Проект «Зоркие глазки» для детей с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование по теме
Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prorekt_zorkie_glazki_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зоркие глазки». Для детей 5-6 лет |
Автор: воспитатель структурного подразделения «Детский сад №18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Мухина Елена Геннадьевна. Вид проекта: коррекционно - развивающий. Участники. Дети группы коррекции зрения, Взаимодействие педагогов и родителей: воспитатели, медицинский персонал (врач-окулист, сестра-ортоптистка), музыкальный руководитель, родители группы Срок реализации проекта: долгосрочный. Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста используя Монтессори-терапию. Актуальность Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Задачи:
Ожидаемые результаты проекта: Исходя из проведенной работы можно предположить следующие результаты: 1. Произойдет активизация зрительных функций.
2.Совершенствуется мелкая моторика. 3. Разовьется познавательная активность детей, они будут всесторонне развитыми С применением упражнений Марии Монтессори у детей повысится интерес к коррекционным мероприятиям, и будут достигнуты лучшие результаты по коррекции зрения. |
Реализация проекта.
№ | Вид деятельности (мероприятия) | Цель | Время проведения |
I. Подготовительный этап |
1. | Изучение литературы | Проанализировать литературу по проблеме проекта, с целью внедрения ее в првактику коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения. | Сентябрь. |
2. | Обсуждаем возможные мероприятия проекта с родителями и педагогами | Обсудить мероприятия проекта с его участниками. | Сентябрь |
3. | Анкетирование родителей. | Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации в домашних условиях, индивидуальные особенности детей. | Сентябрь |
4. | Подбор Дидактического материала. | Подобрать Монтессори- материал, в с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей. | Сентябрь |
5. | Изготовление материалов и пособий. | Совместно с родителями изготовить необходимый материал для коррекционных занятий с детьми. | Сентябрь |
II. Основной этап. |
Упражнения в практической жизни. |
1.Рамки с застежками С пуговицами, со шнурками,с кнопками,скрючками,с ремнями,с бантами,с молниями.2. Нанизывание бусин на шнурок 3. Шнуровка. 4.Перекладывание бусин пинцетом. 5. Подбери гайку к болту. | Прямая: Самостоятельно научиться застегивать и расстегивать различные виды застежек.Косвенная:Развитие самостоятельности; тренировка пальцев рук;Координация движений;Освоение последовательности действий;Подготовка руки к письму.Коррекционная:Развитие зрительной координации, координации глаз-рука;Развитие устойчивой фиксации (локализации); развитие зрительного внимания, зрительного восприятия;Тренировка глазомера;Повышение остроты зрения; Фиксация взора. | В течение года |
Материалы по сенсомоторике. |
1. Русская пирамидка. 2. Русская матрешка. 3. Формочки-вкладыши. | Прямая:Научиться работать с пирамидкой, матрешкой, формочками-вкладышами.Косвенная:Концентрация внимания;Координация движений;Умение сравнивать предметы по величине;Выстраивать сериационный ряд;Развитие визуальных ощущений.Коррекционная:Развитие зрительного внимания;Развитие стереоскопического зрения. | В течение года |
Материалы для развития тактильного чувства. |
1. Дощечки для ощупывания. 2. Лоскутки. 3. Шершавые таблички. | Прямая:С помощью пальцев различать различные качества поверхностей.Косвенная:Уточнение тактильных ощущений;Чувственное сравнение и анализ;Концентрация внимания;Координация движений;Подготовка руки к письму, к восприятию окружающего мира | В течение года |
Математические материалы. |
1. Цифры из шерщавой бумаги. 2. Числовые штанги. 3. Чипсы и цифры. 4. Фигуры из гвоздиков. | Прямая: Освоить изображение и написание цифровых знаков; Объединять штанги с соответствующей каждой из них табличками; Подготовка к понятию четного и нечетного числа.Косвенная: Развитие тактильной памяти; Совершенствование мелкой моторики; Подготовка к изучению десятичной системы счисления.Коррекционная: Развитие зрительной памяти, зрительного внимания; Совершенствование прослеживающей и глазодвигательной функции зрения. | В течении года |
Непосредственная образовательная деятельносмть. |
1. | «Для чего нужны глаза». | Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах. | Сентябрь |
2. | Экскурсия в кабинет охраны зрения. | 1.Обобщить представления детей о профессии врача-окулиста (офтальмолога). 2.Познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача-окулиста,проверка зрения. 3.Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов. | Октябрь |
3. | «Ты себе не навреди, свои глазки береги». | 1. Уточнить представления детей о глазах и их назначении. 2.Закрепить знания о том что, полезно и вредно. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению. | Ноябрь |
4. | Очки - мои помощники. | 1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам | . Декабрь |
5. | «В гостях у королевы Чернички». | Продолжать закреплять у детей представления о роли зрения в их жизни; формировать представления о своих собственных зрительных возможностях; подводить детей к пониманию назначения очков и необходимости их ношения. | Январь |
6. | Ах, эти чудные глаза. | 1. Продолжать формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения; - выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о зрении людей и животных. | Февраль |
7. | Если глазки плохо видят | 1.Формировать представления детей о своих зрительных возможностях.2. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками.3. Учить пользоваться вспомогательными средствами - лупой, биноклем.4. Учить сравнивать и описывать свои зрительные впечатления, полученные в очках и без очков. | Март |
8. | Наши помощники. Глаза. | 1. Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. 2. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения. 3.Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов. | Апрель |
9. | Тема: «Познай себя». | 1.Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих вред зрению, обсудить вопросы гигиены.2.Воспитывать, бережное отношение к своему зрению. | Май |
Беседы и сюжетно ролевые игры с детьми. |
1. | Наши глаза. | Дать детям знания соответствующие возрастным особенностям о глазах и зрении. | Сентябрь |
2. | Как сохранить хорошее зрение. | Закрепление полученных знаний у детей об органах зрения – глазах. | Октябрь |
3. | Правила ухода за очками. | Познакомить детей с правилами ухода за очками. | Ноябрь |
4. | Проведение сюжетно-ролевой игры »Больница» На приеме у офтальмолога. | Закреплять и пополнить знания детей о труде врача-офтальмолога. Вызвать уважение к его труду. В игровой форме создать положительное отношение к ношению очков и окклюзий. | Декабрь |
5. | Домик для очков. | Дать детям информацию для чего нужен футляр для очков. Прививать аккуратное отношение к очкам в игровой форме. | Январь |
6. | Экспериментальная деятельность. Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки | Помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через главные и чистые стекла очков. | Февраль |
7. | Сюжетно-ролевая игра «Кукле Кате нужна наклейка» Совместно с детьми сделать наклейки для кукол. | Продолжать положительное отношение к ношеию окклюзий, показать важность ношения. | Март |
8. | Вечер загадок «Все о зрении» | Закреплять умение детей отгадывать загадки, создать радостное настроение | Апрель |
Комплексы упражнений гимнастики для глаз. |
1.«Паучок» 2.«Зайчики» 3.«Веселая неделька» 4.«Где наш пальчик замечательный?» 5. «Ежик» 6. «Мячики» 7. «Наши глазки» 8. «Глазки отдыхают» 9. «Волшебный сон» 10. «Самолет» 11. Комплекс упражнений «На море» 12 «.Лучик солнца» | Снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц. | В течении года |
Комплексы пальчиковой гимнастики. |
1. «Николенька гусачок» 2. «Тук да тук» 3. «Ладушки-ладошки» 4. «Цветок» 5. «Этот пальчик» 6. «Помощники» 7. «Прятки» 8. «На полянке» 9. «По грибы» 10. «Дождик» 11. «Зайцы» 12. «В гости к пальчику большому» | Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. Увеличение подвижности пальцев Массаж активных точек на пальцах и ладонях | В течении года |
Альбомы и игры для детей. |
1.Правила бережного отношения к зрению (В картинках) Игра «Зоркий глаз» 2.Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки» 3.Да и нет, не говорите, черное с белым берите. 4.Линейки-трафареты. | С помощью картинок познакомить детей с правилами бережного отношения к своему зрению. Тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти. Учить обводить по контуру, вычленять предметы из группы предметов. Развивать глазомер, зрительное восприятие. Развитие зрительного внимания, кратковременной и долговременной зрительной памяти, развитие восприятия формы, моторики. | В течение года. |
Консультации для родителей. |
1. | Система Марии Монтессори | Познакомить родителей с системой Марии Монтессори. | Сентябрь |
2. | Значения развития осязания и мелкой моторики у детей имеющих нарушения зрения. | Рассказать родителям о необходимости развития осязания и мелкой моторики. Предложить игры Марии Монтессори на развитие осязания и мелкой моторики. | Октябрь |
3. | Использование Монтессори-терапии с детьми, имеющими нарушения зрения. | Дать родителям информацию о применении Монтессори-упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. | Ноябрь |
4. | Проведение зрительной гимнастики. | Рассказать о важности проведения зрительной гимнастики. Познакомить с правилами ее проведения. Предложить комплексы для проведения с детьми дома. | Декабрь |
5. | Упражнения в системе Марии Монтессори. | Показать родителям, как правильно работать с материалом. | Январь |
6. | Как выбрать очки и правильно с ними обращаться. (Советы врача-офтальмолога) | Рассказ врача – офтальмолога о том, как правильно выбрать очки и обращаться с ними. | Февраль |
7. | Практические советы - Домашняя школа Монтессори. | Продолжать знакомить родителей с упражнениями Марии Монтессори которые можно применять с детьми дома. | Март |
8. | Телевизор и дети. | Рассказать о правилах просмотра телевизора детьми с нарушением зрения. Выяснить как соблюдаются эти правила детьми дома | Апрель |
9. | Детское зрение. Защита и профилактика. | Дать знания родителям о мерах по профилактике нарушений зрения детей, защите детского зрения. | Май |
Папки передвижки |
1. | Что нужно знать о детских глазках? | Дать информацию о признаках нарушения зрения у детей. На что нужно обращать внимание, чтобы выявить глазную патологию? | Сентябрь |
2. | «Что такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?» | Дать родителям сведения, что такое гимнастика для глаз и почему ее необходимо проводить с детьми имеющими нарушения зрения. | Октябрь. |
3. | Гимнастика для глаз (картотека) | Предложить вниманию родителей различные комплексы гимнастики для глаз. | Ноябрь |
4. | Играя - лечимся. | Предложить вниманию родителей информацию о том, как можно использовать игры с целью коррекции нарушений зрения | Декабрь |
5. | Игры для детей с нарушением зрения. | Дать информацию родителям об играх для детей с ослабленным зрением, в которые можно играть с детьми дома. | Январь |
6. | Игровые упражнения для снятия зрительного утомления дошкольников. | Предложить родителям игровые упражнения для снятия зрительного утомления. | Февраль |
7. | Игры для детей с ослабленным зрением. | Вниманию родителей предложить специально подобранные игры для детей с нарушением зрения. | Март |
8. | Гимнастика для глаз на каждый день (информация в уголок для родителей) | Дать родителям примерный комплекс гимнастики для глаз на каждый день. | Апрель |
9. | Комплексы упражнений для глаз.(Для взрослых) | Комплекс упражнений для снятия усталости с глаз.Комплекс для улучшения зрения. Комплекс для профилактики близорукости. | Май |
III. Заключительный этап. |
1. | Обработка и анализ материалов проекта. | Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта | Май |
2. | Индивидуальные беседы с родителями о достигнутых результатах, проблемах и достижениях. | Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка. | Май |
3. | Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, для того, чтобы лучше видеть, бинокль, увеличительное стекло и т.д.) | Дать знания детям, что у людей есть разные полезные приспособления-предметы для глаз, вызвать интерес и формировать положительное отношение к таким предметам. | Май |
4. | Круглый стол. «Наши успехи, достижения». | Информировать родителей о полученных результатах в ходе проекта, проблемах которые возникали. Обмен мнениями о проведенной работе , обсуждение планов на будущее. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зоркие глазки"(презентация часть 1)
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье –это важнейший труд педагога.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, ве...
Проект "Зоркие глазки"(презентация часть 2)
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье –это важнейший труд педагога.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, ве...
Проект "Зоркие глазки".
Проект направлен на укрепление и сохранение зрения детей старшего дошкольного возраста через созданные системы профилактики зрения у детей в детском саду....
Презентация проекта "Зоркие глазки" в старшей группе
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ц...
Педагогический проект "Зоркие глазки"
Этот проект для детей 5-7 летЦель проекта: Укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста.Задачи: - Заинтересовать детей и родителей , показать важность данной проблемы, дать теоретиче...
Проект "Зоркие глазки" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект поможет сформировать представления детей о значении зрения в жизни людей и животных; даст знания о сохранении и укреплении зрения, о формировании культуры здоровья и здорового...
Проект: Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста посредством чувашских дидактических игр и упражнений.
в первые годы жизни дошкольник активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем оп...
Комментарии
Проект для детей с нарушением
Проект для детей с нарушением зрения. Развивающая тематика.