МБДОУ детский сад «Радуга»
«Приобщение детей к истокам народной культуры»
(из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
Климонтова Елена Владимировна
Умет 2012 г.Старая поговорка гласит: «Все новое-хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется
человеком, как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую
впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано, или поздно
человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний
день можно увидеть возрождение интереса к культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к
их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться
к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной деятельности человека, если его
знакомить с родной культурой с раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном
помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков-
тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. В своей работе с дошкольниками по
приобщению к народной культуре и искусству поставила перед собой следующую цель:
Формирование основ культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к
народным традициям.
Задачи.
1.Формировать основы национального самосознания и любви к отечеству.
2. Развивать интерес к русским традициям.
3. Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков (жилищем, предметов
быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством.
4. Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства, знакомить с
особенностями национальных костюмов народов.
5. Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас.
6. Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.
Исходя их того, важным условием для развития детского творчества и поддержание интереса к
культуре предков, служит развивающая среда. Особое внимание я уделила обогащению
содержания окружающей среды. В ДОУ действует мини- музей «Русская изба». Наш мини-музей
занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованиям настоящего музея. В его
экспозиции многое сделано руками воспитателей, родителей, детей.
Так как невозможно представить себе русскую избу без печки, встала необходимость создать ее
своими руками.Главная зона - «горница» , в нее поставили стол со скамейками, на стены повесили вышитые
картины. Особый интерес у детей вызывает прялка. Дополнен интерьер народными «игрушками»
выполненными детьми на занятиях по изобразительной деятельности. И еще одним из
интересных моментов для детей является сундук. Как само пространство «мини – музея», так и
его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной
деятельности, развлечениях. Народное искусство я использую в непосредственно
образовательной деятельности.
Осуществляется взаимосвязь изобразительное искусство с устным фольклором (потешки, загадки,
песенки, сказки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора
художника Ю.Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и
декоративной лепкой. При работе с детьми широко использую дымковскую, каргопольскую,
филимоновскую игрушки. Очень нравится детям самостоятельно изготавливать поделки под
дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и городецкой росписями. Погружение
детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию
различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей
чувство прекрасного.
Перед тем, как приступить к выполнению творческих заданий, организуются с детьми экскурсии в
музей «Русская изба». Все это делается для того, чтобы лучше познакомить с образцами
народного искусства. Особенно любят дети сказки. В русской народной сказке заключенобогатое
содержание в отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами
выразительности. Особенно интересно проходит чтение сказок в музее, где четко можно увидеть
обстановку русской избы, и ребенок чувствует себя очень комфортно и уютно, как «в сказке». Дети
с удовольствием разыгрывают сказки и шуточные сценки. Известно, что сказка выполняет важную
роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная и творческая
деятельность. В своей работе с детьми широко использую русские народные пословицы и поговорки. Через них
у дошкольников формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание
важности труда в жизни человека,почтительного отношения к его результатам. Знакомство с
музыкальным фольклором осуществляется не только в образовательной области «Музыка», но и в
повседневной жизни. Стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Рождественский
колядок» и т.д. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни , танцы, играют в
народные игры. При проведении обрядовых праздников обращаю внимание детей на принципы
изготовления и ношения русского костюма., провожу беседы с детьми о правильности поведения
в тех или иных обрядовых действий. Ценность народного творчества в том, что с его помощью
взрослые легко устанавливают эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их
богатой выдумкой, остроумием заряжают своим веселым смехом, создают радостное настроение.
Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку – это еще и маленькие
театрализованные представления. Используя в играх считалки, присказки, приговорки ребенок
связывает слово сдействием.
Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении детей с традициями
и культурой народа. Такие беседы проводятся как в непосредственно образовательной
деятельности, так и в свободной деятельности детей, на протяжении всего дня. Использование
элементов фольклора, ознакомление с подвижными народными играми проводятся во время
утренней зарядки, на прогулке. Все работы детей по декоративно – прикладному искусству
оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых.
Активное участие по приобщению детей к традициям народной культуре принимают родители.
Они являются инициаторами и активными участниками пополнения развивающей среды детского
сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к
образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных
мероприятиях. В результате анкетирования родителей: 100%- по отзывам родителей- получили
яркие впечатления от посещения музея, высказали желание пополнить экспонаты музея,100%-
удовлетворены полностью работой, проводимой педагогами в ДОУ по приобщению детей к
народной культуре. В ДОУ имеется необходимая методическая литература, диски, книги для
детей о народных промыслах. Диагностика уровня восприятия знаний детей старшего возраста
показывает следующие результаты:
Высокий уровень восприятия-72%
Выше среднего уровня восприятия- 20%
Средний уровень восприятия-8%Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их
творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Знакомя детей с изделиями народных
мастеров, с народными традициями и фольклором, народными песнями, танцами, мы помогаем
детям приобщиться к народной культуре. Соприкосновение с народным творчеством обогащает
ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.