Программа "Содружество"
методическая разработка по теме
Программа
представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodruzhestvo.doc | 833.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 ОАО «РЖД»
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий НДОУ
«Детский сад № 54 ОАО «РЖД»
______________(Бархатова Е. А.)
Негосударственного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 54 ОАО «РЖД»»
Калуга 2010 г.
Содержание.
Пояснительная записка 3
Раздел 1. Общие положения программы. 4
Раздел 2. Основные принципы программы. 6
Раздел 3. Основные направления программы 6
Материалы методического кабинета по работе с семьей 7
Современные методики, педагогические технологии взаимодействия
НДОУ и семьи 8
Структура внедрения современных методик, технологий
по организации работы с родителями в деятельность НДОУ 10
Модель взаимоотношений педагогов НДОУ
и родителей воспитанников 11
Система работы по взаимодействию НДОУ и семьи 12
Этапы взаимодействия с семьей 18
План взаимодействия педагогического коллектива и родителей 19
Педагогический практикум «Искусство сотрудничества с семьей»
(план занятий) 22
Положение о консультационной службе «Доверие» 26
План работы консультационной службы 29
Формы взаимодействия детского сада и семьи 31
План работы родительского комитета 36
Список литературы по организации работы с родителями 38
Приложения 39
Главное назначение детского сада в том,
чтобы дать ребенку возможность общаться
и играть со сверстниками.
И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому,
не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»).
Пояснительная записка.
Программа
представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования;
разработана в связи с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия НДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска новых современных форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности родителей, и будут способствовать формированию активной родительской позиции;
направлена на осуществление основных задач работы педагогического коллектива по организации разностороннего конструктивного взаимодействия НДОУ с семьей;
учитывает имеющийся опыт работы НДОУ по данному направлению;
определяет основные направления, задачи, а также план действий в работе с родителями;
программа призвана стать качественной основой педагогики взаимодействия НДОУ с семьей, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Раздел 1. Общие положения программы.Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Еще недавно детский сад выбирал родителей, а теперь все наоборот. Каждое НДОУ прилагает множество усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей, чтобы именно в этот детский сад они привели своего малыша.
В современном обществе все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного ОУ. Порой срабатывает старый стереотип: педагоги считают, что это родители должны нам помогать, а родители придерживаются такого взгляда: мы отдаем ребенка в детский сад, а вы его воспитывайте, и педагоги принимают это как социальный заказ, при этом испытывая трудности в личностном взаимодействии с родителями. В последнее время это чаще всего вызвано социальным расслоением общества.
И в то же время на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку все самое лучшее. В НДОУ же отмечается рост инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования.
Несомненно, деятельность НДОУ должна быть направлена на обеспечение взаимодействия и урегулирования отношений между д/с и семьей, что позволит в дальнейшем избежать конфликтов между профессиональной (воспитателями) и непрофессиональной (родителями) частью педагогического сообщества.
Все чаще слышатся призывы к сотрудничеству д/с и семьи. Но, что же такое сотрудничество, что подразумевают под этим словом, когда говорят о детском саде? Детский сад сотрудничает с семьей или детский сад и семья – это содружество? Вроде бы слова по значению близкие, но в них есть смысловые нюансы. Сотрудничать можно и холодно, признавая право партнера на существование. А содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, здесь присутствует эмпатия. На наш взгляд, именно таким и должно быть общение детского сада с семьёй.
Поэтому так важен и значим для нас поиск активных форм взаимодействия педагогов и родителей, а также технологий построения позитивного общения детского сада с семьей.
Цель программы:
- создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- редоставить родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция дошкольного образования.
- Семейный кодекс.
- Типовое положение о дошкольном учреждении и др.нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня.
- Устав НДОУ «Детский сад №54 ОАО «РЖД».
- Договор с родителями.
- Положения о родительском комитете, попечительском совете, консультационной работе в НДОУ.
Ожидаемые результаты:
- объединений усилий педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольников; установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- создание особой формы общения между родителями и воспитателями, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность НДОУ.
Объекты программы:
- Дети НДОУ «Детский сад №54 ОАО «РЖД».
- Семьи детей, посещающих НДОУ.
- Педагогический коллектив НДОУ.
Раздел 2. Основные принципы программы.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива НДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей.
- Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду.
- Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
- Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
- Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Раздел 3. Основные направления программы
- Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического совета НДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями).
- Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о НДОУ и документацией, регламентирующей деятельность НДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей).
- Организационно-педагогическое (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи НДОУ).
Материалы методического кабинета по работе с семьей.
название раздела | содержание раздела | варианты материалов |
Нормативные материалы | документы (выдержки из документов), определяющие особенности взаимоотношений НДОУ и семьи; документы о правах ребенка | выдержки из закона РФ «Об образовании», «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Семейного кодекса РФ», «Декларации прав ребенка», «Конвенции о правах ребенка» и др. |
Содержание особенности семейного воспитания | материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей | книги, статьи из журналов, газет, Интернета о передовом опыте семейного воспитания и др. |
Изучение семьи и семейного воспитания | материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников | анкеты, опросные листы, тесты, выявляющие особенности семейного воспитания и т.д. |
Повышение педагогической культуры родителей | материалы для подготовки общения с родителями | примерные конспекты организации различных форм общения с родителями, статьи по различным аспектам воспитания, практические материалы для родителей, литература для совместного чтения родителей и детей |
Повышение педагогической компетентности воспитателей | материалы методической работы с кадрами по вопросам общения с семьей | материалы различных форм методической работы с педагогами, тематика общения с родителями, рекомендации по планированию общения с родителями, по самообразованию воспитателей, педагогические ситуации общения с родителями, о передовом опыте общения с родителями |
Наглядные материалы | материалы как для организации общения с семьей, так и для повышения педагогической компетентности родителей | иллюстративный, видеозаписи, литература для организации выставок |
Современные методики, педагогические технологии взаимодействия НДОУ и семьи.
«Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»
Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
В методическом пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Авторами пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы; представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. В пособии представлены анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателя.
«Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие»
Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.
В пособии представлен обширный практический материал для работы с родителями в виде сценариев родительских собраний. Сюда входят как традиционные формы, так и нетрадиционные. Все сценарии неоднократно апробированы в практике работы ДОУ. Материал легко использовать творчески: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов.
«В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей»
Автор: Арнаутова Е.П.
Пособие включает десять бесед по актуальным проблемам руководства процессом взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Представлен разнообразный практический материал исследовательской работы автора – ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца: сценарии встреч с родителями, тесты, опросники, ролевые игры, упражнения и т.п.
«Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча»
Авторы: В.А.Березина, Л.И.Виноградова, О.И. Волжина
В пособии представлены вариативные программы и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями. В основу материалов легли научные разработки Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания (Санкт-Петербург).
«Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход»
Авторы: О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А. Майер
В пособии авторы показывают значение проведения работы с родителями с учетом этнопедагогической среды, рассматриваются инновационные формы работы с семьей в условиях открытости дошкольного учреждения и новой философии.
«Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг»
Авторы: А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина
В пособии раскрывается необходимость саморазвития воспитателей детского сада и родителей, чьи дети посещают ДОУ, как участников педагогического процесса. Пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, мониторинг – все, что может пригодится воспитателям и специалистам ДОУ при работе с семьей.
«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
Автор: Е.С.Евдокимова
Книга посвящена проблеме педагогической поддержке семьи в воспитании детей дошкольного возраста. В ней раскрываются сущность, значение педагогической помощи и поддержки современной семье в новой социокультурной ситуации; представлены результаты исследований и практического опыта взаимодействия с семьей педагогов детского сада. В пособии содержится большой практический материал, необходимый для успешного взаимодействия специалистов ДОУ с семьей.
«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
методическое руководство для работников ДОУ»
Авторы: Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина
Цель пособия – помочь сотрудникам ДОУ установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, которое является залогом полноценного развития ребенка. В руководстве представлены содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.
«Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ»
Автор: Л.Свирская
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками? В пособии можно найти не только ответы на все эти вопросы, но и получить конкретные практические рекомендации по проблемам семьи и ДОУ, в том числе оригинальные, нестандартные способы информирования родителей и изучения их запросов. В пособие включены готовые бланки, примеры объявлений, писем и т.п
Структура внедрения современных методик, технологий по организации работы с родителями в деятельность НДОУ.
1 этап подготовительный
2 этап практический
3 этап аналитический
Модель взаимоотношений педагогов НДОУ и родителей воспитанников.
Этапы взаимодействия с семьей.
План взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
№ | Наименование мероприятия | Срок | Ответственные |
Рекламная деятельность |
1 |
|
Диагностическая деятельность |
2 |
|
Педагогическое просвещение родителей |
3 |
|
Совместная деятельность НДОУ и семьи |
4 |
|
Педагогический практикум
"Искусство сотрудничества с семьей"
(план занятий)
содержание деятельности | цель | форма проведения | срок | ответственный | ||||||||||||
|
|
| октябрь |
| ||||||||||||
|
|
| ноябрь |
| ||||||||||||
|
|
| декабрь |
| ||||||||||||
|
|
| январь |
| ||||||||||||
|
|
| февраль |
| ||||||||||||
|
|
| март |
| ||||||||||||
|
|
| апрель |
|
Положение о консультационной службе «Доверие».
Общие положения.
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность консультационной службы НДОУ «Детский сад №54».
1.2. Консультационная служба создана для оказания психолого – педагогической и социальной помощи родителям.
1.3. Консультационная служба является одной из форм взаимодействия НДОУ с семьей.
1.4. Консультационная служба в своей деятельности руководствуется нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения.
1.5. Консультационная служба несет ответственность в своей деятельности перед родителями и администрацией:
- за компетентность и профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих консультационную деятельность;
- за правильность в выборе форм и методов работы, адекватность используемых тестов и диагностик, опросов;
- обоснованность и эффективность рекомендаций.
1.6 Консультационная служба строится на принципах:
- создания доверительных отношений;
- взаимоуважения;
- заинтересованности консультантов;
- качественной организации консультации.
- Основные задачи.
2.1. Создание механизма взаимодействия педагогов и родителей на основе просветительной, педагогической и коррекционной деятельности специалистов учреждения
2.2. Содействовать повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.
2.3. Формирование у родителей навыков педагогического взаимодействия с детьми на принципах гуманно – личностной педагогики.
2.4. Использование различных форм образования родителей в условиях НДОУ, в том числе с четко определенным контингентом родителей.
2.5. Создание системы мероприятий с участием родителей, выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Основная деятельность
Основными направлениями деятельности консультационной службы являются:
3.1. Определение и внедрение оптимальных форм и методов дифференцированной групповой и индивидуальной работы с родителями.
3.2. Разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
3.3. Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей.
- Организация деятельности
4.1. Общий контроль за деятельностью консультационной службой осуществляет заведующая. Руководство психолого-педагогической деятельностью консультационной службы, координацию и организацию взаимодействия педагогов осуществляет старший воспитатель.
4.2. Для организации службы создаются консилиумы специалистов НДОУ.
Консилиумы определяют спектр проблем, требующих пропаганды и освещения среди родителей, по итогам диагностики и опроса родителей.
4.3. На консилиумы вносятся для обсуждения предложения по организации и проведению консультационных форм работы с родителями, результаты проведенной работы.
4.4. Специалисты ведут учет и планирование всех видов работ, осуществляют разработку сценариев и конспектов массовых мероприятий.Руководитель консультационной службы имеет право приглашать для консультаций специалистов государственных учреждений, сопричастных с проблемами материнства и детства.
4.5. Специалисты консультационной службы отчитываются о своей работе перед Советом педагогов учреждения.
- Кадровое обеспечение
5.1. В состав службы входят следующие специалисты: инструктор по ф/к, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, имеющие первую и высшую квалификационные категории.
5.2 . Режим работы консультантов: 3-й четверг каждого месяца (примечание: дата индивидуального консультирования определяется по согласованию с родителями).
План работы консультационной службы.
№ п/п | Содержание работы | Срок | Ответственные |
1. |
| сентябрь | старший воспитатель |
2. |
| октябрь | пед. коллектив |
3. |
| ноябрь | специалисты НДОУ |
4. |
| декабрь | специалисты НДОУ |
5. |
| январь | специалисты НДОУ |
6. |
| февраль | специалисты НДОУ |
7. |
| март | старший воспитатель |
8. |
| апрель | специалисты НДОУ |
9. |
| май | старший воспитатель |
Формы взаимодействия детского сада и семьи.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").
Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, библиотекаря или представителя методической службы города. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Темами подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность ребенка к школе» и др. Такие заседания можно провести в каждой возрастной группе, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или видеозаписи) занятие с детьми, организовывать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.
Дискуссия по проблеме, например, умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток – шоу»: например, разделить участников на две группы: первая – те, кто читает, что умственное развитие ребенка - это умение писать, считать, читать; вторая – родители с противоположной точкой зрения. Главное – это всесторонне развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.
Устные журналы. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5- 10 минут, таким образом, общая продолжительность составляет 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками поделок, рисунков, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач, и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок – передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться старшим воспитателем, воспитателем группы или специалистом, который заранее готовиться к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопросы – другая отвечает; организатор задает вопросы – родители отвечают.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Библиотека специальной литературы - значительное подспорье в работе клубов по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
"Родительская почта" и "Телефон доверия" - нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Библиотека игр (игротека) - нетрадиционная форма взаимодействия с семьей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
План работы родительского комитета.
№ п/п | Тема заседания | Содержание работы | Сроки | Ответственные и исполнители |
1. | 1. Исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации сотрудничества детского сада и семьи. | Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов ДОУ на групповых родительских собраниях (Закон РФ «Об образовании» в части, касающейся родителей, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, устав ДОУ и пр.). Обсуждение и принятие новой редакции локальных актов на общем родительском собрании (Положение о родительском собрании, Положение о родительском комитете, Договор ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников). | до 15.10 | ст. воспитатель |
2. Организация питания. | Подготовка выставки блюд, рекомендованных для детского питания, на общее родительское собрание. Изучение меню-раскладок, технологических карт приготовления блюд. | до 15.10 | шеф-повар |
2. | 1. Роль родительской общественности в жизни ДОУ. | Анализ участия родительской общественности в жизни ДОУ. | до 10.12 | ст. воспитатель |
2. Организация и проведение новогодних утренников. | Работа с родительскими комитетами групп, музыкальными руководителями по подготовке к новогодним утренникам. | до 10.12 | ст. воспитатель |
3. | 1. Роль семьи в охране жизни и здоровья детей. | Изучение отношения семьи и уровня ответственности за создание условий по охране жизни и здоровья детей. Анализ работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей за ____________г. | до 05.02 | ст. м/сестра |
2. Организация и проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества и международному женскому дню 8 Марта. | Работа с родительскими комитетами групп, воспитателями, музыкальными руководителями по разработке плана праздничных мероприятий с участием родителей. | до 05.02 | ст. воспитатель |
4. | 1. Готовность детей подготовительной к школе группы к школьному обучению. | Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада. Обсуждение программы проведения выпускного утренника. | до 10.04 | воспитатели |
2. Помощь родительской общественности в подготовке помещений и территории ДОУ к новому учебному году. | Разработка плана работы по подготовке помещений и территории ДОУ к новому учебному году. | до 10.04 | заведующая |
Список литературы по организации работы с родителями.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка – Пресс, 2004 г.
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
- Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
- Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
- Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
- Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2007 г.
- газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Н.М.Крылова. Сотрудничество или содружество?
- газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) О.Цветкова. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
- газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Титова С.Д., Струкова И.Б., Соколова Е.Ю. «Семейные гостиные».
- газета «Дошкольное образование» № 2 (2005 г.) Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей.
- журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2006 г.) Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования с. 41.
- журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей» с.59.
- журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с. 62.
- журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2005 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.
- журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2006 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду с.31.
- журнал «Управление ДОУ» № 4 (2006) Родители и ДОУ /тема номера/
- журнал «Управление ДОУ» № 5 (2006) Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении с.40.