Система дошкольного образования в Европе
статья на тему

Германия.

Возникновение детских садов

Первые учреждения для маленьких детей в Германии появились еще в начале XIX в. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в детских садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф. Фребелем в 1840 г. и названные Kindergarten (детский сад), изначально ориентировались на педагогические аспекты воспитания и этим очень сильно отличались от ранее существовавших. По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей. Деятельность детских садов продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом Volkswolilfahrt. Во времена Третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу, и многие детские сады прекратили свое существование. Когда же вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система детских садов вновь стала развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnoe_obrazovanie_za_rubezhom.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

«Дошкольное образование в Европе. История и современность»

Оглавление

Германия-------------------------------------------------------------------------3

Франция--------------------------------------------------------------------------9

Великобритания----------------------------------------------------------------13

Испания--------------------------------------------------------------------------19

Италия----------------------------------------------------------------------------20

Дания-----------------------------------------------------------------------------24

Болгария-------------------------------------------------------------------------27

Венгрия--------------------------------------------------------------------------31

Нидерланды-------------------------------------------------------------------- 36

Кипр------------------------------------------------------------------------------39

Чехия-----------------------------------------------------------------------------42

Система дошкольного образования в Европе.

Германия.

Возникновение детских садов

Первые учреждения для маленьких детей в Германии появились еще в начале XIX в. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в детских садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф. Фребелем в 1840 г. и названные Kindergarten (детский сад), изначально ориентировались на педагогические аспекты воспитания и этим очень сильно отличались от ранее существовавших. По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей. Деятельность детских садов продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом Volkswolilfahrt. Во времена Третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу, и многие детские сады прекратили свое существование. Когда же вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система детских садов вновь стала развиваться.

Дошкольное образование после Второй мировой войны

По окончании Второй мировой войны в ФРГ и ГДР стали развиваться различные дошкольные образовательные системы. Создание дошкольных учреждений в Восточной Германии началось в 1945 г., где они рассматривались как подготовительные учреждения. Уже в 1965 г. они были включены в систему образования. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от трех до шести лет. Желающие родители могли оставить ребенка на целый день в детском саду, оплата которого не превышала стоимость обеда в середине дня. Остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы. Таким образом, дошкольное образование было передано в ведение системы народного просвещения и впервые в истории страны стало ступенью образовательного процесса.

В ФРГ в 1960-х гг. также живо обсуждался вопрос дошкольного образования и перехода детей к начальному образованию. Решалось, как можно улучшить возможности поступления в школу детей из неблагополучных семей, и будет ли полезным ввести обязательное начальное образование с пяти, а не с шести лет. При поддержке научных учреждений были организованы развивающие программы по проведению пилотных проектов. Оживленное обсуждение проблемы привлекло внимание общественности к данным вопросам, и с этого времени началось развитие системы дошкольного образования.

Послевоенная педагогика в Западной и Восточной Германии строилась на принципах отрицавших гитлеровскую идеологию, что и определило основные подходы к организации дошкольного воспитания.

Данный период характеризуется интенсивной политикой оказания помощи молодым семьям. Так, в ФРГ большое внимание уделялось обеспечению права родителей на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, подбору мебели и отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для дошкольного образования в ГДР.

В то же время дошкольное образование в ФРГ не избежало критики за недостаточное внимание к гигиене, безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское отношение детей со взрослыми.

Современное состояние дошкольного образования

После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ. В связи с этим в бывшей Восточной Германии наблюдался избыток подготовленных работников, а в детских садах Западной Германии — недостаток грамотных воспитателей. Урегулирование этого вопроса осуществлялось путем выплаты педагогам ГДР компенсации за отказ от педагогической деятельности.

Управление дошкольным образованием

Управление образованием в Германии осуществляется земельными правительствами, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение системы. Действия федеральных органов и земель в области образования согласованы с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.

Ответственность за отдельные детские сады лежит на управляющих органах (например, церквях, социальных организациях, местных властях, родительских ассоциациях и т.д.).

В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существует несколько одобренных соответствующим министерством учебников, и право выбора остается за педагогом. Тем самым достигается многовариантность образования.

Опубликованный в 1970 г. важнейший правительственный документ «Структурный план системы образования» предполагал расширение системы элементарного воспитания[1] и перевод его на государственное обеспечение. И хотя структурный план был направлен на улучшение финансового положения детских садов, повышение уровня профессиональной подготовки педагогического персонала, изменение форм и содержания дошкольного образования как единой унифицированной системы не получилось.

Сеть дошкольных учреждений

Традиционные детские сады Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф. Фребелем.

Сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений:

— детские сады с полным и неполным пребыванием;

— группы-сады для детей одной возрастной группы;

— пришкольные группы;

— подготовительные классы начальной школы;

— интернаты.

В детских садах, предназначенных для детей 3—6 лет с полным и неполным пребыванием, имеют место уход, воспитание, обучение детей. Группы-сады для детей одной возрастной группы обслуживают, как правило, детей старшего дошкольного возраста. За каждой группой следят, как минимум, один обученный преподаватель и помощник. Пришкольные группы и подготовительные классы начальной школы посещают пятилетние дети, недостаточно зрелые и, наоборот, уже подготовленные к обучению в школе. Интернаты предназначены для здоровых детей 3—6 лет или же для детей с различного рода нарушениями психофизического развития.

Дошкольное образование представлено в основном детскими садами, работающими с детьми до момента, когда им необходимо идти в школу. По достижении шестилетнего возраста дети обязаны посещать начальную школу. Но в некоторых землях существуют условия по уходу за детьми от 4 мес. до 12 лет.

В Германии существуют государственные, частные и церковные детские сады. К началу 90-х гг. доля государственных детских садов составляла около 20%, остальные содержались за счет свободных владельцев: церковных общин, профессиональных союзов, различных общественных и благотворительных организаций, а также негосударственных предприятий и частных лиц. Учреждения по дневному уходу за детьми до шести лет также имеют частную основу. Один ребенок или несколько детей находятся под присмотром няни в частном доме.

Родители свободны в выборе центра, обеспечивающего дошкольное образование и соответствующего их собственным понятиям и ценностям. Различия в обучении в детских садах зависят от руководящих необщественных организаций, представляющих различные региональные и гуманистические взгляды.

Выделяются функционально-ориентированные детские сады (в которых с детьми много занимаются) и ситуационно-ориентированные (где дети по большей части предоставлены сами себе). Последних в Германии больше.

Прием детей в дошкольные учреждения

По Акту о благосостоянии детей и молодежи все дети, достигшие трехлетнего возраста, имеют право быть принятыми в детский сад. Для поступления в него не требуется никаких справок и анализов

С 1957 г. в Западной Германии существует закон о свободе посещения детских садов. Плата за пребывание в них определяется в зависимости от доходов семьи и времени пребывания ребенка в детском саду.

Режим работы дошкольных учреждений

Часы работы главным образом определяются органами по охране детей и молодежи, по соглашению с управляющими органами и при консультации с родителями. Время пребывания ребенка в детском саду может варьироваться в зависимости от нужд семей в их округах. В землях Восточной Германии практикуется пребывание ребенка в детском саду в течение пяти рабочих дней не менее чем по 4 ч в день. В некоторых случаях предоставляется два или три часа надзора за детьми по вечерам и, если необходимо, в обеденное время. В большинстве дошкольных учреждений дети находятся половину дня (с 8.00 до 12.00 ч), но есть детские сады, работающие полный день. Некоторые дети проводят в детском саду половину дня, другие — целую неделю.

Незначительная часть детей до трех лет имеет возможность посещать ясли (считается, что туда попадают дети из социально неблагополучных семей). Ощущается острая потребность в расширении сети учреждений дневного ухода за детьми этой возрастной категории. В землях Восточной Германии практически все дети остаются в детском саду на целый день, хотя родители могут отводить их туда только на полдня. Многие дошкольные учреждения очень серьезно относятся к требованиям семей и выстраивают свой график так, как желают родители, и, если это необходимо, работают рано утром или в обеденное время для отдельных детей. Надзор за детьми предоставляется и в период школьных каникул.

На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивается объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. В Германии простуда и вовсе не считается заболеванием, достойным больничного листа. А к температуре относятся с осторожностью, если она превысила 38С. Во всех остальных ситуациях ребенок может оставаться в группе. Одевают детей намного легче, чем в России. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе и то не всегда.

Организация жизни детей в детских садах

Распорядок дня в детских садах, работающих с разновозрастными группами, носит гибкий характер. Дети меняют свою деятельность, объединяясь в разные группы. Часть из них может заниматься свободной игрой, рисованием, конструированием, другая — участвовать в работе под руководством воспитателя.

Франция

Возникновение детских садов

О необходимости заниматься вопросами здорового и правильного воспитания во Франции заговорили еще в XVIII в., когда в стране отмечалась высокая смертность детей. Эти вопросы активно поднимались врачами и философами. В образовательной системе Франции прошло три больших исторических преобразования: создание центральной системы администрации, разделение зоны администрирования образования, отделение церкви от государства. Все они были проведены в эпоху Наполеона I, и государство получило монопольное право на организацию и управление образованием, контроль и назначение персонала, финансирование.

Первое учебное заведение для детей 4—7 лет открыл эльзасский пастор Ж.-Ф. Оберлен в 1770 г. Он создал в Вогезах небольшую школу вязания, в которой дети обучались ремеслу, грамоте, общественным наукам. В последствии во Франции стали открываться детские сады английского образца, первый — в Париже (1826) для детей 2—6 лет из бедных семей. В таких школах дети получали религиозное воспитание, но были еще и занятия чтением, трудом, физическими упражнениями, пением, рисованием. В это же время начали организовываться ясли, куда принимали детей в возрасте от 15 дней до 3 лет. Детские ясли находились под двойной опекой государства и местных властей. Принимая детские сады под свою опеку, государство пыталось контролировать деятельность дошкольных учреждений.

Современное состояние дошкольного образования

В настоящее время структура образования во Франции выглядит следующим образом: детский сад, начальная школа, колледж, высшая средняя школа, университет.

Систему дошкольного образования представляют как государственные, так и частные учебные заведения. Сеть дошкольных учреждений страны постоянно развивалась и пополнялась новыми типами учреждений. Так появились материнские школы, организаторами которых стали Пап-Карпантье и П. Кергомар. Это был новый тип дошкольных образовательных учреждений, которые могли посещать все дети от 2 до 6 лет без исключения. Впоследствии детские ясли стали создаваться при заводах.

С 60-х гг. возникли новые формы помощи семье в организации ухода за детьми: родительские объединения, частные детские сады, институты нянь, государственные и семейные ясли, государственные дошкольные учреждения разных педагогических направлений. С 1972 г. материнские школы были заменены начальными школами, образование в которых определялось общегосударственными целями и программами.

Во Франции имеется два вида школ начального образования: начальные и элементарные. Отличие элементарных школ от начальных в том, что они имеют в своем составе детские сады. В итоге дети переходят на следующий цикл обучения в знакомой обстановке.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений

Работа детских садов регулируется двумя законами: The Framework Law (1989) (Закон по организации работы) и New Methods of Organising and Operating Nursery and Primary Schools (1990) (Новые методы организации и работы детских садов и начальных школ).

Финансовая помощь родителям, чьи дети посещают детские сады, не предусматривается на государственном уровне. Однако многие местные власти помогают родителям, используя департаменты здоровья и социального сервиса.

В настоящее время в стране наблюдается неуклонный рост населения. Секрет успешной демографической политики заключается в проводимой на протяжении 60 лет политике поддержки семьи (детские пособия, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады). Большинство французских детей посещают детские сады с 2—3 лет, поскольку государство предоставляет немалые льготы матерям, в том числе большой отпуск по уходу за ребенком.

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется. Особое внимание уделяется негосударственным образовательным структурам. Французы строго следят за соблюдением интересов и прав детей. Конкретные технологии реализации этой общей программы разрабатываются методистами, поэтому всегда вариативны.

Прием детей в дошкольные учреждения

Для зачисления ребенка в детский сад необходимо, чтобы он достиг двухлетнего возраста, или же ему должно исполнится два года в период с 1 сентября по 31 декабря этого учебного года. Важно, чтобы его здоровье, умственные способности и психика позволяли ему находиться среди других детей.

Зачисление ребенка производится директором детского сада по району жительства, при предъявлении родителями следующих документов:

— свидетельства о рождении;

— справки о состоянии здоровья из местной поликлиники (от домашнего доктора);

— медицинской истории, где подтверждено получение ребенком всех видов вакцинаций, положенных в этом возрасте;

— сертификата о зачислении в детский сад, полученного по почте. Данный сертификат выписывается местными властями по месту расположения детского сада. Родители должны обратиться к местным властям с просьбой о зачислении в конкретный детский сад.

В начальную школу (элементарную) ребенок зачисляется с 6-летнего возраста, или же ему должно исполниться шесть лет в период с 1 сентября по 31 декабря этого учебного года. Зачисление производится директором школы по району жительства. Если ребенок обучался в детском саду при одной из элементарных школ, то его переход в следующий класс происходит автоматически.

Организация жизни детей в детских садах

Группы в детских садах образованы по возрастному признаку. Образование строится на основе трех основных принципов: отрицание религиозности преподавания, обязательность образования всех детей в возрасте от 6 до 16 лет, государственное финансирование обязательного образования (дети до 16 лет получают учебники бесплатно). В образовательных учреждениях запрещен любой акцент на принадлежность к той или иной религии: не только платки для мусульман, но и ярко выраженная демонстрация принадлежности к христианской церкви (ношение креста).

Содержание дошкольного образования

Обучение в детских садах не является обязательным. Но тот факт, что первый и основной циклы обучения преподаются детям в детских садах, начиная с двухлетнего возраста, является для родителей главным. Поэтому практически все дети во Франции посещают детские сады.

Основными критериями для обучения считаются: становление личности, выработка любви к обучению, посещению школы.

В таком детском саду дети знакомятся со следующей тематикой:

— «Умение жить в обществе»;

— «Умение разговаривать и строить правильную речь»;

— «Освоение грамоты»;

— «Изучение окружающего мира и правил поведения в нем»;

— «Открытие нового в окружающем мире»;

— «Рисование»;

— «Изучение ощущений».

Чтобы помочь с изучением предметов, описанных выше, предусматривается масса активностей, в числе которых находятся:

— физкультура;

— наука и технология;

— общение (написание и разговорная речь);

— артистизм и эстетика.

Обучение проводится по 26 ч в неделю. Прогресс детей определяется педагогами. Родители регулярно могут видеть результаты успеваемости детей, отраженные в дневниках. В них еженедельно ставится подпись родителей.

Великобритания

Возникновение детских садов

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется па три подсистемы:

— Англия и Уэльс;

— Северная Ирландия;

— Шотландия.

Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а в системе образования Шотландии присутствуют свои традиционные особенности.

О поддержке маленьких детей в стране заговорили в конце XVIII в. На дошкольное образование оказали влияние идеи Р. Оуэна, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и М. Монтессори.

До закона «О школьных стандартах» 1998 г. в Англии и Уэльсе дошкольное образование предоставлялось лишь детям в возрасте от 2 до 5 лет со специальными образовательными нуждами. Правительство определило цель: предоставить высококачественные, бесплатные (временные) места для детей в возрасте 4 лет, чьи родители того хотят. Сейчас все четырехлетние дети могут посещать пять уроков в неделю, длящихся 2,5 ч. С 2004 г. такое образование предоставляется и детям пятилетнего возраста.

В Северной Ирландии нет установленного закона об услугах дошкольного образования. Тем не менее, с конца 1990-х гг. правительство предоставляет неполные по времени места для детских домов. В сентябре 2003 г. бесплатные временные места дошкольного образования были доступны для 90% детей. За последние годы разделение между общественным и частным предоставлением дошкольного образования стало не столь выраженным.

Раннее образование, финансируемое обществом, развивается и расширяется за счет кооперации с частными и добровольными секторами, получающими дотации от правительства и отвечающими определенным предписаниям. Правительство объединило раннее образование с заботой о детях вне школы до и после занятий, во время каникул. Это позволяет улучшить работу с детьми и их родителями.

В конце 90-х гг. стратегии национальной заботы о детях (образование и дневная забота) были разработаны в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. В Англии и Уэльсе главной целью являлись улучшение качества заботы. Предполагалось сделать заботу о детях более доступной за счет увеличения числа помещений и предоставления большей информации по этому вопросу. Стратегия заботы о детях в Северной Ирландии основана на принципах присоединения, социального правосудия, качества, доступности, гибкости и партнерства.

В сентябре 2000 г. в Англии была представлена основная ступень образования, основанная на шести главных областях обучения. Раннее обучение — отдельная ступень образования для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Она стала частью национальной образовательной программы по закону «Об образовании» 2002 г. В период основной ступени образования большинство детей посещают детские сады временно или постоянно. Только небольшое количество детей остается дома во время основной ступени, начиная посещать школы с первого класса (в возрасте 5 лет).

Управление дошкольным образованием

Сложившись много веков назад, английская система образования и сегодня не претерпела глобальных изменений.

Центральным органом управления образования в Англии является департамент образования и науки. Он принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая университеты. Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования. Королевская инспекция осуществляет общий надзор, распространяющийся на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений, систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного сектора. При этом процесс «огосударствления» начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

Министерство образования вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты, финансирующие остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости оттого, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения. Система образования Англии в основном финансируется из государственных источников. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находится у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления — парламентом, правительством.

Сеть дошкольных учреждений

Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное, общее среднее и высшее образование, а также систему дальнейшего образования. Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности. В соответствии с Актом о реформе образования (1988), период обязательного образования в Великобритании разделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11, с 11 до 14, с 14 до 16 лет.

Детские сады в Англии посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет. В Северной Ирландии — от 2 до 4, в Уэльсе — от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет). Дети распределяются в группы в соответствии с возрастом, в зависимости от количества детей и размеров групповых комнат. Кроме детских садов существует большое количество «поставщиков» дошкольного образования. Они включают школы (детские сады или классы для детей в начальных школах) и группы родительских, добровольных и частных органов. Частное образование этой ступени представлено дневными детскими комнатами, частными детскими садами и детскими классами в независимых школах.

Ирландский ребенок начинает школьную жизнь обычно с 4 лет (детских садов как таковых в Ирландии нет, до этого возраста принято воспитывать детей в семье). Хотя можно и не отдавать ребенка в школу до 6 лет. В настоящее время раннее детское образование в Ирландии находится в процессе реформирования. Различие между подготовительными школами, детскими садами и детскими группами па практике почти незаметно. Большинство частных организаций предоставляют среди всех образовательных услуг и дошкольное образование, но в настоящее время достаточно сложно оценить и классифицировать все эти учреждения. Роль начальной школьной системы в Ирландии также очень велика для возрастной группы, которую в других странах Европейского союза относят к дошкольной.

Хотя дети не обязаны посещать школу до 6 лет, около 50% четырехлетних детей и почти все пятилетние зачислены в детские классы начальных школ. Начальная образовательная программа (1999) на детском уровне использует методологии и педагогику по отношению к раннему детскому образованию и составляет часть реформ в этой сфере.

Кроме этого, в Ирландии зарегистрированы семьи, проживающие в передвижных городах и специальных районах. Министерство образования поддерживает дошкольные образовательные учреждения для детей из таких семей. Эти учреждения расположены в городах, на территории начальных школ или в местных центрах. Их целью является подготовка детей к посещению начальной школы. Здесь дети получают социальную подготовку и основные навыки в чтении, письме и арифметике. В таких детских школах работают как учителя, так и работники, специализирующиеся в заботе о детях.

Министерство здравоохранения частично финансирует добровольные организации и частные предприятия, предоставляющие дневную заботу детям в детских садах. Эта помощь в основном направлена на учеников из неблагополучных семей или имеющих какие-либо отклонения. Средства направляются ученикам, в основном начальных школ, в которых есть детские классы.

Всего же в Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или «малышовых центрах». Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей, с 7 лет переходят в младшую школу.

Первые классы комплектуются по мере поступления детей. По договоренности родителей с руководством школы в первый класс принимают и четырехлетних детей.

Наиболее организованными воспитательными учреждениями для таких детей являются «ясельные школы» и классы, создаваемые и финансируемые отделами образования. Как правило, их посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет. Дети находятся в таких школах 2,5 ч. «Ясельными школами» и классами охвачено всего около 7% детей дошкольного возраста. Еще меньшее количество детей (1%) охвачено яслями с пребыванием в течение всего дня. Подведомственны они местным органам социального обеспечения и предназначены для детей из крайне неблагоприятных семей или для детей с отклонениями в развитии. Примерно треть детей пятого года жизни посещает специальные «приемные классы» при школах. Государственная система Великобритании представлена тремя указанными типами дошкольных воспитательных учреждений.

Около 22% детей до 5 лет получают дошкольное воспитание частным образом — в «игровых группах» с 2—3-часовым пребыванием или под присмотром «детских охранительниц». Незначительный процент детей посещают «ясельные школы», создаваемые некоторыми фирмами при крупных предприятиях. Но более 60% детей до 5 лет воспитываются дома и не посещают никаких дошкольных учреждений.

Политика нынешнего правительства партии тори направлена не на развитие, а на свертывание государственной системы дошкольного воспитания. В последние годы в Великобритании развернулось движение «домашних посещений». Их цель — содействие развитию детей дошкольного возраста путем педагогического просвещения родителей. Обычно посещения осуществляют учителя и студенты педагогических учебных заведений, а также добровольцы — матери, получающие соответствующее инструктирование. Движение «домашних посещений» не имеет центрального управления и зависит от инициативы местных органов образования и отдельных университетов.

Испания

Сеть дошкольных учреждений

В настоящее время система начального образования в Испании представляет две ступени:

— детское образование от рождения до 6 лет (разделено на два цикла — от рождения до 3, и с 3 до 6 лет, по желанию родителей);

— начальное образование: от 6 до 12 лет (разделено на три цикла, по два курса, обязательно для всех). Нa этом этапе даются основы по всем предметам.

Дошкольное образование является добровольным и делится на два этапа: детский сад (от 2 до 3 лег) и начальная школа (от 4 до 5 лет). Детские сады зависят от фондов, обеспечивающих их поддержку, или от частной инициативы. В государственных учреждениях дошкольное образование бесплатное и финансируется государством. Родители имеют право на выбор детского сада. Единственное условие — возраст ребенка (от 3 лет). Если родители отправляют ребенка в частный детский садик, то они могут рассчитывать па специальную финансовую поддержку от государства, ежегодно возрастающую по мере взросления ребенка.

Содержание дошкольного образования

Испания представляется радужной, веселой и шумной страной. Первое, к чему привыкают маленькие испанцы, — постоянный шум, поскольку разговоры, как правило, чересчур громкие и эмоциональные. Семьи постоянно гуляют и развлекаются на свой вкус и кажется, что совсем не спят, а малыши при этом привыкают спокойно посапывать в своих колясках. Испанцы очень открытые и непосредственные, эмоционально выражают свою радость при встрече, могут занести многочасовой разговор с незнакомцем, даже не узнав его имени. По сути они лишены комплексов и учат этому своих детей.

Поскольку для малышей эмоциональное развитие очень важно, то именно испанские дети получают его сполна, наблюдая с первых дней радостные лица родителей, выразительную мимику и жесты. Как следствие, подросшие малыши — компанейские ребята, легко находят себе друга и дело по душе. Принято обращение на «ты». Даже в школах ученики зачастую обращаются так к своим учителям. И это не панибратство, просто форма «вы» может даже обидеть испанца, душой вечно молодого. Дети, равно как и взрослые, обладают искусством жизни. Заметно отличает испанцев и то, что они никогда ничего четко не планируют и не учат этому своих детей.

Испанская система образования чем-то перекликается с российской: учителя прививают детям определенные учебные умения и навыки, приветствуя творчество и самостоятельность.

Италия

Возникновение детских садов

Первые образовательные институты для очень маленьких детей были образованы в Кремоне Ф. Апорти в 1829 г. Очень важный вклад внесла М. Монтессори, в 1907 г. открывшая детский сад в Риме, где использовала образовательный метод, который до сих пор ассоциируется с ее именем. Детские сады получили определенное место в системе общественного образования только после введения реформы Джентайл и Единого текста в 1928 г. Эта реформа официально определила детские сады как подготовительные школы до начального обучения.

Практически все детские сады были открыты по инициативе отдельных личностей, органов или ассоциаций. Единственными учреждениями, зависящими от государства, считались учреждения, чья основная функция — обучение преподавателей детских садов и начальных школ.

Сеть дошкольных учреждений

Законом № 444 от 1968 г. дошкольное образование перешло из разряда побочных в основные, имеющие образовательную ценность и полную дидактическую автономию, и стало отдельной частью образовательной системы. В Италии существуют государственные детские сады, которые посещают дети трех возрастов. Работа с детьми каждого возраста осуществляется двумя преподавателями. В отдельных ситуациях преподавательская деятельность может осуществляться единственным преподавателем и только по утрам.

Посещение детского сада не является обязательным, родители сами решают: оставлять ребенка дома или отдавать в дошкольное учреждение. Наряду с государственными открываются частные католические детские сады, основанные на традиционных методах воспитания.

Содержание дошкольного образования

В детском саду маленькие итальянцы играют, учатся общаться друг с другом. У детей закладываются основы для дальнейшего посещения школы. Нередко детские сады находятся при церквях, и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детях основы христианства и миропонимания. Такие детские сады посещают дети от 3 до 6 лет. Это — первая школа для детей. Она нацелена на эмоциональное, психомоторное, когнитивное, моральное, религиозное и социальное развитие детей, а также коммуникативных способностей, независимости, сознательности, обучаемости. В школе ведется интегрированное обучение детей, осуществляется взаимодействие со всеми детскими службами и начальной школой. Дети учатся в группах по 15—30 чел. по методу Марии Монтессори. Воспитание и обучение прививает реальные жизненные навыки, развивает интеллект за счет моторики. Образовательные услуги на этом уровне и посещаемость возможны для всех детей.

Посещение детьми начальной школы начинается с 6 лет. На этом этапе они знакомятся с основополагающими предметами: математикой, историей, итальянским и иностранным языками, географией, занимаются физическими упражнениями. Также существуют и другие типы школ, как, например, музыкальные и спортивные.

Учебный план основывается на взаимодействии образовательных целей (автономия, компетенция, тождественность), уровней развития и символико-культурных систем. Эти три элемента породили следующие области профессиональной подготовки, которые нужно понимать не как предметы по преподаванию, а направления деятельности ребенка:

— «Тело и движение»;

— «Речь и слова»;

— «Пространство, порядок, измерение»;

— «Предметы, время, природа»;

— «Идеи, формы и информация»;

— «Человек и его окружающие».

Преподаватели отвечают за распределение часов, необходимых для изучения тем, касающихся особой подготовки. Организация образовательного процесса в школе нацелена на создание комфортной и способствующей обучению атмосферы, подходящей для общения и изучения. В школах избегают применения дисциплинарных и предписанных мер на ранних этапах, поскольку педагогическая система основана на свободной, дифференцированной, уровневой и опосредованной деятельности.

Большое внимание уделяется играм, исследованиям и общественной жизни. Каждый преподаватель может самостоятельно выбирать методы обучения. Школы оборудованы мультимедийными технологиями (телевизоры, видео- и аудиомагнитофоны, и т.д.).

В 6 лет дети поступают в начальную школу. Общеобразовательные предметы на этом этапе — чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. — являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают изучение одного иностранного языка.

Дети учатся пять дней, около 30 ч в неделю. В конце каждой ступени проводится тестирование. Вместо привычных для нас цифр применяется «словесная» система оценки («отлично», «хорошо» и пр.). Дети-инвалиды проходят обучение вместе со всеми.

Традиционно классы в итальянских государственных школах очень большие. В частных, составляющих примерно 5% от общего числа, учеников меньше. Программа в них идентична государственной, но школам этого типа запрещено выдавать свои аттестаты, поэтому их ученики сдают госэкзамены на получение соответствующего сертификата.

В Италии, как правило, ребенку прощаются любые выходки и шалости, тем более если это сын. Мальчиков в итальянских семьях особенно балуют. Можно «ходить на голове», залезать куда угодно, играть с чем угодно — взрослые все простят. И даже если кому-то мешает такое детское поведение, он скорее устранится, чем сделает замечание расшалившемуся малышу или родителям. Итальянцы учат своих детей эмоциональной оценке мира, хотя не забывают и о материальном благополучии. Престиж и благосостояние в Италии принято демонстрировать даже несколько преувеличенно, что дети наблюдают с юных лет.

Великолепное свойство итальянцев — почитание женщины, матери. Девочек не балуют так, как сыновей, поэтому и вырастают они более самостоятельными, готовыми к жизни и великолепными актрисами: на первый взгляд покорными и тихими, но поступающими всегда только по собственному хотению.

Семья в Италии — понятие почти святое. И праздники и даже бизнес зачастую дела исключительно семейные. И детей учат почитать своих родственников, гордиться ими, а главное, вес проблемы и противоречия разрешать только в кругу семьи, изредка — за ее пределами.

В школе детей никто не заставляет делать то, к чему не лежит душа. Поэтому и вырастают ребята не закомплексованными, а уверенными в собственной исключительности. Италия представляется необыкновенно солнечной и яркой страной. Поэтому и дети там веселые и солнечные.

Дания

Сеть дошкольных учреждений

Датское общество характеризуется весьма высоким уровнем образования, на которое в свое время оказали влияние идеи зарубежных философов и педагогов Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дьюи, Ж. Пиаже. Система воспитания и преподавания ориентирована на каждого отдельного ребенка. В то же время только 15% датских детей в возрасте до 2 лет ходят в ясли и почти половина детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают детский сад.

Имеется несколько видов детских садов:

— ясли для детей от 6 мес. до 3 лет (наполняемость 30—60 чел.);

— детские сады для детей от 3 до 6—7 лет (наполняемость 40— 80 чел.);

— расширенные детские сады для всех возрастных групп (наполняемость до 150 чел.);

— муниципальные группы по присмотру за детьми;

— по контракту с муниципалитетом, преподаватель имеет право наблюдать за детьми в группах по 5—10 детей.

Подготовительные классы, работающие при средней школе, не входят в систему обязательного образования и посещаются на добровольной основе. Принимаются дети с шести-семилетнего возраста. С 6 лет дети начинают учиться в подготовительном классе, посещение которого является добровольным.

Подготовительный класс рассчитан на приучение детей к школе, а не на систематическое обучение.

Учителя свободны в выборе программы и методов обучения детей. Ориентировочный план занятий дается муниципалитетом, а учительский совет контролирует работу педагогов. Нет формальных классов или уроков, все построено на играх и различного рода мероприятиях, повышающих интерес к занятиям и познанию нового.

Занятия в подготовительных классах проводятся 200 дней в году. Начало учебного года со второго понедельника августа до третьей пятницы июня. Суббота и воскресенье — выходные дни. Продолжительность уроков — 45 мин. Классы открыты с 7.00 утра до 17— 18.00 ч вечера. Минимальное количество еженедельных уроков — 20, которые преподаются с 8.00—9.00 и до полудня. Остальное время дети могут иметь различные спортивные мероприятия.

Существуют частные детские сады, но стоимость получения частного образования достаточно высокая.

В Дании нет обязательного посещения школ, и родители вправе давать детям образование по собственному усмотрению, поэтому здесь распространено домашнее образование. Для этого родители должны поставить в известность муниципальные власти, которые в последующем ведут контроль за развитием и образованием ребенка. Это может быть ежегодная сдача экзаменов на знание датского и английского языков, математики и т.д.

Финансирование детских садов и планирование количества мест производится муниципалитетами. Закон гласит: каждый ребенок должен иметь место в детском саду, если того желают его родители. Детские сады открыты круглый год, за исключением выходных и дней национальных праздников, с 7.00 до 17—18.00.

Содержание дошкольного образования

В дошкольных учреждениях, детских садах и центрах при народных школах, где дети постигают азы подвижных игр, общеразвивающих упражнений с предметами и без них, эстафет, у детей закладываются основы физического воспитания. Большое внимание в играх уделяется коллективизму и взаимопомощи. Главное — участие, а не обучение тем или иным упражнениям. Нa занятиях физической культурой дети с большим желанием осваивают упражнения на гимнастических снарядах, занимаются акробатикой, плаванием, легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми.

Датская система преподавания характеризуется тремя основными достижениями — неавторитарной методикой, правом участвовать в принятии решения и равенством. Основополагающий принцип ее состоит в том, что процесс так же важен, как и окончательный результат, а интересами отдельной личности нельзя пренебрегать ради требований системы. Результат работы в группе зависит от того, насколько педагог способен опереться на имеющийся у детей опыт и выбрать оптимальные методы достижения поставленных целей.

Неавторитарный, ориентированный на личность подход к образованию в семье и школе привел к необходимости предоставить каждому датчанину широкую свободу в выборе направления учебного процесса, определения его содержания и методики. Доказательством того, что в области образования в Дании перед каждым человеком открыта масса возможностей, является наличие множества альтернативных, государственных и независимых школ. Децентрализация и демократические принципы обусловливаю!' выделение достаточного количества средств, учет потребностей учащихся. Основная установка в датской школе — развитие творческих способностей, гибкости мышления, умения взаимодействовать друг с другом. Детей учат свободно выражать свои мысли, принимать участие в решении поставленных задач.

В 1967 г. в школах Дании были запрещены телесные наказания. Стало обычным в наказание оставлять детей после уроков в школе, отправлять в кабинет для «проблемных» детей, проводить беседы с родителями.

Родителей учеников младших классов приглашают несколько раз в год на встречи и дискуссии, консультации по учебным вопросам. Датчане отмечают, что система образования работает эффективно благодаря высокой степени доверия между группами, прекрасно сбалансированы отношения между родителями, учителями и властями. Родители и учителя признают, что индивидуальный выбор каждого человека одинаково значим с общечеловеческой точки зрения.

Так как спортивные школы начинают принимать в Дании детей с 6 лет, то спорт и физическая культура все шире входят в жизнь датчанина. В жизни датских детей сочетаются занятия спортом, искусством, наукой.

Демократические принципы системы образования и воспитания Дании обогащают российских педагогов опытом поддержки каждой растущей личности, создания условий для ее нравственного и физического развития, предоставляя каждому свободу в выборе направлений образовательной и профессиональной деятельности в условиях реформирования российской системы образования.

Болгария

Сеть дошкольных учреждений

Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет до момента поступления в школу (7 лет — официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется главным образом в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная подготовка в течение одного года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах детских садов или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам.

Существуют общественные, муниципальные и частные детские сады. Они работают весь день, полдня и по целым неделям. Наиболее многочисленны муниципальные детские сады, посещаемые 90% детей. Помимо этого есть общественные детские сады, так называемые оздоровительные и для детей с особыми нуждами (слепые и с поврежденным слухом), а также учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, лишенных родительской опеки. Частные детские сады принимают детей из более состоятельных семей в небольшие группы.

Большинство частных детских садов предлагают хорошие условия для обучения детей, высококвалифицированных учителей, а также медицинские услуги, в том числе логопеда и психолога, возможности для индивидуального обучения, обучения иностранным языкам на раннем этапе, спортивную и творческую деятельность. По всей стране таких детских садов немного.

Система общественного дошкольного образования в Болгарии представлена четырьмя формами организации обучения: на полный день, полдня, оздоровительные и специализированные детские сады.

Детские сады на полный рабочий день наиболее популярны, там пребывают дети шестилетнего возраста с утра на протяжении целого дня. Детей объединяют в возрастные группы, в которых они воспитываются и обучаются. Там они питаются 3 раза в день и спят. Эти услуги родители должны оплачивать. Такие детские сады находятся в специально выстроенных или перестроенных для этой цели зданиях. В большинстве из них имеются актовый зал и бассейн.

Оздоровительные детские сады предназначены для детей, которые не могут посещать обычные детские сады: с сердечно-сосудистыми, легочными, неврологическими, эндокринными заболеваниями и т.д. Сюда дети принимаются только после специального медицинского обследования. Они обучаются по специальным программам, в зависимости от степени и сложности заболевания.

Специализированные детские сады принимают детей, которые не могут обучаться или воспитываться в обычных детских садах. Происходит это только по желанию родителей.

Детские сады на основе полудневного обучения очень часто имеют место в школах и предназначены для детей из школьной подготовительной группы. Их учреждают в регионах, где нет необходимого количества детей для открытия детских садов на полный рабочий день, чтобы обеспечить необходимую подготовку к школе. Такие детские сады дети посещают по утрам или вечерам, без питания. Родители не должны ничего платить.

Сезонные детские сады существуют в некоторых сельских местностях, главным образом летом, когда родители заняты сельскохозяйственными работами. Их очень мало, и их открывает мэр по требованию родителей.

Прием детей в дошкольные учреждения

Посещение ребенком детского сада зависит от желания родителей, за исключением посещения дошкольной подготовительной группы, что является обязательным условием за год до начала обучения в первом классе школы. Помимо возраста не существует иных ограничений для допуска ребенка в детский сад. Детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. Дети распределяются по группам в зависимости от возраста.

Родители сами выбирают детский сад. Они могут предпочесть детский сад недалеко от дома, в определенном районе, регионе или вообще в другом населенном пункте, в зависимости от интересов и нужд ребенка, а также в соответствии с имиджем и специализацией детского сада, его техническим обеспечением и качеством услуг, оказываемых его персоналом. Обычно родители, дети которых посещают детский сад, платят взнос, размер которого определяется соответственно Акту о местном налогообложении и взносах, который предназначен для покрытия расходов на ежедневное питание и пребывание детей. Если ребенок находится в детском саду не целый день, его родители не должны платить взнос. Родители, принадлежащие определенным социальным группам, освобождаются от платы взносов по решению муниципального совета. Все расходы на воспитание детей берет на себя государство.

Режим работы дошкольных учреждений

Детей в детских садах делят на четыре возрастные группы. В первую входят дети от 3 до 4 лет, во вторую — от 4 до 5, в третью — от 5 до 6 лет. Дети 16-летнего возраста обучаются в подготовительной группе по специальной программе. В зависимости от возрастной группы выбираются соответствующие содержание и методы обучения. Возрастное деление необязательно, иногда формируются группы с детьми разных возрастов, если это необходимо. Группы включают в себя от 10 до 25 чел.

Общественные и муниципальные детские сады работают в том случае, если набираются как минимум четыре возрастные группы, но это число не должно превышать восьми. Большинство детских садов являются независимыми единицами, учрежденными муниципалитетами. Они работают целый день и находятся в специально выстроенных для этого зданиях. Если детей недостаточно, в школах открываются группы по обучению детей.

Минимальное и максимальное количество детей в группах определено в Постановлении № 7 «Об определении количества учеников в школьных классах и группах детских садов и центров», оказывающих подобные услуги:

— на целый день, на полдня и сезонные детские сады — от 12 до 22 чел.;

— ясельные группы в детских садах на целый день — от 8 до 18 чел.;

— недельные детские сады — от 12 до 18 чел.;

— подготовительный класс перед зачислением в первый класс — от 12 до 16 чел.

Время, отведенное на обучение детей, — 20 мин для 1 и 2 групп, 20—25 — для 3 и 4 групп. В течение остального дня дети занимаются играми, танцами, плаванием, гуляют и спят. Формы организации педагогического процесса имеют свою специфику и зависят от конкретной школы и преподавателя. Они соотносятся с возрастными особенностями и способностями детей. Нагрузка не превышает 20 ч в неделю.

Система общественного дошкольного образования в Болгарии имеет в своем распоряжении твердую материальную базу, способную обслуживать всех детей, посещающих детские сады на полный рабочий день. Но это, к сожалению, не распространяется на отдаленные населенные пункты. Из-за переселений и демографических процессов, происходящих в стране, детские сады в настоящее время испытывают определенные трудности, например, дефицит мест в одних городах, в других — недостаточное количество детей. Несмотря на эти трудности, каждый ребенок имеет возможность посещать детский сад.

Частные детские сады — те, что были открыты или реконструированы по просьбе болгарских физических или юридических лиц. Они не финансируются ни национальным, ни муниципальным бюджетами и располагаются в их собственных или арендуемых зданиях. Оплата в них больше, чем в муниципальных и государственных детских садах.

Частные детские сады учреждаются в соответствии с постановлениями Национального образовательного акта, урегулированиями по их применению и Указу № 7 от 2001 г. «Об учреждении, преобразовании и закрытии частных детских садов и школ». Программы для них составляются в соответствии с требованиями государственного образования для дошкольного обучения. Содержание программ должно соответствовать действующим программам муниципальных и государственных детских садов. Частные образовательные программы могут быть представлены перед открытием частного детского сада и должны быть одобрены приказом Министра образования.

Венгрия

Возникновение детских садов

Первый в Центральной Европе дошкольный образовательный институт был основан в 1828 г. в Будапеште. Его главная цель — обучение благочестивых и полезных граждан страны. Первые дошкольные образовательные институты в Вене, Праге построены на основе венгерской модели.

В 1891 г. был принят закон «О дошкольных образовательных институтах». С этого времени началось основание сети дошкольных образовательных учреждений. Так, в 1938 г. посещали дошкольные образовательные институты около 26,3% детей в возрасте от 3 до 6 лет. После Второй мировой войны дошкольные образовательные институты были национализированы без каких-либо компенсаций. В 1950 г. только четвертая часть детей дошкольного возраста посещали дошкольные образовательные институты, а к 1965 г. этот показатель удвоился. Дошкольные образовательные институты открывались в зданиях, изначально не предназначенных для этих целей. Экстенсивное развитие экономики в этот период, а также социальная политика, основанная на правительственных резолюциях, стали результатом широко распространенной модели семьи с двумя зарабатывающими.

Для того чтобы занять в труде женщин, открылись дневные детские комнаты для детей младше 3 лет. Из-за массового приема на работу женщин некоторые отрасли промышленности и общественные институты, основавшие дошкольные образовательные институты, должны были размещать там детей своих сотрудников.

После смены режима в 1989 г. дошкольные образовательные институты, составляющие часть системы общественного образования, перевели с правительственной опеки на местное управление. Основой для экономического перехода стала приватизация бывшего правительственного имущества. В результате этого «дневные комнаты» и дошкольные образовательные институты бывших отраслей промышленности были закрыты.

Данная тенденция сопровождалась реорганизацией сектантских дошкольных образовательных институтов соответственно с социальными запросами, а также реорганизацией частных дошкольных институтов с целью соответствия запросам родителей. В институтах появлялись дополнительные услуги, разрабатывались специальные педагогические программы.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

В 1971 г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. С тех пор профессиональное рассмотрение могло существовать без идеологического контроля в области дошкольной образовательной педагогики. В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

Сеть дошкольных учреждений.

Сеть дошкольных учреждений представлена следующими типами институтов: дневные детские комнаты и институты, предоставляющие заботу детям до 3 лет. Они не являются частью системы общественного образования, за ними следит Министерство социальных и семейных дел. Развитие числа дневных детских комнат было затронуто основанием системы социальной поддержки для матерей маленьких детей (детские пособия), ростом женской безработицы после 1989 г. и пропагандой необходимости грудного вскармливания. Увеличение услуг дневных детских комнат рассматривается как новшество (дневная семейная забота, группы для малышей, домашний надзор за детьми, аренда игрушек).

Участие в дошкольном образовании необязательно, тем не менее, дети должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни, начиная с 5 лет — максимум по 4 ч каждый день. Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

Различаются типы дошкольных образовательных институтов по формам содержания. В Венгрии местные управления, правительственные институты, колледжи, церкви и частные лица могут содержать дошкольные образовательные учреждения (институты).

Число сектантских, содержащихся на пожертвования, и частных дошкольных образовательных институтов с 1990 г. постепенно увеличивается, хотя они составляют лишь 5% от всех дошкольных образовательных институтов. В Венгрии католическая, кальвинистская, лютеранская и израильская церкви также содержат дошкольные образовательные институты, существующие на пожертвования.

Частные дошкольные образовательные институты обычно определяют основные образовательные цели в своих программах или предоставляют специальное развитие для детей (преподавание языка, обучение езды на лошадях, уроки плавания, искусство). Колледжи также содержат дошкольные образовательные институты, в которых практиканты (дошкольные учителя) проходят практику.

Согласно закону «Об общественном образовании» дошкольные образовательные институты в Венгрии работают как независимые образовательные учреждения или как институты, прикрепленные к другому дошкольному образовательному учреждению, или как часть так называемого многофункционального института,

В последние годы применяется организация дошкольных образовательных учреждений в блоки из 2—5 дошкольных образовательных институтов. Содержатели используют такую организацию для большей эффективности. Объединение управления дошкольным образовательным учреждением и школой практикуется в небольших поселениях. Самая распространенная форма многофункционального образовательного учреждения — так называемый основной культурный центр, где дошкольный образовательный институт, школа или библиотека работают в одном здании, но имеют раздельное профессиональное управление.

Закон «Об общественном образовании» расширил педагогическую работу с детьми до 3 лет, имеющими те или иные отклонения в развитии. Они имеют право получать специальную образовательную подготовку, отвечающую их умственному и физическому состоянию, с того времени, когда были обнаружены эти отклонения.

Предоставление здравоохранения и общественного образования местным управлением проходит совместно в центрах раннего развития. Такие центры есть в каждом регионе и столице. Услуги обсуждения в центрах бесплатны и относятся к заботе о больных в центрах. Далее развитие продолжается в домашних условиях, потому что многие родители соглашаются самостоятельно ухаживать за своими детьми-инвалидами.

Дневные детские комнаты также предоставляют заботу детям-инвалидам. В зависимости от числа детей, медсестры занимаются с ними в объединенных или отдельных группах. При этом работают отдельно с каждым ребенком, консультируясь с учителями, логопедами и другими врачами.

Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Для защиты интересов детей с отклонениями условия совместного дошкольного образования строго регулируются.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов. Более того, дети с отклонениями в речи или умственными считаются за двоих, дети с физическими, чувствительными и средними умственными отклонениями, а также немые считаются за троих, когда рассчитываются группы в институтах.

Не существует специального дошкольного образовательного института для маленьких детей со средними умственными отклонениями, но есть дошкольные учреждения для этнических и национальных меньшинств.

Дошкольное образование детей, относящихся к национальным или этническим меньшинствам, направлено на развитие уважения к родной культуре.

Прием детей в дошкольные учреждения

Единственный критерий, по которому принимает дошкольный образовательный институт, — достижение соответствующего возраста, а именно с трехлетнего возраста. Родители имеют право подавать заявление о зачислении их ребенка в любое время года, если их ребенок достиг нужного возраста. Прием новых детей проходит в течение всего дошкольного образовательного года.

Родители могут выбирать дошкольное образовательное учреждение, отвечающее их требованиям, талантам, способностям и интересам ребенка, а также религиозным убеждениям семьи. Если количество желающих превышает все допустимые нормы, дошкольное учреждение все равно обязано зачислить каждого ребенка, чтобы он участвовал в обязательных сессиях, готовящих его к школьной жизни.

Нидерланды

Сеть дошкольных учреждений

В Нидерландах нет официального предоставления дошкольного образования детям младше 4 лет, однако существует много образовательных учреждений, направленных на работу с детьми этого возраста.

Разработкой политики по заботе о детях занимается Министерство социального развития и трудоустройства. Учреждение, работающее с детьми, может финансироваться муниципальными властями, предоставляться работодателями, содержаться за счет родителей детей. Также в присмотре за детьми родителям могут помогать их друзья или родственники.

Имеются дневные детские ясли, заботящиеся о детях в возрасте от 6 недель до 3 лет. Обычно эти учреждения открыты с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00. С одной детской группой работают два квалифицированных преподавателя. Также для детей этой возрастной группы существуют ясли, функционирующие половину рабочего дня (в сумме 5 ч в день).

Внешкольные занятия доступны детям начальной школы (возраст от 4 до 12, иногда 13 лет). Большинство учреждений, предлагающих данные услуги, — круглогодичные.

Через специальные агентства можно найти сиделок, которые, как правило, следят за детьми у себя на дому. Они принимают до четырех детей одновременно. В возрасте от 6 недель до 12 лет, до 8 ч находятся вместе с детьми младше 4 лет и около 5 ч — в возрасте от 4 до 12 лет.

Детские учреждения, финансируемые работодателями, предназначены для детей работников различных учреждений. С этой целью детские комнаты либо специально подготавливаются, либо арендуются в детских яслях и садах. На содержание детских комнат работодатели получают дополнительное финансирование.

В Нидерландах все дети в возрасте от 2—2,5 до 4 лет могут получить место в игровых группах. Тем не менее, отдельные муниципалитеты отдают предпочтение детям с социальными или медицинскими проблемами, а также тем, кто находится под риском отставания в развитии. Дети в возрасте от рождения до 4 лет посещают дневные детские сады или же работающие не в полную смену.

Родительский вклад в детскую заботу зависит от финансовых возможностей родителей. Чем меньше доход, тем меньше родители должны платить. Закон «О детской заботе», вступивший в силу 1 января 2005 г., провозгласил: расходы на детей должны быть разделены между родителями детей, их работодателями и правительством. Закон предполагает, что работодатели совместно с родителями покроют треть расходов. Если они этого не делают, то правительство может предоставить компенсацию родителям с годовым доходом ниже определенной суммы.

Содержание дошкольного образования

Образование направлено на развитие эмоциональной сферы ребенка, интеллекта и артистичности, приобретение необходимых знаний одновременно с социальными, культурными и физическими навыками. В случае, если ребенку необходима дополнительная помощь, образование предполагает индивидуальный подход. Обучение в специальных школах направлено на то, чтобы ученики смогли вернуться в обычные школы и получать образование наравне со сверстниками.

В начальных школах обучаются дети от 4 до 12 лет. Компетентные власти (школьные советы) могут позволить детям до 4 лет посещать школу до пяти дней в неделю в течение двух месяцев до их дня рождения. Это помогает детям адаптироваться к школьной атмосфере. Официально ребенок не может быть зачислен в школу до четырехлетнего возраста, но на практике более 98% всех детей начинают посещать школу до того, как им исполнится 4 года. Полное по времени обязательное посещение школы начинается с первого дня месяца, следующего за месяцем, когда ребенку наступит 5 лет.

В Нидерландах родители могут отдать ребенка в любую школу, как государственную, так и частную. Администрация школы самостоятельно решает, сколько времени должно быть отведено на изучение тех или иных предметов и когда они должны изучаться. Существует лишь одно ограничение закона «О начальном образовании», касающееся минимального числа уроков в году. Школьный день должен длится минимум 5,5 ч (не включая перемены) с мероприятиями, равно распределенными на весь день обучения. В среднем нагрузка учеников составляет 22 урока в неделю в течение первых двух лет обучения.

В образовательную программу включаются:

— сенсорная координация и физическое образование;

— немецкий язык;

— арифметика и математика;

— английский язык;

— фактические предметы, например география, история, биология, социальные структуры (включая политическую науку), а также религиозное и идеологическое воспитание;

— экспрессивные мероприятия, основанные на использовании языка, музыки, игр и движений;

— социальные и жизненные навыки, в том числе правила поведения на улице, ведение здорового образа жизни.

Кипр

Сеть дошкольных учреждений

Детские сады на Кипре представлены тремя категориями: государственные, общинные и частные. В таких детских садах могут работать один или несколько преподавателей.

Государственные детские сады основываются Министерством образования и культуры в сотрудничестве с Родительской ассоциацией и местными властями. Министерство образования и культуры назначает в них учителей и предоставляет все необходимое оборудование, а Родительская ассоциация и местные власти ответственны за строительство зданий и сохранность оборудования. На работу также принимаются уборщики и выпускники высших школ на должности помощников учителей. Услуги этих лиц оплачивает Родительская ассоциация.

Общинные детские сады открываются лишь в том случае, если государственные детские учреждения не отвечают нуждам детей определенной общины. Такие детские сады основываются и руководятся Родительской ассоциацией или местными властями. Они также должны быть зарегистрированы в Министерстве образования и культуры, которое предлагает дополнительную ежегодную финансовую поддержку. Эти учреждения не являются доходными организациями. В них работает квалифицированный персонал, находящийся под строгим надзором Министерства.

Частные детские сады основываются частными лицами в частном секторе по предварительной согласованности с Министерством образования и культуры. Их работа регулируется законом, касающимся частных школ и институтов (№ 5 от 1971 г., № 56 от 1983 г. и № 123 от 1986 г.).

В стране существует немало частных дошкольных учреждений и начальных школ, основанных и управляемых частными лицами или организациями, функционирующими с согласия Министерства образования и культуры. Данные образовательные учреждения разрабатывают собственные образовательные программы в соответствии с официально признанными и руководствуются законом «О частных школах» (1971—1984). За управление школой отвечает ее директор. Частные начальные школы постоянно контролируются компетентными органами, их работа оценивается и инспектируется.

Прием детей в дошкольные учреждения

Ребенок может посещать государственный, общинный или частный детский сад как только ему исполнится 3 года. Это должно произойти до 1 сентября учебного года, в который ребенок планирует начать посещать дошкольное учреждение.

В государственные детские сады дети принимаются в соответствии с определенными критериями отбора, составленными Комитетом отбора. Главным из них является возраст ребенка (от 4 лет 6 мес. до 5 лет 8 мес), также учитывается финансовое положение родителей.

При наличии мест могут быть приняты дети трехлетнего возраста. Отбор воспитанников производится в соответствии с законом, касающимся начального образования, специальным комитетом, использующим критерии отбора, учрежденные директором начального образования.

Для детей школьного возраста также есть возможность посещать детский сад. Обычно это происходит, если у ребенка есть особые образовательные нужды, выявленные Педагогическим комитетом.

В общинные детские сады принимаются дети в возрасте от 3 лет до 5 лет 8 мес. Затем они поступают в государственную начальную или частную начальную школу, в которой учатся в течение 6 лет.

Режим работы дошкольных учреждений

Дошкольные учреждения, как правило, пятидневные. В государственных дошкольных учреждениях рабочий день начинается в 7.45 и заканчивается в 13.05. В общинных — существует возможность продления рабочего дня: он начинается в 7.30, а заканчивает работу во время, оговоренное с родителями детей. Такая услуга предоставляется в основном работающим родителям.

Детский сад предоставляет образовательные услуги детям в возрасте от 3 лет до 5 лет 8 мес. Это лишь часть так называемого основного образования, включающего в себя детские сады и начальные школы. Регулируют дошкольное образование те же законодательные акты, что распространяются на работу государственных, частных детских садов и начальных школ. Дошкольные образовательные учреждения выплачивают заработную плату воспитателям в детских садах, покрывают затраты на учебники и другие необходимые материалы. Остальные расходы осуществляются за счет родителей.

В государственных институтах на дошкольном и начальном образовательном уровне школьный календарь определяется Министерством образования и науки. Школьный год в государственных до школьных учреждениях и начальных школах — с 1 сентября до 31 августа. Занятия начинаются со второго понедельника сентября и заканчиваются в предпоследнюю пятницу июня каждого года.

В школе разработано дневное расписание с небольшими перерывами, в сумме составляющими 40 мин. Начальные школы работают пять дней в неделю — с понедельника но пятницу. Продолжительность уроков определяется Министерством образования и культуры и Департаментом начального образования. Дневное же расписание составляется непосредственно школой.

Чехия

Сеть дошкольных учреждений

Страна славится высоким уровнем образования. Обеспечение возможности получения прекрасного бесплатного образования — одна из главных задач государства. Детские сады в Чехии в основном государственные, расположены, как правило, в хороших, отдельно стоящих домах, имеющих дворы, детские площадки. Дети в них принимаются с 3 лет.

По закону детские сады считаются институтами дошкольного образования. В большинстве случаев они организуются и действуют при средних школах обязательного образования. Также имеется и разветвленная сеть отдельно стоящих детских садов. Все они рассчитаны на возраст детей от 3 до 6 лет. Режим работы разнообразный: полный день, не полный, круглосуточно интернат, привод и увод детей осуществляется в любое время.

Режим работы дошкольных учреждений

Почти все детские сады работают круглогодично, за исключением июля и августа. В эти месяцы оставшихся в городе детей собирают со всего города или района в один или несколько функционирующих садов.

Детские сады работают обычно с 6.00 утра до 17.00. В субботу и воскресенье — выходные дни. Ребенка можно отдать в дошкольное учреждение как до обеда, так и на целый день. Есть и круглосуточные детские сады (как правило, частные), известные в России под названием «пятидневка».

Прием детей в дошкольные учреждения

Детей в детский сад (по-чешски, — «матерска школа» или просто «школка») записывают в основном в феврале — апреле, дополнительно — в последнюю неделю августа. Однако это не означает, что в другое время ребенка не примут. Просто мест в детских садах не всегда хватает, поэтому родителей просят подождать до августа.

Директор детского сада решает вопрос приема ребенка. Зачисление производится по просьбе родителей, с предоставлением справок от доктора и из Центра по работе с молодежью и образованию. Дети, по какой-либо причине не имеющие возможности находиться в обычном детском саду, могут быть направлены в специализированные дошкольные учреждения. В них принимают детей с двухлетнего возраста. Группы в них — не более 10 чел.

Содержание дошкольного образования

В детских садах обязательны ежедневные прогулки, нередко проводятся экскурсии, в том числе в другие города, организуются посещения театров с детьми, занятия иностранным языком, развивающие игры.

Список литературы

В.А. Зебзеева «Дошкольное образование за рубежом.История и современность.» - М.;ТЦ Сфера, 2007 г.

А.И.Пискунов «История педагогики и образования» - М.; ТЦ Сфера, 2004г.


[1] Под элементарной системой воспитания понимались все учебно-воспитательные учреждения, дополняющие семью и включающие детей с третьего года жизни и до начала школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование в Европе

В статье раскрываются вопросы дошкольного образования в Германии и Испании....

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

"Дошкольное образование в Европе. Финляндия"

Презентация на тему "Дошкольное образование в Европе. Финляндия". Вэтой презентации рассказывается о том, какие существуют в Финляндии детские сады, о форме приема детей в такие сады, чем дети занимаю...

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...