Использование развивающих игр в развитии и обучении дошкольников.
статья по теме
В статье говорится о разнообразии развивающих игр и методик, их влиянии на умственное развитие дошкольников и на развитие их познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razvivayushchih_igr_v_razvitii_i_obrazovanii_doshkolnikov.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование развивающих игр в развитии и обучении дошкольников.
Воспитатель ГБДОУ детский сад №114 общеразвивающего вида Невского района Санкт – Петербурга Баку Любовь Георгиевна.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогами стоит задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.»
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т. д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр, - как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла З.А.Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.
Б.П.Никитин разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».
Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы ТРИЗ, разработанной Г.С.Альтшуллером. На данных приемах и методах основана программа «Умка» - ТРИЗ авторы Л.М. Курбатова и др.
Целью программы является развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера).
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В этом помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. П. Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Библиография
1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
3. В.В.Воскобович и его развивающие игры. // еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. -№37
4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? - М.: Гном и Д, 2007
5. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство – Пресс, 2007
6. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование развивающих игр для развития фразовой речи дошкольников"
статья раскрывает опыт аботы воспитателя в области развития связной речи детей с использованием авторских игр...
Консультация для воспитателей "Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников (обзор методик и технологий)"
Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются инновационные технологии и методики, оснащенные развивающими играми и пособиями. Содержание игр, методика и организация их провед...
Использование развивающих игр в развитии мыслительных способностей дошкольников
Умственное развитие ребенка - сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности - эт...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий....
Презентация для педагогов по теме: «Развивающие игры в развитии и обучении дошкольников»
Развивающие игры...
методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения
В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...
"Использование гейм-технологии в развитии и обучении дошкольников"
Использование гейм-технологии в развитии и обучении дошкольников. С введением образовательных стандартов в лексиконе педагогов прочно обосновалось понятие «педагогическая тех...