развитие моторики
статья по теме

каширина елена владиславовна

БЕЛКА      

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. После того как ребенок освоил упражнение, выполнять пальцами обеих рук.

 

НА РАБОТУ       

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!».

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. Со слов «Встали братцы все...» широко расставить пальцы в стороны.

АЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ      

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. После того как ребенок освоил упражнение,  выполнять двумя руками.

 

 

ЗА РАБОТУ       

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а слова «Песни петь да плясать...» энергично шевелить ими.

 

 

 

УТЯТА      

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

—  Пи-пи-пи! — Не пищи!

—  Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. После того как ребенок освоил упражнение, выполнять с ускорением.

СОЛНЦЕ   

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя солнышко с лучами.

 

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ 

У меня на столике

Крестики и нолики.

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков.

Делать их из пальчиков.

И фигуры у него

Получаются легко.

Захотите — научу

Девочек и мальчиков

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

крестики — зацепить безымянный палец за мизинец (или средний палец — за указательный); удерживать пальцы в таком положении как можно дольше;

нолики — соединить подушечками большой палец с указательным, затем — со средним, безымянным и мизинцем;

одновременно удерживать созданные из пальцев одной руки крестик и нолик.

КОЛОКОЛЬЧИК        

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, им совершают свободные вращения.

 

ВЕРТОЛЕТ

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

 

БРАТЦЫ  

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем звать братьев и кормить их кашей.

 

 

ЗАЙЧИК — КОЛЬЦО

Прыгнул заинька с крылечка

А колечко непростое —

И в траве нашел колечко.

Блестит словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

 

 

 

ДОМИК   

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Задание выполнять одной рукой (на 2-й неделе — двумя руками). На каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого. Пошевелить пальцами. Сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца. Сжать и разжать все пальцы.

КРЮЧОЧКИ      

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их было трудно расцепить. Аналогично делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

 

МОЯ СЕМЬЯ     

Вот дедушка,

Вот мамочка,

Вот бабушка,

Вот деточка моя,

Вот папочка,

А вот и вся семья.

(Ф. Фребель)

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце - кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!
Целый день прошел, и ладно,
Очень я люблю лепить!
Только вот одно досадно:
Руки долго нужно мыть!
            

Трудно мнётся,
Туго гнётся,
Он лепиться не даётся!
Вот вам и нелепица –
Пластилин не лепится!                                                                                                                      То ли мальчик нерадивый,
То ли пластилин ленивый…
 

Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.


Рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие. Увлекательное - так как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное - так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук, готовя их к школьным нагрузкам.

Главное, работая над картиной из пластилина - не переоценить силы ребенка, дать детям интересные и доступные задачи. Тогда ребенок получит максимум удовольствия от процесса и от результата своей работы. А это - залог будущих успехов.

Разнообразьте работу и еще больше заинтересуйте ребенка использованием различных материалов - ниток, бисера, бусинок, горошинок, макарон, лоскутков ткани,крупу которые можно вдавливать в пластилиновую основу. На картине из пластилина можно  прилипить туловище рыбы из скорлупы, панцирь черепахи из макарон-ракушек и т.д.

Поскольку польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в результате, важно заинтересовать ребенка самим процессом создания картин из пластилина. Важно, чтобы он  разминал пластилин, отрывал от него кусочки, качал их между пальчиками. Эти действия дети охотно выполняют в игровой форме.

Для развития мелкой моторики полезны следующие простые действия, которые можно выполнять не только создавая картину из пластилина, но и как самостоятельные упражнения

Размажьте вместе с ребенком пластилин по поверхности картона и предложите выложить на нем узоры из круп, макарон.

Предлагайте ребенку и другие материалы для лепки: соленое тесто, глину. Каждый новый материал подарит детям новые тактильные ощущения и возможности для творчества.

Тема самообразования:

«Развитие изобразительных навыков и мелкой

моторики у детей по средствам различной технологии в лепке».


    План по самообразованию 2010-2011г.г.

Время проведения

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

«Овощи» прил.Зан.№1,стр.1

Вызвать у детей интерес к процессу лепки,учить отщипывать небольшие комочки от целого куска. Раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мускулатуру пальцев рук.

Сентябрь

«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем» прил. Зан.№2, стр.1

Вызвать у детей интерес к лепке, повторению знакомых  . Показать детям прием соединения двух частей. Развивать сюжетно-игровой замысел. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Октябрь

 «Мисочки и блюдца для кошечки и собачки» прил.Зан№3,стр.2

Учить приемам лепки из целого куска пластилина полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой. Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел. Учить проявлять заботу о домашних животных.

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры»

Развитии мелкой моторики,  развитие внимания, сосредоточенности, ловкости рук, подготовка руки к письму.

Ноябрь

 «Веселые воробушки – чив-чив-чив».  

прил. Зан№4,стр.3

Развивать наблюдательность в процессе ознакомления с окружающим. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Вызвать у детей желание самостоятельно лепить фигурки птиц из частей или целого комка. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Ноябрь

Домашнее задание: «Осенняя выставка из бросового материала»

Совместная  работа детей с родителями

Декабрь

«Дед Мороз» прил.Зан№5,стр.4

 Закреплять  умение раскатывать пластилин по конусу. Слегка сужая конец для рук. Показать способ изготовления бороды с помощью чеснокодавилки.

Декабрь

«Снегурочка» прил.Зан.№6,стр.4

Учить лепить фигурку человека.Закрепить прием лепки туловища, рук - от морковки.Делать углубление на лице для носа, рта кончиком кисти.Прочно закреплять детали.

Январь

Рисование пластилином: «Арбуз»

Развивать мускулатуру пальцев рук, развитие внимания, сосредоточенности, ловкости рук.

Январь

«Зимние забавы» прил.Зан№7,стр.5

Развивать сюжетно-игровой замысел, вызывать у детей интерес к лепке фигурок, желание использовать полученные ранее умения раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять части, дополнять детали одежды.

Февраль

 

Рисование пластилином: «ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ»

.

Познакомить детей с новым приемом лепки - цветной растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления ее эмоциональной выразительности.

Февраль

«Лошадка: цок-цок-цок» прил.Зан№8,стр.6.

Вызвать эмоциональный отклик, желание слепить фигурку лошадки (по типу дымковской игрушки) из целого куска, а также из шариков. Украсить фигурку элементами из цветного пластилина. Развивать сюжетно-игровой замысе

Март

Прилетели птички, птички-невилички» прил.Зан№9,стр.3

Учить лепить фигурку птички разными способами (из части или использовать приемы вытягивания, прищипывания для лепки хвоста, крыльев, клюва из целого куска). Вызвать интерес к сюжетно-игровому замыслу с использованием макета

Март

Рисование пластилином: «Белая береза»

Сформировать у детей технические навыки рисования.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.Смешивать разные цвета.

Апрель

Апрель

«Подводное царство»

« Сказка Колобок» прил.Зан№9,стр.7

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять у основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками,  полосками и пр.; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. Использовать цветную бумагу, ракушки, скорлупу.

Закрепление технических навыков и приемов лепки из пластилина.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.Учить создавать общую сюжетную композицию.Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм

Май

«Что на дне морском?»

Упражнять в раскатывании пластилина  прямыми движениями для получения овальной формы.Показать разные способы лепки водорослей: скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета;Использовать дополнительный материал для композиционного решения. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать  фигуры рыбок, прикреплять у основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение «лепки» в развитии моторики и ее влияние на развитие личности дошкольника

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и...

Взаимосвязь развития речи и развития моторики рук дошкольников

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста....

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...

Картотека игр, направленных на развитие моторики, координации движений и мелкой моторики руки

Игры способствуют освоению эталонов основных движений и являются предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознан...