Психологическое здоровье педагогов
статья на тему

Кипаренко  Олеся Викторовна

Практические рекомендации по сохранению психологического здоровья педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации

по сохранению психологического здоровья

Упражнение на избавление от отрицательной энергии,                                                                               способности контролировать ситуации.

Упражнение:  «ПРЕСС».

    Это упражнение способствует нейтрализации и подавлению эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется выполнять перед  психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания, уверенности в себе и способности управлять ситуацией. К выполнению необходимо прибегать в самом начале возникновения отрицательных эмоций, иначе не будет психотерапевтического результата. Попав в зависимость от своего эмоционального состояния, педагог может прибегнуть к нежелательным способам «сбрасывания» отрицательной энергии на воспитанника или коллегу по работе.  К сожалению, это часто происходит в семье воспитателя, где он ослабляет внутренний самоконтроль.

     Суть упражнения такова. Педагог мысленно представляет внутри себя, на уровне груд, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с ней. Выполняя упражнение, важно добиться ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и напряжение, которое она несет.

Упражнения на снятие психомышечного напряжения, на уверенность в себе:

Упражнение «Гора с плеч»

Выполняется стоя, можно сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение “Замок”

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед в замке. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнения-настрои.

У  педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые воспитатель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

• «Настрой на работу».

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является для меня высшим смыслом моей жизни».

• «Настрои в течение рабочего дня».

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними.».

• «Настрой перед сложным разговором».

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

• «Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности».

«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле».

Настрой на уверенность в себе.

« Я все умею. У  меня все получиться. Я справлюсь с ситуацией.»

Звуковая гимнастика.

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

Звук «О» — воздействует на сердце, легкие;

Звук «Я» ; Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;

Звук «ХА» — помогает повысить настроение.

Упражнение “Голосовая разрядка”

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе издать резкий звук “Ух!”

Ослабить педагогический стресс можно, если:

• Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

• Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

• Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

• В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь  на отрицательных.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

Педагог – психолог    Олеся Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....