стороной – у каждого свой цвет. Педагог показывает схему. Дети встают друг за другом согласно схеме. И так друг за другом «подъезжают» к 1 станции (столу).

                                                                   Схема:

3. Первая станция.

 На столе лежат  пронумерованные конверты с заданиями:

Конверт 1. «Зарядка для ума» : Педагог зачитывает каждому ребенку по вопросу, если он сам не может ответить, то ему помогают остальные дети.

- Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

- У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей? (4)

- Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)

- В группе д/с лыжи есть у 5 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)

- Наташа сорвала в саду 3 сливы и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа? (3)

- Кто выше прыгает муха или комар? (эти насекомые не прыгают)

- По чему ездят машины? (по дороге)

- Кирпич весит 2 кг. Сколько будет весить две половинки кирпича? (2 кг.)

Конверт 2. «Хитрые задачки»: детям предлагается выполнить следующие задания:

- Каждому ребенку дается по одной счетной палочке и предлагается с ее помощью образовать на столе треугольник (дети должны использовать угол стола);

- Педагог ставит перед детьми тарелку с 8 конфетами (по количеству детей) и просит их разделить конфеты между собой поровну, но так, чтобы одна конфета осталась в тарелке. Дети выполняют. ( одну конфету надо отдать вместе с тарелкой);

- Педагог показывает и сообщает детям, что в «Волшебном мешочке» лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым? (4)

Конверт 3. «Загадай загадку»: педагог раздает каждому ребенку по одной картинке и говорит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет -  загадывает загадку, остальные должны догадаться, что на ней изображено.

Педагог: «На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда?»

Педагог с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.

Педагог: «К следующей станции перейдет тот, кто скажет слово наоборот»

Проводиться игра «Скажи наоборот»: педагог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч и называет слово наоборот:

Сильный – слабый, чистый - грязный, высоко-низко, день- ночь, добро – зло, трус – храбрец, кричать – молчать и т.д.

4.Вторая станция.

Конверт 1. «Четвертый лишний»: педагог раздает детям карточки, на которых изображены 4 предмета. Ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.

Конверт 2. «Разложи предметы»: каждому ребенку дается  разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 мяча, 3 пирамидки, 3 елочки).

Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них.




 

   

 



Педагог: «И на этой  станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше»

Педагог и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.

Педагог: «Перед тем, как отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем и наберемся новых сил».

Проводиться релаксационное упражнение «Созвездие»:

Звучит медленная космическая музыка. Дети встают в круг.

Педагог: «Когда ночью мы смотрим на небо, там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звезды. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Наше созвездие тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочки к другой, передается спокойствие, уверенность в своих силах и любовь. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте широко-широко, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться.  Наша звезда приземляется (дети держась за руки садятся на корточки)». А где же третья станция?

Дети и педагог подходят к следующей станции.

5. Третья станция.

Конверт 1. «Угадай, как меня зовут?»

Перед детьми кладется карточка с нарисованными на ней предметами, по первым буквам предметов дети составляют имя и узнают кто прислал им письмо.(Колобок).

Конверт 2. «Сложи колобка».

Каждому ребенку дается часть круга, вырезанного из бумаги. Дети на столе выкладывают из частей целый круг. Педагог прикрепляет на  получившейся круг: глаза, нос, рот – получается колобок.

Педагог: «Вот мы и узнали, кто написал нам письмо. Какой умный Колобок, какие замечательные задания для нас придумал. Посмотрите, здесь остался еще один конверт.»

Педагог открывает конверт: «Ребята, за то, что вы справились со всеми моими заданиями, за то, что помогали, друг другу я приготовил для вас подарки. А где они лежат, узнаете по схеме. Ваш Колобок.»

Педагог и дети отправляются к схеме и с помощью «ключа» узнают, что подарки лежат в сундуке.

Педагог и дети подходят к сундуку. На нем висит замок. Необходимо найти ключ.

Проводиться игра «Угадай, где ключ».

На сундуке лежат разные по цвету, форме и величине геометрические фигуры. Под одной из них лежит ключ. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (Например: я думаю, что ключ лежит под большим синим квадратом.).

Дети находят ключ, открывают замок и педагог достает призы.

Педагог: «Ребята, вам понравилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями Колобка? А что Вам в этом помогло? (знания, смекалка, дружба и взаимопомощь).»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников

Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа:  воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...

Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...

"Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника".

 Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем.        В режиме дня малыша не...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ- ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...