Роль музыки в жизни детского сада
материал на тему
Семинар - практикум для педагагов в форме конкурса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_rol_muzyki.doc | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
«Роль музыки в жизни детского сада»
Музыкальный руководитель – Макарова Ю.И.
Форма проведения – музыкальный конкурс.
Цель: Убедить воспитателей в необходимости включения в повседневную
жизнь детского сада музыки.
Задачи:
1. Дать педагогам представление о включении в повседневную жизнь
детей разных видов музыки.
2. Выявить у педагогов уровень музыкальности, их творческих
способностей.
3. Вызвать желание у педагогов включать в быт детей яркую,
разнообразную музыкальную деятельность.
Материал и оборудование: Два стола для двух команд; стол для жюри и
ведущей, столик с детскими музыкальными
инструментами; ширма, карточки с графическим
обозначением ритмического рисунка.
Жюри: Заведующий д/с и старший воспитатель.
Ход конкурса:
Педагоги делятся на две команды «Нотки» и «Скрипичный ключ» по одному с каждой возрастной группы.
Максимум баллов за задание – 5 баллов.
Вступительная беседа
Музыка в повседневной жизни детей должна звучать во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.
Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.
Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощрять его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.
Цель данного семинара убедить вас в необходимости включения в повседневную жизнь детского сада музыки. И посредством этого музыкального конкурса вы сами найдете формы проявления музыки в быту, а я вам только помогу. Начинаем конкурс.
Задание №1
В свободное от занятий время дети могут часто устраивать игры в «Концерт», «Музыкальное занятие», «Цирк» и т.д., где дети вспоминают и используют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки.
Задание педагогам: организовать поздравление ребенка с днем рождения с использованием музыки.
«Нотки» | «Скрипичный ключ» |
Дети поздравляют ребенка, дарят подарок, водят хоровод «Каравай», поют песню «Пусть бегут неуклюже». | Дети читают стихи имениннику, водят хоровод «Каравай» и все вместе танцуют любимый танец. |
3 балла 4 балла
Оценка жюри: Второй вариант поздравления удачнее, потому что использовано больше видов музыкальной деятельности.
Рекомендации муз. руководителя:
Входить в группу к имениннику с песней «Чей сегодня день рождения», «Пусть бегут неуклюже» и др.
Спеть любимую песню именинника, станцевать любимый танец.
Поиграть в музыкальные игры.
Устроить детскую дискотеку.
Задание №2
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.
Задание: возможное включение музыки в сюжетно-ролевые игры.
«Нотки» | «Скрипичный ключ» |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» -Девочка укачивая куклу, поет колыбельную; -Семья смотрит музыкальную передачу; -Семья пошла на музыкальный концерт; -Мама ведет детей в музыкальную школу. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» -Дети едут на автобусе и поют песни; -Высадились на полянку и танцуют, водят хороводы; -Звукоимитация движения самолета, поезда, автобуса. |
4 балла 4 балла
Оценка жюри: Обе команды справились с заданием. Но можно было больше проявить фантазию, творчество.
Рекомендации муз. руководителя:
- Дверной звонок – колокольчик; - Гудок паровоза – дудочка;
- Родители учат играть детей на - Дробью на барабане показать быстрое
маленьком пианино; и медленное движение поезда;
- Папа включает магнитофон и др. - Дети едут на игру «Угадай мелодию»;
- Дети едут на балет и др.
Совет: Нужно использовать в сюжетно-ролевых играх не только музыкальные произведения (песня, танец…), но и музыкальные фрагменты, элементы (гудок паровоза, дверной звонок…) с детскими инструментами.
Задание №3
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми игры, которые разучивались на занятии, знакомит с новыми.
Задание:
А) музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю», направленная на выявление у педагогов уровня развития тембрового слуха.
Б) музыкально-дидактическая игра «Отгадай попевку».
Цель: проверить уровень развития ритмического слуха.
Исполнить на детских музыкальных инструментах по карточкам определенный ритмический рисунок и отгадать попевку.
«Нотки» | «Скрипичный ключ» |
А) Металлофон + Цитра + Аккордеон + Бубен + Б) 1. Исполнение ритма по карточкам; 2. Отгадывание попевки. 1 2 «Андрей-воробей» + + «Маленькой елочке» + + «Василек» + - | А) Треугольник + Ксилофон + Румба + Ложки + 1 2 «Во поле береза стояла» + + «Скок-скок-поскок» - + «Паровоз» + - |
4 балла 3 балла
Оценка жюри: В первом подзадании педагоги угадали все тембры детских музыкальных инструментов. Во втором подзадании педагоги неуверенно исполняли ритмический рисунок попевок.
Рекомендации муз. руководителя:
Педагогам вместе с детьми на музыкальных занятиях выполнять задания дидактических игр и закреплять их в повседневной жизни детского сада.
Задание№4
Музыку можно использовать и во время прогулок. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водиь хороводы.
Задание командам – инсценировать песню.
«Нотки» | «Скрипичный ключ» |
«Гуси-гусенята» Сл. Г.Бойко, муз.А.Александрова 1. Гуси-гусенята в лесочке Красные надели чулочки И пошли гуськом, чтоб напиться Свеженькой воды из корытца. 2. Напились воды десять братцев Начали в корытце купаться. Гуси-гусенята сердиты, Очень близко дно у корыта. | «Веселая дудочка» Сл.Н.Френкель, муз.М.Красева 1. Ду-ду, ду-ду, дудочка, Ду-ду, ду-ду-ду! Заиграла дудочка в зеленом саду. 2. Услыхала уточка, плавая в пруду, Как играет дудочка: ду-ду, ду-ду-ду! 3. С малыми утятами начала плясать, Крыльями и лапками воду колыхать. |
5 баллов 4 балла
Оценка жюри: Педагоги проявили в полной силе свои творческие способности, фантазию; были эмоциональны и очень артистичны. Команда «Нотки» изобразила не только движения героев, соответствующие словам песни, но и характерные образы, движения.
Рекомендации муз. руководителя:
Некоторым участникам команд - двигаться более раскованнее.
Задание №5
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельностью музыка также может найти широкое применение. Прослушанная в начале занятия музыкальная пьеса помогает детям каждому по своему изобразить определенный образ в рисунке, создает определенный настрой. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.
Задание: озвучить сказку при помощи музыкальных инструментов.
«Нотки» | «Скрипичный ключ» |
Сказка «Колобок» Медведь – барабан; Волк – бубен; Заяц – треугольник; Лиса – цитра; Колобок – ксилофон. | Сказка «Теремок» Мышка – треола; Лягушка – ложки; Заяц – ксилофон; Лиса – металлофон; Волк – маракасы; Медведь – тарелки. |
4 балла 5 баллов
Оценка жюри: В сказке «Теремок» подбор инструментов под образы животных был более удачнее.
Рекомендации муз. руководителя:
Больше использовать небольшие музыкальные фрагменты, характеризующие отдельные движения героев сказки. Например, катится Колобок – исполнение глиссандо на металлофоне; прыгает Зайчик – стоккато на ксилофоне, развалился теремок – ряд ударов на барабане и т.д.
Подсчет общего количества баллов показал, что победила дружба. Участники обоих команд оказались музыкальными, эмоциональными, находчивыми, проявили творческие способности.
Выводы: Активное музицирование детей в повседневной жизни зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во много зависит:
1. от активности воспитателя;
2. от знания детского репертуара;
3. от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального
руководителя;
4. от развития творческих способностей педагога.
На мой вопрос «Что вам нового дало это мероприятие?» педагоги ответили, что семинар прошел в интересной форме, узнали много нового и будут внедрять полученные знания в дальнейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фоновая музыка в жизни детского сада.
Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...
Фоновая музыка в жизни детского сада
консультация для воспитателей и родителей...
"Роль музыки в жизни детского сада"
Велика роль музыки в воспитании у ребенка правильного отношения к доступным явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, экскурсиях, прогулках, в ходе бесед во...
Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...
Тема: «Роль классической музыки в жизни детского сада»
Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, ...
Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"
Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...
Консультация для воспитателей от музыкального руководителя детского сада "Фоновая музыка в жизни детского сада"
Данная консультация предназначена для воспитателей детского сада в помощь музыкальному руководителю,в которой говорится о фоновой музыки в течении дня ребенка....