опыт работы "Село моё родное"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Описание работы по патриотическому воспитанию в детском саду - воспитание любви к своей малой родине. Изучение истории родного села, его традиций и быта, разработка перспективного планирования, конспектов образовательной деятельности, методика проведения кубанских подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_narodnye_igry.doc | 76.5 КБ |
perspektivnoe_planirovanie_raboty_po_vospitaniyu_lyubvi_k_rodnomu_selu.doc | 55 КБ |
opyt_raboty_selo_moe_rodnoe.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ИГРЫ
- Игровой зачин или игровая прелюдия: речь идет о считалках или жеребьевках.
Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.
2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа.
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАРОДНОЙ ИГРЫ
- Знакомство с разными видами народных игр - педагог дает возможность ребенку увидеть красоту, лиричность, напевность, образность народных игр.
- Выбор игры - ребенку предлагается ранее разученная игра или новая.
- Подготовка к проведению - организация среды-площадки, атрибутов, составление конспекта, доя определения задач.
- Объяснение игры - педагогический рассказ должен быть кратким не более 2-3 минут, эмоциональным, наглядным, доступным, логичным.
- Организация и руководство процессом игры - педагог оказывает помощь в выборе помощников, водящих, комплектовании команд, разрешает споры, следит за активностью играющих, уровнем физических нагрузок, осуществляет объективное судейство, помогает подвести итог, стараясь не наказывать, выводя из игры, а давая штрафные очки.
Петушок
Дети стоят в кругу. "Петух" ходит по кругу, участники игры произносят слова.
Трух, трух, трух, трух.
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост узорами.
Под окном стоит.
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
( " Петух" кричит: " Кукареку!, дети разбегаются)
Зайцы и плетень
Играющие делятся на 2 равные по силам команды – «зайцы» и «плетень». Чертят 2 параллельные линии - коридор шириной 10-15 м. Игроки («плетень») взявшись за руки, становятся в центре коридора, а «зайцы» - на одном из концов площадки. Дети говорят:
Заяц, заяц, не войдёт
В наш зелёный огород.
Плетень, заплетайся.
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове «зайцы» бегут к «плетню» и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. «Зайцы», которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад в лес, осинку погрызи». И они выбывают из игры. Дети лицом к зайцам и говорят:
Не войдёт и другой раз
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого дети меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Подсолнухи
Игроки-подсолнухи стоят в несколько рядов. Один земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто и где находится. По команде «свянце» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к её окончанию земледелец должен оказать, кто как стоял. Водящий говорит:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растёт, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелёк,
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай.
Селезень и утка
Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:
Селезень, догоняй утку,
Селезень, догоняй серу.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Дочерей и сыновей:
Двое ходят, трое водят,
Два у лавочки стоят.
Три Окульки в люльке катаются,
Две Варюшки ко краюшке подвигаются.
А на лавочке сметана,
У сметаны два Степана питаются.
Если Селезень поймает Утку, она должна откупиться от него. Утка плетёт Селезню венок, пляшет или поёт.
У Васильки, у казаченька
Дети идут по кругу, "казак" в кругу. Дети показывают движения, соответствующие
тексту игры. По окончанию слов "казак" показывает движения, а остальные дети повторяют движения за ним,
"казак" выбирает, у кого лучше получались движения.
У Васильки, у казаченька
Жили в сарайчике
Семь сыновей - все без бровей,
С такими ушами
С такими носами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Ничего не пили
Целый день сидели
На него глядели.
Казак и воробей
Из детей с помощью считалки выбирается " Казак" и " Воробей". Остальные дети образуют круг- плетень.
На середину круга кладут зернышки - это поле. В стороне от круга чертят кружок- это гнездо воробья.
Дети движутся по кругу, приговаривая:
Воробей маленький,
Серенький, удаленький,
Крошки собирает,
В поле ночует,
Зернышки ворует.
Воробей забегает в круг, берет колосок и старается унести его в свое "гнездо"
Казак сторожит воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к " гнезду".
Если воробью удается положить свою добычу с поля в гнездо, он снова играет.
Если казак поймал воробья, то воробей меняется ролью с одним из участников игры.
В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой воробей принес больше всех колосков в гнездо.
Утка
Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, другой - уткой. «Утка» становится в круг, а «селезень» ловит ее. Играющие при этом поют:
Утка-киря, по полю летала.
Поспевай, селезень за ней.
Скорий, скорий, бо малы диты пищать
Исти хотять.
Утку свободно пропускают, а селезня стараются задержать.
Тополек
В игре участвуют ведущий-«тополь», игроки-«пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в круге диаметром 2 метра стоит «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий: На Кубань пришла весна,
Распушила тополя
Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте, ветры, с кручи
Сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинок». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле «тополя».
Петушок
Все дети сидят, ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Дети поют:
Утром кто бесов гоняет,
Песни звонкие спевает,
Спать мешает казаку
И кричит:
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Выбранный отгадывает, кто кричал.
Брыль (соломенная шляпа).
Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце!» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит «Тень!». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел - выходит из игры.
Мак
Играющие стоят по кругу плечом к нему. Один из них в середине круга - это огородник. Он поет: - Ой, на горе мак!
Под горою так! (Отступая назад, увеличивают круг).
Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки. (Все делают шаг на месте, размахивая руками вперёд\назад).
Станьте вы так,
Как на горе мак. (Все приседают и показывают руками, какой вырос мак).
Затем стоя спрашивают:
- Огородник, огородник,
Поливал ли мак?
Огородник отвечает: «Поливал». На припев:
- Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! –
все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:
- Станьте вы так,
Как на горе мак. –
все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака.
На припев:
- Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! –
все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками.
Потом спрашивают:
- Огородник, огородник,
Поспел ли мак?
Огородник отвечает: «Поспел!». Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх.
На слова: «Станьте так!» – показывают, какая спелая головка у мака.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.
Башмачник
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
- Примеривай, примеривай!
После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры.
Верба-вербочка
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в 2 круга и начинают движение. На слово «вьёт» - девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти верба во ржи.
Расти, верба на меже,
Как во городе царевна.
Посреди круга стоит,
Её ветер не берёт,
Канарейка гнездо вьёт.
Канарейка – Машенька,
Соловейко – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?».
Ваня скажет: «Милый мой».
Гуси
Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.
Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»
Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси наперегонки бегут к пруду.
Друг за дружкою гуськом
Ходят гуси бережком.
Впереди идёт вожак,
Он шагает важно так — Га-га-га!
Гуси все за вожаком
Вперевалочку, шажком.
Шаг шагнут, другой шагнут,
Низко головы нагнут. Га-га-га!
Гуси крыльями взмахнут,
И скорей бегом на пруд!
Баба сеяла горох
Девочки образуют круг, в центре которого одна из них. Вместе поют и делают, что и Баба в песне.
Баба сеяла горох.
Прыг-скок, прыг- скок!
Обвалился потолок.
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба сеяла горох
Прыг-скок, прыг - скок!
Обвалился потолок
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!
Хромая лиса
Один игрок выбирается на роль хромой лисы. Остальные игроки становятся утками. На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров - птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы. По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток, т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам, а пойманная утка становится новой лисой.
Правила. Утки не имеют права покидать птичий двор. Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.
Золотые ворота (1-й вариант)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота, Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз, Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
Золотые ворота (2-й вариант)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, Второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки, которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Сон казака
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку и кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе Размычалисъ на заре. Не понятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать. Утка уточек не зря, Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку «Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». — Я не лягу больше спать, Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Плетень (1-й вариант)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
Кривой петух
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (Наиголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети: — Кто там?
— Это я, Тарас. Дети: — Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
Заплетайся плетень (2-й вариант)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
Горшки
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок? Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
— Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» 1 пальцем и говорит:
— Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
Чапаевцы
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.
Достань платок
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
Танец, как и любой вид искусства, отражает окружающую жизнь в художественных образах, следовательно, танцу свойствен образный, сюжетный характер. Своеобразие кубанских танцев определяется наличием элементов и черт танцевальной культуры местного населения. В кубанских хороводах, плясках, кадрилях наблюдаются.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по воспитанию любви к родному селу.
Месяц | Программные задачи | Развивающая среда | Содержание работы |
Совместная деятельность | Занятия | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями | Другие виды деятель-ности |
Сентябрь | Расширять представление о родном селе. Развивать интерес к его историческому прошлому. Воспитывать любовь к своей малой Родине. | Альбом «Моё село родное» | Беседа: «Село моё родное» | Занятие «Основание и заселение села Новопав-ловка» | Слушание песен кубанских композиторов. |
Октябрь | Знакомство с главной улицей села, улицей Соболя. Продолжать расширять представление о селе. Воспитывать эстетические чувства. | Беседа: «Я живу на улице Соболя» | Развлечение «Приходи урожай в наш кубанский край» | Разучивание игр «Заря-заряница» | Выставка букетов и цветов «Красота моих лугов». | Экскурсия на луг. |
Ноябрь | Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой родного села. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь к малой Родине. | Создание кубанского уголка. | Занятие «Традиции и быт родного села». | Изготовление поделок для кубанского уголка. |
Декабрь | Знакомство детей с предметами быта родного села. Расширять представления о музыке и поэзии местных авторов. Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью пения, изобразительного искусства. | Иллюстрации быта села. | Разучивание слов к песне «Новопавлов-ка-родимое село», Журавлёв А.Я. | Развлечение: «Кубанские посиделки». | Изготовление из глины предметов быта: макитра, глэчик и крынка. | Привлечь родителей к поиску старинных вещей, фотографий. Родительское собрание «Ознакомление детей с трудом взрослых» | Экскурсия в школьный музей старин-ных вещей. |
Январь | Знакомство детей с профессиями села Новопавловка. Развивать интерес к профессиям села. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ. | Иллюстра-ции, фотографии разных профессий. | Беседа: «Твои люди село». | Занятие «Знакомство дошкольников с профессиями села» (в форме игры «Поле Чудес») | Рассматри-вание альбома «Профессии села» | Встреча с героем труда Коник И.Е. |
Февраль | Знакомство с достопримеча-тельностями села, особенностями жизни жителей. Развивать интерес к творческой деятельности, приобщая детей к прошлому и настоящему своего села. Воспитывать любовь к малой Родине. | Альбом: «Моё село родное». | Развлечение «Кубанская ярмарка» | Музыкальная игра «Казаки». | Изготовление для детей кубанских костюмов. |
Март | Знакомить детей с предметами домашнего обихода, старинными вещами. Формировать интерес к жизни предков. Воспитывать желание слушать произведения местных авторов. | Иллюстрации быта села. | Разучивание считалочки «Шел по берегу петух». | Слушание стихов местных авторов. | Экскурсия в местный музей Новопав-ловского с/поселен-ия. |
Апрель | Знакомство с местным фольклором, казачьими костюмами. Расширять представления о кубанской казачьей музыке. Приобщать детей к культурным традициям своего народа. | Рассмотреть альбом «Костюмы Кубанских казаков». | Слушание песен и стихов кубанских авторов и композиторов. | Занятие «Встреча с местным поэтом А.Я.Журавлевым» | Кубанские игры, хороводы. | Встреча с образцовым коллективом казачьей песни «Зорюшка». |
Май | Продолжать знакомство с местным фольклором. Развивать интерес и любовь к родной земле. Воспитывать желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью. | Знакомство с кубанской пословицей «Казак без коня, что солдат без ружья». | Развлечение «Посвяще-ние в казачата». | Игры в уголке ряжения. | Встреча с детским образцовым коллективом «Родничок Кубани» | Фотовыс-тавка «Эх, казачата, ребята удалые!!!» |
Работа вне занятий:
- Чтение, рассказывание, заучивание кубанских пословиц, поговорок: «Казак без коня, что солдат без ружья», « Не в коня корм», «Кончил дело, гуляй смело», считалок: «Катилась торба…», «Солома – полова…» потешки : «Дождик – дождик припусти …», «Ай , чук , чук, чук…», загадок и колыбельных песен: «Люли, люли, люли, налетели гули…», «Пошла кошка по водицу…»
Программные задачи:
- Учить детей осуждать лень и тщеславие.
- Знакомить детей с образным родным языком.
- Приобщать детей к культуре родного народа.
- Разучивание народных кубанских игр:
«Заря-заряница», «Золотые ворота», «Петух (Сон казака)», «Плетень», «Казаки», «Достань платок».
Программные задачи:
- Знакомить детей с историей и бытом Кубани.
- Расширять знания детей о кубанском фольклоре.
- Воспитывать у детей интерес к народным играм.
- Изготовление поделок для кубанского уголка: изготовление кукол из соломы, костюмов, плетней.
- Рассматривание иллюстраций об историческом развитии села, о природе села…
- Слушание кубанских народных песен: «За Кубанью огни горят…», «Ой, на гори калина…», «У девочки головушка болела…»
Программные задачи:
- Знакомить детей с кубанским фольклором.
- Расширять представление детей о кубанской казачьей музыке.
- Приобщать детей к культурным традициям кубанского народа.
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Село моё родное!»
Малая родина – это не только природа,
но еще и взаимоотношения,
уклад и традиции живущих.
Это и язык, и мечты,
и определенные склонности,
вынесенные из самой земли с её солью.
Это «родимые» пятна каждого человека.
Валентин Распутин.
Дошкольный период наиболее благоприятен для духовно-нравственного и эстетического развития ребенка. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, села и их особенностях.
Важным фактором в работе детьми является воспитание осознанного чувства – себя, как носителя национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.
Учитывая особую важность проблемы, мы определили для себя задачу создания системы работы по воспитанию у дошкольников любви к родному селу. Для её реализации было сделано следующее:
- разработано перспективное планирование;
- подготовлены дидактические материалы;
- определено содержание работы.
Работа проводилась поэтапно:
1этап – подборка и изучение имеющейся методической литературы. Разработка перспективного планирования. Оформление альбома и стенда «Село моё родное».
2этап – проведение открытых мероприятий с родителями и детьми. Разработка конспектов занятий, развлечений, анкетирование родителей.
3 этап – подведение результатов работы с детьми и родителями.
В процессе длительного наблюдения за детьми, мы заметили, что дошкольники не знают обычаев и традиций Кубани, своего села, своей семьи.
«А стоит ли их знакомить с ними?» - такой вопрос мы задали родителям наших воспитанников.
«Конечно, стоит! – услышали в ответ. – Дети должны знать историю своего села, свои корни».
Поэтому первоначальной целью стало – разработка системы мероприятий направленных на освоение и изучение традиций, быта и фольклора своего села.
Работу с родителями мы начали с проведения анкетирования, по результатам которого было выявлено, что лишь 30 % из них имеют поверхностные знания об истории своего села. Параллельно с анкетированием среди родителей мы проводили работу с детьми: беседы, экскурсии, посещения, встречи.
В процессе работы было творческое сотрудничество с музыкальным руководителем, работниками местного и школьного музеев, творческими коллективами «Родничок Кубани», «Зорюшка», встреча с ветеранами труда.
Совместно с родителями был оформлен альбом «Село мое родное».
Вся предварительная работа (анкетирование родителей, беседы с детьми) подвела нас следующему этапу – разработке системы мероприятий практической деятельности в трех направлениях: воспитатели, родители, дети. Уже на начальном этапе мы столкнулись с проблемой – полное отсутствие литературы, методического материала. Поэтому первоначальной нашей целью стало – создание условий в ДОУ. Для этого был изготовлен стенд «Село мое родное», альбом «Историческое прошлое села», подобран архивный материал.
Выстраивая планы практической работы, мы исходили из принципов постепенности, системности, наглядности, учёта возрастных особенностей, коллективного взаимодействия. Главная идея практического материала состоит в том, что дети имеют представление о важных духовно-нравственных ценностях села, знакомятся с его историческим прошлым, традициями, кубанскими праздниками, народными кубанскими играми, познают правило почитания и уважения старших, добрых дел и дружбы.
Основные направления и содержание деятельности.
Формы организации учебно-воспитательного процесса.
1. С детьми:
- совместная деятельность взрослых и детей;
- самостоятельная деятельность;
- тематические занятия;
- игры;
- беседы;
- досуги (театрализованные представления);
- выставки;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- слушание песен кубанских композиторов.
2. С родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- общие праздники в детском саду;
- родительские собрания;
- домашние творческие задания;
- привлечение к участию в занятиях.
Оценка результативности
Эффективность мероприятий можно оценить по следующим результатам работы.
Во-первых, можно констатировать повышение уровня знаний детей и родителей истории своей малой родины, основание села Новопавловка, быта, занятий и традиций.
Первичная диагностика | Итоговая диагностика | |
Не знали историю своего села | 68% | - |
Слышали, но не вникали | 18% | - |
Знают историю села | 8% | 92% |
Хорошо знакомы, с данным материалом | 6% | 8% |
Как видно из таблицы, повысился уровень знаний у детей и родителей о истории своего села. Эта работа помогла пробудить у детей и родителей те струны души, которые заставляют их взглянуть по-другому на окружающий мир с позиции прекрасного и на своё место в нем.
Следовательно, выбранные формы организации работы с детьми и родителями можно назвать эффективными и рекомендовать для использования в работе с детьми и родителями дошкольников в ДОУ.
Заключение
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и не заметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Подводя первоначальные итоги работы, можно сказать, что проведенная нами работа всего лишь маленькая частица из истории нашего села. Это результат длительного целенаправленного воспитания подрастающего поколения в духе возрождения обычаев, традиций и культуры села, вызывание чувства сопричастности с его историей, воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к своей малой родине, чувства гордости за героическое прошлое своих предков. Мы накопили положительный опыт по изучению исторического прошлого своей малой Родины.
Работа по теме будет продолжаться и дальше и хочется верить, что став взрослыми, наши дети всегда будут с достоинством говорить: «Я родился и вырос на Кубани, в селе Новопавловка». Они будут шагать новыми дорогами, узнавать всё больше о родном крае, селе. Главное, чтобы не исчезло желание познавать, беречь, приумножать исторические традиции своего народа на протяжении всей своей жизни.
С уверенностью можно сказать, что работа по разъяснению и информированию наших детей и родителей с историей села Новопавловка, традициями, бытом их жителей своевременна, значима и необходима, она дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведению совместных мероприятий. В результате проделанной работы, как у детей, так и у их родителей повысился уровень знаний об истории своего села, его быте и традициях.
Предлагаемый опыт – результат работы с детьми и родителями в ДОУ в течение трёх лет.
Материал апробирован воспитателями нашего детского сада и используется в работе с детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы (по теме «Родная страна»)
Опыт работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп по теме «Родная страна» (2003-2004 гг.)...
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу Тимашевску у детей дошкольного возраста».
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу Тимашевску в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".
Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...
педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"
Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...
Опыт работы «Мой родной край»
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям...
Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино
Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...