работа с родителями
статья (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сотрудничество детского сада и семьи по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей
Г.Н.Пичугина, воспитатель первой квалификационной категории
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Несмотря на то, что словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» стали привычными в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов, этой актуальной проблеме по-прежнему придается большое значение. Если ребенок здоров, бодр, энергичен, он готов бегать с ребятами во дворе. Напротив, плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте. Поэтому каждый дошкольник должен учиться заботится о своем здоровье, знать, что нужно правильно питаться и одеваться, дышать свежим воздухом, соблюдать режим дня и правила гигиены, делать зарядку и заниматься спортом.
Первые и главные воспитатели в жизни ребенка – родители, поэтому большая часть ответственности за его здоровья лежит на их плечах. Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребенка понимание значимости здоровья и умение бережно к нему относится. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решить поставленную задачу намного эффективней.
Как найти подход к родителям своих юных воспитанников? Как затронуть в беседе с ними актуальные проблемы? Как сделать мам и пап активными участниками всего того, что происходит в детском саду? Как помочь им подготовить к школе здорового ребенка? Все эти вопросы я задала себе.
Свою работу в этом направлении я начала со знакомство с семьями. Я побывала дома у многих моих воспитанников. Посмотрела, как живет семья, какими игрушками играет ребенок, как родители принимают участие в играх детей. Познакомилась с режимом дня, пообщалась с родителями.
При первой встречи с родителями в детском саду, предложила им ответить на вопросы анкеты, которую составила совместно со старшим воспитателем, с целью как можно больше узнать об условиях, в которых живет и воспитывается ребенок, о состоянии его здоровья, о привычках и особенностях поведения малыша, об уровне педагогической подготовленности родителей. Ознакомившись с ответами на вопросы анкеты, мы выяснили, что подавляющее большинство родителей молодые, имеют высокий образовательный уровень. Более половина семей имеют по одному ребенку, следовательно, опыт в воспитании детей мал.
Из всего этого я сделала выводы, что одни родители предпочитают пассивный отдых за просмотром телевизора, компьютером, к чему невольно и приучают своих детей, а другие, осознавая важность здорового образа жизни, не знают, как организовать с малышами активный досуг. Но между тем эти родители готовы к сотрудничеству, готовы учиться сами, и оказывать помощь воспитателю. Эта категория родителей и стала моими помощниками во всех начинаниях в группе. С этими родителями мы решили создать семейный клуб «Здоровый ребенок». Совместно разработали план работы клуба.
Цель создания: формирование у родителей «педагогической компетенции и «педагогической рефлексии», позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно совместную деятельность по организации здорового образа жизни.
Цель достигается через решение следующих задач:
- содействовать укреплению здоровья детей;
- обогащать знания и умения родителей по воспитанию здорового образа жизни у детей через различные виды деятельности;
- расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни.
В работе клуба мы используем разные формы работы с родителями.
На мастер-классах разучивали игровой массаж, закаливающий дыхания «Поиграем носиками», массаж рук «Поиграем ручками», массаж волшебных точек ушек «Поиграем ушками», закаливающий массаж подошв, показали способы обширного умывания ребенка.
Предлагаем и раздаем родителям наглядный материал, памятки, буклеты, брошюры; «Формирование правильной осанки», «Роль двигательной активности в укреплении здорового ребенка», «Плоскостопие», «Здоровый сон» и т.д.
Обязательно на заседании клуба педагогическое просвещение родителей, с выступлением специалистов, врача - педиатра, медицинской сестры, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре.
Была организованна такая форма работы, как краткосрочный проект «Нестандартное оборудование для организации двигательной активности детей», и «Курочка Ряба», где родители изготовили костюмы, шапочки для спортивных развлечений и подвижных игр.
С членами клуба организовали акции: «Благоустройство участка зимой», «Посадка саженцев на участке», «Сделаем участок группы красивым».
Организовывались фотовыставки «Мой летний отдых», «Я на горке».
На заседании клуба анализировались педагогические ситуации детско-родительских отношений.
В дальнейшем планируется использовать в работе клуба коллективные творческие дела, где родителей с детьми объединило бы одно дело. Это семейные спортивные праздники, коллективные походы на природу, семейные фестивали, вечера вопросов и ответов, дни здоровья.
С работой клуба мы решили познакомить и остальных родителей, для этого организовали родительское собрание: «За здоровьем в детский сад». Провели предварительную работу к родительскому собранию: подготовили видеозапись игровой утренней гимнастики, предложили участникам клуба рассказать о своей работе в клубе, и какие результаты она приносит. Родители приготовили небольшое сообщение о семейных способах закаливания ребенка в домашних условиях. Так же родителями были приготовлены салаты из продуктов с большим содержанием витаминов, подготовили творческие рассказы о них. Совместно с медсестрой подготовили сравнительный анализ заболеваемости детей, чьи родители посещают клуб, и чьи родители не посещают клуб. Прослушав выступление участников клуба, и сравнив уровень заболеваемости, многие родители тоже захотели стать участниками клуба.
Умело организованное, интересное и содержательное собрание играет особую роль во взаимодействии родителей и воспитателей. Если подходить к родительскому собранию неформально, творчески, родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразней.
Возраст от 2 до 3 лет является переломным. В это время у большинства детей проходит кризис 3 лет. И если он протекает «осложнено», то в дальнейшем может способствовать ухудшению состоянию здоровья воспитанников.
В настоящее время родители мало времени уделяют пальчиковым и подвижным играм детей дома. И поэтому мы решила заполнить этот пробел, организовав для воспитанников своей группы «Час игры с родителями в группе детского сада». Для этого я сначала на родительском собрании объяснила родителям для чего это нужно, затем провела опрос, кто из родителей в свободное время может прийти в детский сад и познакомиться с детьми в группе, и провести совместно с воспитателем подвижные игры. Мою инициативу родители приняли настороженно. Но в группе все-таки нашлись родители, которые согласились попробовать. В дальнейшем мной были разработаны комплексы занятий для детей группы, и мы разучивали пальчиковые и подвижные игры для занятия вместе с мамами. В ход занятия обязательно включается момент знакомства с мамой или папой ребенка и сюрприз - подарок для детей. Это может быть все, что угодно и поделки из бумаги, шишки или пирог испеченной мамой. В ходе этих занятий дети укрепляют свое здоровье, происходит знакомство с родителями. Развивается речь, умение общаться с взрослыми, дети раскрепощаются. Родители, видя результаты совместной работы, стали понимать значения физических нагрузок для ребенка. Занятия проходят в музыкальном зале с музыкальным сопровождением раз в месяц.
Еще одним из эффективных методов работы проводимых в нашей группе, это выпуск семейной газеты. Каждая семья выпускает раз в месяц свою газету с обязательной рубрикой, в которой отражает работу по укреплению и сохранению здоровья ребенка в семье.
Так же у нас в детском саду выходит ежеквартальная газета один из номеров был полностью посвящен здоровью ребенка в детском саду и дома.
Главное в работе нашей группы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста ребенка. Я считаю - это можно проследить по увеличению посещаемости детей и по снижению уровня заболеваемости в группе. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература
1.Козлов, А.В., Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей. /А.В.Козлов, Р.П. Дешеулина М.: Просвещение, 2006.-120с..
2. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. / Л.Е.Осипова М.: Просвещение, 2007.- 86с..
3. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями./М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г.Чечулина М.: Просвещение, 2009.- 100с..
4. Берсенева, З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./ З.И.Берсенева.: М.: Творческий Центр, 2004.- 30с..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...