Изучаем ФГТ
материал по теме

О введении ФГТ в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._osnovy_fgt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Основы ФГТ к новым образовательным программам»

Подготовила:

Воспитатель МДОУ

 детский сад

комбинированного вида № 20

 «Ласточка»

МОЧАЛОВА С. В.

АПРЕЛЬ 2012 Г.

Здесь о необходимости перехода к ФГТ.

(Слайды 1,2,3,2).

В 1996 г. Мин. Образования РФ были утверждены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. Предполагалось, что они будут действовать до введения государственного образовательного стандарта в сфере ДО. Но этого документа не будет, т.к. его введение противоречит возрастным особенностям психического развития детей дошкольного возраста. Для них не может быть твёрдо установленных результатов освоения программы.

В 2008 г. Министерством  Образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. были разработаны основы определения ФГТ к структуре Основной Общеобразовательной программы ДО и условиям её реализации. Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, кот.  должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.

ФГТ—это первый в истории российского образования документ, кот. на федеральном уровне:

 стандартизирует содержание ДО (где бы ребёнок ни получал его)

определяет, какой должна быть программа ДОУ( содержание для достижения ребёнком оптимального уровня развития с учётом возраста и инд-х особенностей).

Для системы дошкольного образования устанавливается лишь 2 группы ФГТ (для школ их 3):

ФГТ к структуре Программы;

ФГТ к условиям её реализации.

В школах  3-й пункт- ФГТ к результатам освоения программ (там их несколько). Почему этого нет для ДОУ ? С дошкольниками это отследить невозможно в силу особенностей возраста. Но любая деятельность предполагает планируемые результаты. Это противоречие было разрешено следующим  образом: к структуре программы были включены требования к итоговому результату освоения программы. 

Сейчас действуют несколько вариативных программ в ДОУ: под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой; «Радуга» ( Доронова, Якобсон, Соловьёва); «Детство» (Логинова, Бабаева и др.); по раннему возрасту по ред. Парамоновой.

Их анализ подчеркнул необходимость единого стратегического направления - а не только авторский взгляд на содержание и структуру дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на базе ФГТ уполномоченный федеральный государственный орган ( Министерство Образования и Науки РФ) должен разработать Примерную основную образовательную программу, программно-методическую документацию и обеспечить ими все ДОУ. Но…на начальном этапе педагогам в любом случае придётся самостоятельно выстраивать образовательный процесс в соответствии с их знанием и пониманием ФГТ?!!  Именно поэтому следует уже сегодня, используя методы самообразования и взаимообучения, начать внедрение опробованных и инновационных ( новых) вариантов интеграции (создания единого, целостного процесса образования).

Далее рассмотрим Общую характеристику ФГТ.

В ФГТ определена Структура содержания дошкольного образования.

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ ОБЛАСТИ

Физическое развитие

«Здоровье», «Физическая культура» 

(парциальные программы, «Здравик»)

Познавательно-речевое

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

(ФЭМП, развитие речи, логопедия)

Социально-личностное

«Социализация», «Труд», «Безопасность»

(НПВ, ознакомление с окружающим, ОБЖ, психолог)

Художественно-эстетическое

«Музыка», «Художественное творчество»

(всё по ИЗО деятельности)

Как говорилось выше, ФГТ определяют структуру Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия её реализации и результаты освоения программы.

Они утверждены приказом Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. При этом в Законе РФ «Об образовании»(п.4, ст.7) под структурой основных образовательных программ понимается соотношение и объем их частей:

Части ООП

Инвариантная  

Вариативная

Составляет обязательную часть ООП ДО

( в любом ДОУ с госаккредитацией)

База дошкольного образования и дошкольного воспитания.

80% от ООП ДО

Формируется самим ДОУ

( с учётом его специфики)

Сюда включаются все комплексные, парциальные, авторские программы.


20% от ООП ДО

% Определён Основными Задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой  Образовательной области. (см. выше)

Программа любого ДОУ должна включать в себя следующие разделы:

Пояснительная записка;

Организация режима пребывания детей в ДОУ;

Содержание психолго-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. (Есть в разработке -это как разделы Программы п/ред Васильевой: напр. «физическая культура»)

Содержание коррекционной работы. ( У нас это Программы учителей-логопедов и психолога).

Планируемые результаты освоения Программы. Это социальный портрет ребёнка 7 лет. Здесь описываются качества, кот. ребёнок может приобрести  в результате освоения Основной Общеобразовательной Программы.

80% ООП в дошкольном образовании реализуется в 2-х основных моделях ОП:

БЫЛО

ФГТ

Выделяются 3 модели

Выделяются 2 модели

Учебный блок (сетка занятий)

---------

Блок совместной деятельности детей и взрослых

Блок совместной деятельности детей и взрослых

Блок самостоятельной деятельности детей

Блок самостоятельной деятельности детей

ВАЖНО, что учебная деятельность возможна лишь при осуществлении ОО с детьми 6-7 лет только (это подготовительная группа)!

А в остальных возрастных группах план ,где прописаны режимные моменты???

Далее про ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: их выделено 10.

Каждая ОО основана на какой либо детской деятельности и направлена на её развитие.

Для более лёгкого понимания скажу, что они аналогичны разделам привычной нам Программы. Разделены условно на 2 подгруппы.

ТРАДИЦИОННЫЕ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

Физическая культура

Безопасность

Познание (ФЭМП, Сенсорное развитие ,развитие познавательно-исследовательской Д, продуктивной Д, конструктивной Д)

Художественное творчество

( интегрирует традиционные области продуктивной Д:лепку, рисование и т.д.)

Музыка

Коммуникация

(Все виды развития речи не самоцель, а как средство для развития навыков общения)

Труд

Социализация

(не загораживать познанием!)

Чтение художественной литературы

Здоровье

ВАЖНО помнить, что все ОО взаимосвязаны с помощью ИНТЕГРАЦИИ: их взаимопроникновение и взаимодействие обеспечивает ЦЕЛОСТНОСТЬ Образовательного Процесса. Это меняет некоторые педагогические стереотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для воспитателей. Делаем вместе развивающие игры "Изучаем город дружно - нам подсказывать не нужно!"

Обычные кубики, которых достаточно в каждом доме и группе детского сада, умелыми стараниями педагога, нанизав на спицу, можно превратить в интересные развивающие игры....

Изучаем себя . О людях.

Чтобы помочь ребенку изучить окружающий мир, мы взрослые ,должны ему помочь познать себя........

Изучаем своё тело

Занятие из цикла "Ребёнок познает мир", на котором дети называют свои органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); рассказывают об их роли в организме и о том, как их беречь....

Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....


 

Комментарии

Необходимая для работы информация