"Образ пробуждения природы в пейзажных картинах русских художников"сравнительная беседа для дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме
Программное содержание:
· Вызвать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению яркой весенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на настроение, переданное художником в картине, желание общаться по поводу увиденного.
· Соотносить увиденное на картинах с собственным опытом восприятия природы и своим настроением, возникающим при их просмотре.
· Продолжать развивать интерес к пейзажной живописи, обогащать словарь эмоционально- эстетическими и искусствоведческими терминами.
· Развивать у детей способность к анализу репродукций, используя как опору выразительные средства живописи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №90», г.Березники, Пермский край
Сравнительная беседа
по пейзажам К.Коровина «Зимой» и И.Левитана «Март».
«ОБРАЗ ПРОБУЖДЕНИЯ ПРИРОДЫ В ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ».
Автор: БогдановаС.Б.
воспитатель 1 кв.категории
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению яркой весенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на настроение, переданное художником в картине, желание общаться по поводу увиденного.
Соотносить увиденное на картинах с собственным опытом восприятия природы и своим настроением, возникающим при их просмотре.
Продолжать развивать интерес к пейзажной живописи, обогащать словарь эмоционально- эстетическими и искусствоведческими терминами.
Развивать у детей способность к анализу репродукций, используя как опору выразительные средства живописи.
Оборудование:
Репродукции картин И.Левитана «Март» и К.Коровина «Зимой»;
карты – схемы «Три помощника художника»;
магнитофон с кассетой «Малыш в лесу»;
волшебная палочка – указка - ветка вербы.
Организация детей:
полукругом на стульчиках перед репродукциями картин.
Ход.
Дети входят в зал под музыку.
«Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждет новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся – есть ли что–то необычное сегодня в нашем зале? Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц. Выгляните в окно. Что там, за окном? Посмотрите на дома, деревья, небо и землю. Какие они? Какие оттенки цветов вы видите в небе? На стволах деревьев? Какие тайны прячет в себе снег? Весна стучится в окна, поет на все лады! Катится веселым колесом к своему исходу месяц март, славит раннюю весну, утро года, весну яркого живительного солнечного света и звонкой капели. Странный это месяц – капризник, лукавец – то капелью порадует, а то снежной метелью разразится, студеным ветром северным припугнет. В марте весна и зима рядышком ходят, вместе хозяйничают.
Наше окно как рама картины. Только эта картина – волшебная. Пейзаж за окном меняется все время – из-за капризов погоды, переливов красок на небе, смены времени суток, времен года. А вот пейзажи, написанные кистью художника, постоянны, никогда не меняются.
Сегодня я предлагаю вам распахнуть два окна в мир искусства – отравиться в путешествие по пейзажным картинам знаменитых русских художников – Константина Коровина и Исаака Левитана.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь угадать, к какому пейзажу оно больше подходит:
На солнышке согрелась ель, оттаяла сосна,
Поет капель, звенит капель,
В саду у нас – весна.
А солнце все сильней печет,
Все ярче с каждым днем.
Раскроет почка кулачок-
Зеленый листик в нем!
Почему ты так думаешь? Верно, настроение в стихах такое же, как в картине художника Левитана. А как бы вы назвали эту картину? Почему? Что поразило художника, что привлекло его внимание и заставило взяться за кисть? Верно. А сам художник назвал свою картину просто – «Март». В ней все приметы ранней весны. Утро года. Пробуждение природы. Однако рядом – совсем другая картина – картина К.Коровина, на которой зима – полная хозяйка, которая никуда не собирается уходить. Как бы вы ее назвали? Называется она тоже очень просто – «Зимой».
Две картины перед вами, два окна в очень интересный, загадочный мир русской природы. Я сегодня предлагаю вам не просто погрузиться в мир картины, а сделать то, что мы еще никогда не делали – сравнить две картины – найти в них что-то общее, а также увидеть различия. А помогут нам в этом три помощника художника, три выразительных средства изобразительного искусства (показ). Назовите их. Цвет, форма (линия) и композиция. Итак, приглашаем первого помощника – Композицию.
1.КОМПОЗИЦИЯ.
Обратите внимание на формат картин. Одинаковые они по форме, размеру или нет? Формат примерно одинаковый – не очень широкий прямоугольник. Почему художники выбрали этот формат? Хотели показать уютный кусочек мира: и тут, и здесь нет особой устремленности вверх, широких необозримых просторов. Наш взгляд неторопливо скользит по деталям картин, мы любуемся не торопясь, наслаждаемся красотой.
А что еще общего в этих картинах? Дом. Деревья. Лошадь и сани. Нарисовано, вроде бы, одно и то же. Но ведь картины не одинаковы. Почему? По разному выстроены. У Левитана видна лишь часть дома, у Коровина – весь дом, причем на втором плане. На первом плане лошадь, сани и забор. Причем , лошадь от нас отвернулась. Что она делает? Ест зерно из сумки, подвешенной ей на шею. Видно, хозяин ее ушел в дом надолго. А у Левитана? Лошадь стоит, развернувшись в нашу сторону, поглядывает на дверь. Как вы думаете, ее хозяин к ней быстро вернется или нет? Верно, посмотрите, он даже дверь не прикрыл за собой. А теперь обратите внимание на деревья – как рисуют их художники? У Левитана деревья растут группами, зигзагом удаляясь от зрителя к дальнему плану – чувствуется живость, ритм. А у Коровина особого ритма в прорисовке деревьев нет – есть плавность, неторопливость, сонное забытье.
2.ЛИНИЯ (ФОРМА).
Движение: В картинах есть ветер? Как вы догадались? В картинах нет ветра, ветки деревьев не колышутся, однако картина Левитана все же «живее», чем картина Коровина – здесь есть ритм в прорисовке деревьев, свет и тень кружат по пространству картины, игра пятен на снегу, стволах, доме. Но резких различий все же нет – здесь сон, а здесь начало пробуждения природы ото сна.
Фактура снега: пухлый, ровный на картине «Зимой», шероховатый, подтаявший, хрустящий на картине «Март» (задание детям: подберите слова- определения – какой снег?)
3.ЦВЕТ (КОЛОРИТ)
У Коровина бело – черно – серая гамма, но с нежнейшими переливами оттенков, почти намеки на цвет – зеленоватый, синеватый, нежно-розовый, бледно- сиреневый.
У Левитана сочетание звонких и приглушенных цветов, удивительные оттенки цвета- голубые, сиреневые, охристые, темно – коричневые, розоватые; стволы и кроны деревьев разноцветные от весеннего загара, ветки березняка окутаны оранжево – розовой дымкой – почки набухли; глухая зелень дальнего соснового бора подчеркивает их яркость.
Цвет в картине, как вы помните, основной носитель настроения. Какое настроение у вас возникает при взгляде на картины? У Левитана – бодрое, предчувствие радости, ожидание праздника. У Коровина – ровное, сонное, спокойное настроение.
«МЫ – ХУДОЖНИКИ» (соотнесение себя с автором картины)
А теперь пора отправиться в путешествие по картинам, очутиться там, внутри рамы. Волшебная палочка – указка, помогай нам:
Раз , два, три, картина, оживи!
А) Где мы стоим?
На пригорке или крыльце, на веранде – взгляд немножко сверху на обеих картинах.
Б) Тепло вам или прохладно? Есть ли солнце в картинах?
У Коровина нет. Мир окутан снежными облаками и сугробами, как пухлой ватой. Уютный, небольшой.
У Левитана – да. Утро. Солнце стоит невысоко, светит из-за левого плеча, сбоку – видно по четким теням на стволах, снегу, двери. Светящийся солнечный дом. Ласковое, яркое, пригревающее солнце.
В) Принюхайтесь, чем пахнет в картине?
«Зимой» - веет прохладой; морозный воздух. Возможно, пахнет дымом из труб окрестных домов, сеном из саней.
«Март» - запах прелой листвы, мокрой земли с проталины; смолистый, душистый запах от почек и хвои пробуждающегося леса.
Г) Какие звуки вы слышите?
«Зимой» - похрустывание овса во рту жующей лошади, шорох снега под ее ногами, карканье вороны – звуки тишины.
«Март» - пение птиц (скворечник), капель, пофыркивание лошади.
Какая из картин вам больше нравится? Почему? Выходит, что вторая картина хуже? А что в ней особенного? Почему нужны разные картины?
Картина – это не просто рассказ о мире во все его многообразии, необычности; это, прежде всего, рассказ о чувствах художника, его настроении, которым он хочет поделиться с нами, зрителями. Мы, разгадывая загадки картины, не просто рассматриваем ее; мы учимся смотреть на мир глазами художника, который ее написал, принимаем настроение другого человека, а значит, сами становимся духовно богаче, начинаем лучше понимать друг друга. В этом и заключается главная тайна и ценность Искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красота природы в картинах русских художников
Презентация создана воспитателями Прониной Натальей Петровной и Мизулиной Мариной Васильевной для проекта "Внесем в свой мир красоту". Проект нацелен на развитие художественно-творческой активности де...
"Образ пробуждения природы в пейзажных картинах русских художников" - сравнительная беседа для дошкольников
конспект беседы с детьми старшей группы...
«Воспитание патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников.»
Консультация для педагогов по изобразительной деятельности...
Презентация \'\'Образ женщины-матери в картинах русских художников\'\'
Презентация ''Образ женщины-матери в картинах русских художников''...
Презентация к занятию по развитию связной речи старших дошкольников "Золотая осень в пейзажной живописи русских художников"
Данная презентация является иллюстративным материалом к занятию по развитию связной речи старших дошкольников. Презентация составлена в программе Microsoft PowerPoint. Рекомендована д...
Презентация для дошкольников: "Осень на картинах русских художников"
quot;Уж небо осенью дышало.." Вот и наступила осень – самая яркая пора года. Она раскрасила все вокруг в свои любимые цвета. Красота осенней природы - один из любимых сюжетов пе...
Презентация на тему "Картины русских художников о русской природе".
Ребёнок познаёт красоту окружающего мира прежде всего через восприятие красоты природы. Нравственное-эстетическое отношение к природе обогащается её отражением в художественных образах искусства, с ко...