Доклад по экологии
материал по теме
Предварительный просмотр:
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое появляется во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании с неразрывностью с ней.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:
- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
- наблюдают за падающими снежинками;
- слушают стихи, рассказы;
- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
- ухаживают за растениями и животными в уголке природы.
Объекты природы привлекают дошкольников прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
В течение многих лет в нашем детском саду ведётся экологическое воспитание дошкольников. Это одно из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения, которое ведётся через все виды деятельности. Наше дошкольное учреждение находится в экологически чистом районе, рядом – лес, озёра. Здесь дети дышат чистым воздухом, постоянно контактируют с природой. Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: “Воспитание у детей начальной экологической культуры”.
Три года назад я начала работу в ясельной группе и решила, начиная с раннего возраста, обучать детей любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают увиденную и услышанную информацию. Я начала формировать естественное представление у детей как метод закладки нового отношения к природе.
Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с использованием зверей, походы в экологическую группу, где я разрешала детям покормить рыбок, погладить кролика, послушать пение попугайчиков, понаблюдать за черепахой, полюбоваться растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой.
В первой младшей группе я начала работу по экологии с того, что составила перспективный план работы на год, приобрела необходимую литературу, подобрала конспекты занятий. Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями. Приходя в экологическую группу, я подводила детей к пониманию того, что растениям на окнах нужна вода, попугаю в клетке – зёрна, шиншилле и кролику – сено, морковка, рыбкам и черепахе – корм и вода,
В результате у моих воспитанников появилось желание наблюдать за животными, стремление ухаживать за ними. Ухаживая за обитателями экологической группы, дети получают и расширяют знания о том, что им необходимо для правильного роста и в повседневной жизни. Таким образом, дети привыкают к “братьям нашим меньшим”, привязываются к ним, беспокоятся о них, с огромным удовольствием рассказывают о них родителям.
Важное место в моей работе занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. С самого начала года я и в первой, и во второй младших группах многократно рассказываю и разыгрываю сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать их детям.
Тему домашних животных я представляла с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Я даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
С помощью родителей я приобрела дидактические игры «Дикие животные», «Домашние животные», «Ягоды», «Грибы», «Овощи». В интернете я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь.
Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.
Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы. Летом мы выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, а также ухаживаем за цветами на клумбе.
Результатом своей работы я считаю следующее:
- в группе созданы условия, способствующие развитию элементарных экологических знаний, воспитанию экологической культуры у дошкольников;
- дети имеют первоначальные представления о живой и неживой природе;
- знают основные потребности растений и животных (тепло, вода, пища);
- знают характерные особенности времен года,
- с удовольствием принимают участие в уходе за растениями, обитателями живого уголка;
- бережнее относятся не только к животным, за которыми они ухаживают, но и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например, к насекомым.
Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребенок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающемуся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"
Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...
доклад по экологии
доклад...
Доклад по экологии
Разработка представляет собой доклад на педагогическом совете...
Доклад по экологии
Экологическое воспитание в ДОУ....
Доклад по экологии
laquo;Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений»...
Доклад "Азбука экологии на прогулках"
quot;Нет ничего более изобретательного, чем природа" Цицерон...
Доклад по экологии " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "
Доклад по экологии " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "...