Опыт
материал по теме
Опыт работы
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №9 « Снежинка» комбинированного вида
Савельевой Ольги Александровны
по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питаю источник творческой личности»
В.А. Сухомлинский
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук), Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.
Провела диагностику:
год | Начало года | Конец года
| ||||
в | с | н | в | с | н | |
2009-2010 | 42% | 26% | 32% | 49% | 31% | 20% |
2010-2011 | 51% | 29% | 20% | 58% | 32% | 10% |
2011-2012 | 63% | 30% | 7% | 70% | 26% | 4% |
Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т.д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят).
Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Дополнительно провожу пальчиковые игры, массажные упражнения (растирание, поглаживание) с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:
- овладеть навыком мелкой моторика;
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- улучшить психические процессы ( внимание, мышление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Организую игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Осваивать такие игры начинаю с детьми, начиная с 4 -5 лет. Придумываю персонажи, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками, прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик, а также использую вязаные колпачки – куколки.
С маленькими детьми при чтении веселых стихов прошу детей подвигать пальчиками так, как они этого хотят. При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Различные упражнения объединяю в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую – то тему, например: «Путешествие цыпленка и утенка», «Приключение козленка» и др. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют такие игры с поочередной сменой сюжетов в них.
Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.
А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Петушок», «Сорока», «Водичка – водичка», «Дружные пальчики» и др.
Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно –практического сотрудничества. Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Наши уточки с утра», «Курочка и цыплята», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят» и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Руки мамы и мои ручонки» (значение мелкой моторики).
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание с элементами практикума «Слово на ладошке», разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, растегивать молнии, пуговицы), т.к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Как играть в пальчиковую игру?», «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» и др.
Родители активно участвуют в семинарах – практикумах с участием детей «Играем пальчиками и развиваем речь», где на практике учатся выполнять те или иные игры и упражнения. Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук.
Вывод:
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у 65% детей интерес к пальчиковым играм, у 48% детей активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У 35 % воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У 25% детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
78% родителей уделяют должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры. 45% родителей оказывают посильную помощь в создании речевой среды в группе и создали речевую среду дома.
Опыт работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №9 « Снежинка» комбинированного вида
Савельевой Ольги Александровны
по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питаю источник творческой личности»
В.А. Сухомлинский
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме.
В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук), Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.
Провела диагностику:
год | Начало года | Конец года |
в | с | н | в | с | н |
2009-2010 | 42% | 26% | 32% | 49% | 31% | 20% |
2010-2011 | 51% | 29% | 20% | 58% | 32% | 10% |
2011-2012 | 63% | 30% | 7% | 70% | 26% | 4% |
Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т.д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка. Составила перспективный план пальчиковых игр, в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Во время проведения пальчиковых игр моё расположение относительно ребенка, зависит это от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то сажусь сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то сажаю ребенка к себе на колени или располагаюсь на коврике и сажаю ребенка между ног, как в гнездышке (дети это очень любят).
Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Дополнительно провожу пальчиковые игры, массажные упражнения (растирание, поглаживание) с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. Использование пальчиковых игр и упражнений помогли детям:
- овладеть навыком мелкой моторика;
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- улучшить психические процессы ( внимание, мышление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Организую игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Осваивать такие игры начинаю с детьми, начиная с 4 -5 лет. Придумываю персонажи, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками, прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик, а также использую вязаные колпачки – куколки.
С маленькими детьми при чтении веселых стихов прошу детей подвигать пальчиками так, как они этого хотят. При повторении стихотворных строк и одновременное движение пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Различные упражнения объединяю в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую – то тему, например: «Путешествие цыпленка и утенка», «Приключение козленка» и др. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют такие игры с поочередной сменой сюжетов в них.
Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.
А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например: «Петушок», «Сорока», «Водичка – водичка», «Дружные пальчики» и др.
Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно –практического сотрудничества. Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Наши уточки с утра», «Курочка и цыплята», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят» и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Руки мамы и мои ручонки» (значение мелкой моторики).
Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание с элементами практикума «Слово на ладошке», разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, растегивать молнии, пуговицы), т.к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Как играть в пальчиковую игру?», «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» и др.
Родители активно участвуют в семинарах – практикумах с участием детей «Играем пальчиками и развиваем речь», где на практике учатся выполнять те или иные игры и упражнения. Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук.
Вывод:
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у 65% детей интерес к пальчиковым играм, у 48% детей активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У 35 % воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У 25% детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
78% родителей уделяют должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры. 45% родителей оказывают посильную помощь в создании речевой среды в группе и создали речевую среду дома.
Опыт работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
2012 год
город Кашин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)
Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...