Пальчиковые игры.
материал на тему

Генелидзе Наталья Александровна

Подборка пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palcy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Знакомство с пальчиками 
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячются в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)
         
Моя семья.

Поочередное сгибание пальцев,

начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
               
На лужок.

Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки.

При перечислении животных сгибать пальцы

на обеих руках поочередно.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружек!
                 
Пальчик-мальчик.

 На первую строчку показать большие пальцы

 на обеих руках. Затем поочередно соединять их c

 остальными пальцами.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
       
Улей.

Пальцы сжать в кулак,

Затем отгибать их по одному.
Вот маленький улей, где пчелы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две три, четыре, пять!
              Черепаха.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.

 Затем показать большие пальцы и

спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.
               
Замок

 На первую строчку - Пальцы в "замочек".

Затем стучать о стол "замочком".

Затем круговые движения, и показали ладошки.
На дверях висит замок.  
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
                     
Этот пальчик.

 Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

       

            Пароход 


Обе ладони поставлены на ребро,

 мизинцы прижаты (как ковшик), а

 большие пальцы подняты вверх.


Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!

                         

                      Стул 
Левая ладонь вертикально вверх.

К ее нижней части приставляется кулачок

(большим пальцем к себе).

 Можно менять положение рук

попеременно на счет "раз".


Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.

                       Стол 


Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

 Можно менять положение рук:

правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.

 Можно делать попеременно на счет "раз".


В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.

                                    Грабли 


Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".


Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

                           
Цепочка   


Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце.

Через него попеременно пропускаются колечки из

 пальчиков правой руки.


Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

              Скворечник 


Ладошки вертикально поставлены друг против друга,

мизинцы прижаты (как лодочка),

 а большие пальцы загнуты внутрь.


Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
                     
Шарик 


Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и

 соприкасаются кончиками.

В этом положении дуем на них,

при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух "выходит", и пальчики принимают

 исходное положение.

Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
                             
Елка 


Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой

 (ладони под углом друг к другу).

 Пальчики выставляются вперед.

Локотки к корпусу не прижимаются.

Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
                             
Корзинка


Ладони на себя, пальчики переплетаются и

 локотки разводятся в стороны.

Ладони как бы разъезжаются,

 и между пальцами образуются зазоры.

Большие пальчики образуют ручку.


В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

                    Колокольчик   


Тыльные стороны рук обращены вверх,

пальцы обеих рук скрещены.

Средний палец правой руки опущен вниз, и

 ребенок его свободно качает.

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?

                      Собака 


Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх,

чуть согнут. Указательный палец согнут,

 средний и безымянный вместе.

Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.

                           Очки


Большой палец правой и левой руки

вместе с остальными

 образуют колечко, колечки поднести к глазам.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
                     
Стул


Левая ладонь - вертикально вверх,

 к её нижней части приставляется кулачок

 большим пальцем к себе.


Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

                         
Стол

Левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка

, можно менять положение рук:

 правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.

У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка
.

                     Лодка
 


Обе ладони поставлены на ребро,

 большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.


                    Пароход

Обе ладони поставлены на ребро,

 мизинцы прижаты (как ковшик),

а большие пальцы подняты вверх.

Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.


                         Коза


Внутренняя сторона ладони опущена вниз,

указательный палец и мизинец выставлены вперёд,

средний палец и безымянный палец прижаты к ладони

 и охвачены большим пальцем/ 

У козы торчат рога,
Может забодать она.


              Жук


Пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец

 разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
 

                          В деревне

При помощи левой руки

малыш загибает пальчики правой,

 начиная с большого пальца.


Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

                  В лесу

При помощи левой руки

малыш загибает пальчики правой,

 начиная с большого пальца


Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!

            Игрушки

При помощи левой руки

малыш загибает пальчики правой,

 начиная с большого пальца


Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!

              Зверята
Дружат добрые зверята
(пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить)

                 Колечко


Кончик большого пальца правой руки

поочередно касается кончиков указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца; 

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
                      Пчелка


Выпрямить указательный палец правой руки

 и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками
;


Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!

                      Ножки


указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить

одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
                           
Рожки


Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять

 одновременно пальцами обеих рук;


Я коза-дереза,
Все деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!

                       
Глазки
Образовать два кружка из большого и

указательного пальцев обеих рук, соединить их;

Глазки у волчонка,
Глазки у зайчонка,
Глазки у котенка,
Глазки у козленка,
Глазки у цыпленка,
Глазки у утенка,
Глазки у лисенка,
Глазки у ребенка!

Ушки-рожки


Вытянуть вверх указательный и средний пальцы

 правой руки, а кончики безымянного пальца и

мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно

 пальцами обеих рук;

У улитки-крошки
Маленькие рожки.
У зайчишки ушки,
Ушки на макушке!

                     
Ведерко


Согнуть пальцы левой руки в кулак,

оставив сверху отверстие;


Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Расплескалась вода,
Лей скорей еще сюда!

               
Тарелочка

Пальцы обеих рук слегка согнуть

и приложить друг к другу; 


У пушистой белочки
Круглая тарелочка,
У полосатой кошки
Маленькая плошка!

                   

                            Крыша


Соединить под углом кончики пальцев

 правой и левой рук;


Заходите к нам в домишко!
Здесь живут кроты и мышки,
Волк, барашек, лягушонок,
Косолапый медвежонок!

                     Белочка


(поочерёдно разгибать все пальцы,

начиная с большого)

Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
 

                    Детки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх,

 широко раздвинуть пальцы;

поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише,
Не шумите! Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стиха,

 а на слове “вставать” - открыть кулачок,

 широко раздвинув пальцы) 

               По грибы


(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 


Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
 




         
Пальчики

(поочерёдно разгибать все пальцы,

 начиная с мизинца,

затем сгибать их в том же порядке) 

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
 
                 

                       Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины, 
(загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
 

               Есть игрушки у меня

Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики) 
                  Пастушок


Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить, деток  кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки

круговые движения по ладошке другой руки)

Моя семья    

 (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал?  

(хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы! 

 (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу

 а кончики остальных пальцев

 одновременно быстро хлопают).
Мама, мама, это ты?  (Хлоп  кончиками б. пальцев).
Да, да да!  (Хлоп кончиками ук. пальцев).  
Папа, папа, это ты?(Хлоп  кончиками б. пальцев). 
Да, да, да(Хлоп  кончиками ср. пальцев).
Братец, братец, это ты(Хлоп  кончиками б. пальцев).
Да, да, да!  (Хлоп  кончиками без.  пальцев).
Ах, сестричка, это ты? (Хлоп кончиками б. пальцев).
Да, да, да!   (Хлопаем  мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да!                     

(Хлопает всеми пальцами).        

                     Цветок распустился

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно

 выпрямляется и отводится в сторону,

как лепестки цветка, большой палец и

мизинец выпрямляются одновременно. 
У нас в палисаднике 
Возле терраски 
Растут голубые
Анютины глазки. 
Анютины глазки, 
Анютины глазки, 
Они распускаются 
Быстро, как в сказке.

Человечек бежит

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу.

Упражнение выполняется сначала одной,

затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.
Жил на свете человек, 
Скрюченные ножки, 
И гулял он целый век 
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой 
В скрюченном домишке 
Жили летом и зимой 
Скрюченные мышки.

                       Часы

Перебираем пальчиками ("залезаем вверх")  

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
 
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком. 
Руки "скатываются" на пол.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
 
Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом бом, бом!”
 
Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

                    Перчатка
Весёлая мышка
Перчатку нашла
,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Поворачиваем руки то ладонью,

то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно

 стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех 
Большим пальцем гладим ("шлёпаем")

остальные (скользящим движением

от мизинца к указательному).
и отправила спать. 
Ладони прижимаем друг к другу,

 кладём под щёку (спим). 
                       
Котята


Ладошки складываем, пальцы

 прижимаем друг к другу.

 Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами

 друг о друга (от большого к мизинцу). 
                  Тараканы

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) 
Ладони раскрываем, прижимаем

 к боковой поверхности стола,

 пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.
Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. 
Бежим пальцами рук по туловищу,

 имитируем заползание "за шиворот".
За буфетом под пакетом девять тараканов.
Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая,

что теперь осталось девять тараканов.
За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)
Движения повторяются аналогично первому куплету

, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.
И так далее.
 

                                ПОРОСЯТА
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём"

по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 
Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 
Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

                  ДВА КОЗЛИКА


На обеих ручках прижимаем большими пальцами

средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
 
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух
!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени. 

                 ЗАЙЦЫ
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.

В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару

 одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали
под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,
Бежим пальчиками по столу или коленям.
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

                 РАЗМИНКА
Выполняем подраж  движения в соотв с текстом.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.

           Весна

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,

 раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми,

пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
 
Движения повторяются.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
 
В
ыполняем руками волнообразные движения

(пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). 
А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются,

 пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
А из под старой травки
Уже глядит цветок
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются,

свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...