КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
материал (младшая группа) по теме
1.Основные феномены кризиса трех лет;
2.Личностные новообразования в период кризиса;
3.Рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_treh_let.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
1.основные феномены кризиса трех лет;
2.личностные новообразования в период кризиса;
3.рекомендации родителям.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ:
КОПЫЛОВА Т.Н.
К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться.
Симптомы кризиса:
1.НЕГАТИВИЗМ—это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.
НАПРИМЕР: ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»
При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое, а собака – это лев и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, отношением человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.
2. УПРЯМСТВО – его следует отличать от настойчивости.
НАПРИМЕР: ребенок хочет какой – нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.
3. СТРОПТИВОСТЬ – этот симптом является центральным для этого кризиса. Поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4.СВОЕВОЛИЕ:
Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало умеет.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей.
1.- бунт против окружающих. Он находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
2. – обесценивание ребенком личности близких. Малыш может обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.
3.- деспотичное подавление окружающих – это встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики им пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.
В тоже время их личностное развитие происходит нормально.
РАЗЛИЧАЮТ: субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми.
Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором проявляются личностные новообразования (он невсегда сопровождается негативным поведением).
Личностные новообразования в период кризиса трех лет
Описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Собственное Я ребенка становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Раньше его интересовали, прежде всего, предметы, он сам поглощен своими предметными действиями, они закрывали фигуру взрослого и собственное Я ребенка. В кризисе происходит новое открытие себя и взрослого.
Новообразование кризиса трех лет - это появление «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я и следствие этого – самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Формируются новые отношения со взрослыми.
Положительное значение новых отношений со взрослыми:
стремление к достижению результата своей деятельности: дети непросто манипулируют предметами, но настойчиво ищут новый способ решения задачи.
неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.
достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.
Описанный поведенческий комплекс назван «гордостью за достижения» и охватывает три сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и к самому себе. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.
Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки – взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя.
Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Успех или неуспех – это всегда результат, замеченный и оцененный кем – то, это признание в чьих – то глазах, перед лицом кого – то другого. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе.
Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.
Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.
Советы взрослому:
1.Стараться поддержать ребенка в его самоутверждении, этим Вы поможете сформировать такие качества, как инициативность, предприимчивость (а не чувство вины и зависимости).
2. Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.
3.Способствуйте формированию эмоциональной реакции на похвалу, которая лежит в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам (чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что).
4.Стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии (в этом случае быстрее формируются внутренние моральные побудители – совесть).
5.Демонстрируйте образцы уверенного, культурного поведения в ответ на агрессию ребенка, будьте ему примером.
6.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще обращайтесь к нему по имени.
7.Проводите больше времени с ребенком, чаще используйте телесный контакт сопровождая словами нежности.