Психологическое здоровье педагогов
статья на тему
Практические рекомендации по сохранению психологического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendacii_pedagogam_po_sohraneniyu_psihologicheskogo_zdorovya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации
по сохранению психологического здоровья
Упражнение на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации.
Упражнение: «ПРЕСС».
Это упражнение способствует нейтрализации и подавлению эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется выполнять перед психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания, уверенности в себе и способности управлять ситуацией. К выполнению необходимо прибегать в самом начале возникновения отрицательных эмоций, иначе не будет психотерапевтического результата. Попав в зависимость от своего эмоционального состояния, педагог может прибегнуть к нежелательным способам «сбрасывания» отрицательной энергии на воспитанника или коллегу по работе. К сожалению, это часто происходит в семье воспитателя, где он ослабляет внутренний самоконтроль.
Суть упражнения такова. Педагог мысленно представляет внутри себя, на уровне груд, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с ней. Выполняя упражнение, важно добиться ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и напряжение, которое она несет.
Упражнения на снятие психомышечного напряжения, на уверенность в себе:
Упражнение «Гора с плеч»
Выполняется стоя, можно сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед в замке. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнения-настрои.
У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает формулы, которые воспитатель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
• «Настрой на работу».
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является для меня высшим смыслом моей жизни».
• «Настрои в течение рабочего дня».
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними.».
• «Настрой перед сложным разговором».
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
• «Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности».
«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым, энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, энергию во всем теле».
• Настрой на уверенность в себе.
« Я все умею. У меня все получиться. Я справлюсь с ситуацией.»
Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звук «О» — воздействует на сердце, легкие;
Звук «Я» ; Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;
Звук «ХА» — помогает повысить настроение.
Упражнение “Голосовая разрядка”
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе издать резкий звук “Ух!”
Ослабить педагогический стресс можно, если:
• Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
• Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
• Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
• В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».
Педагог – психолог Олеся Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
брошюра для педагогов по сохранению психологического здоровья педагога
В помощь педагогам и педагогам-психологам...
Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Профилактика психологического здоровья педагогов"
Тренинговое занятие для педагогов-психологов...
Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...
«Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка»
сенинар-практикум для педагогов ДОУ...
Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...
Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"
Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....