КОНСУЛЬТАЦИИ по основам ФГТ
материал по теме

Данные консультации знакомят в краткой форме педагогов ДОУ с необходимыми основами ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2konsultaciya.docx_fgt.doc61 КБ
Office presentation icon po_fgt_1.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Основные аспекты ФГТ к новым образовательным программам»

Подготовила

Воспитатель МДОУ ЦР КВ

№ 20 «Ласточка»

МОЧАЛОВА С. В.

АПРЕЛЬ 2012 Г.

Здесь о необходимости перехода к ФГТ.

(Слайды 1,2,3,2).

В 1996 г. Мин. Образования РФ были утверждены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. Предполагалось, что они будут действовать до введения государственного образовательного стандарта в сфере ДО. Но этого документа не будет, т.к. его введение противоречит возрастным особенностям психического развития детей дошкольного возраста. Для них не может быть твёрдо установленных результатов освоения программы.

В 2008 г. Министерством  Образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. были разработаны основы определения ФГТ к структуре Основной Общеобразовательной программы ДО и условиям её реализации. Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, кот.  должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.

ФГТ—это первый в истории российского образования документ, кот. на федеральном уровне:

 стандартизирует содержание ДО (где бы ребёнок ни получал его)

определяет, какой должна быть программа ДОУ( содержание для достижения ребёнком оптимального уровня развития с учётом возраста и инд-х особенностей).

Для системы дошкольного образования устанавливается лишь 2 группы ФГТ (для школ их 3):

ФГТ к структуре Программы;

ФГТ к условиям её реализации.

В школах  3-й пункт- ФГТ к результатам освоения программ (там их несколько). Почему этого нет для ДОУ ? С дошкольниками это отследить невозможно в силу особенностей возраста. Но любая деятельность предполагает планируемые результаты. Это противоречие было разрешено следующим  образом: к структуре программы были включены требования к итоговому результату освоения программы. 

Сейчас действуют несколько вариативных программ в ДОУ: под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой; «Радуга» ( Доронова, Якобсон, Соловьёва); «Детство» (Логинова, Бабаева и др.); по раннему возрасту по ред. Парамоновой.

Их анализ подчеркнул необходимость единого стратегического направления - а не только авторский взгляд на содержание и структуру дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на базе ФГТ уполномоченный федеральный государственный орган ( Министерство Образования и Науки РФ) должен разработать Примерную основную образовательную программу, программно-методическую документацию и обеспечить ими все ДОУ. Но…на начальном этапе педагогам в любом случае придётся самостоятельно выстраивать образовательный процесс в соответствии с их знанием и пониманием ФГТ?!!  Именно поэтому следует уже сегодня, используя методы самообразования и взаимообучения, начать внедрение опробованных и инновационных ( новых) вариантов интеграции (создания единого, целостного процесса образования).

Далее рассмотрим Общую характеристику ФГТ.

В ФГТ определена Структура содержания дошкольного образования.

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ ОБЛАСТИ

Физическое развитие

«Здоровье», «Физическая культура» 

(парциальные программы, «Здравик»)

Познавательно-речевое

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

(ФЭМП, развитие речи, логопедия)

Социально-личностное

«Социализация», «Труд», «Безопасность»

(НПВ, ознакомление с окружающим, ОБЖ, психолог)

Художественно-эстетическое

«Музыка», «Художественное творчество»

(всё по ИЗО деятельности)

Как говорилось выше, ФГТ определяют структуру Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия её реализации и результаты освоения программы.

Они утверждены приказом Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. При этом в Законе РФ «Об образовании»(п.4, ст.7) под структурой основных образовательных программ понимается соотношение и объем их частей:

Части ООП

Инвариантная  

Вариативная

Составляет обязательную часть ООП ДО

( в любом ДОУ с госаккредитацией)

База дошкольного образования и дошкольного воспитания.

80% от ООП ДО

Формируется самим ДОУ

( с учётом его специфики)

Сюда включаются все комплексные, парциальные, авторские программы.


20% от ООП ДО

% Определён Основными Задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой  Образовательной области. (см. выше)

Программа любого ДОУ должна включать в себя следующие разделы:

Пояснительная записка;

Организация режима пребывания детей в ДОУ;

Содержание психолго-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. (Есть в разработке -это как разделы Программы п/ред Васильевой: напр. «физическая культура»)

Содержание коррекционной работы. ( У нас это Программы учителей-логопедов и психолога).

Планируемые результаты освоения Программы. Это социальный портрет ребёнка 7 лет. Здесь описываются качества, кот. ребёнок может приобрести  в результате освоения Основной Общеобразовательной Программы.

80% ООП в дошкольном образовании реализуется в 2-х основных моделях ОП:

БЫЛО

ФГТ

Выделяются 3 модели

Выделяются 2 модели

Учебный блок (сетка занятий)

---------

Блок совместной деятельности детей и взрослых

Блок совместной деятельности детей и взрослых

Блок самостоятельной деятельности детей

Блок самостоятельной деятельности детей

ВАЖНО, что учебная деятельность возможна лишь при осуществлении ОО с детьми 6-7 лет только (это подготовительная группа)!

А в остальных возрастных группах план ,где прописаны режимные моменты???

Далее про ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: их выделено 10.

Каждая ОО основана на какой либо детской деятельности и направлена на её развитие.

Для более лёгкого понимания скажу, что они аналогичны разделам привычной нам Программы. Разделены условно на 2 подгруппы.

ТРАДИЦИОННЫЕ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

Физическая культура

Безопасность

Познание (ФЭМП, Сенсорное развитие ,развитие познавательно-исследовательской Д, продуктивной Д, конструктивной Д)

Художественное творчество

( интегрирует традиционные области продуктивной Д:лепку, рисование и т.д.)

Музыка

Коммуникация

(Все виды развития речи не самоцель, а как средство для развития навыков общения)

Труд

Социализация

(не загораживать познанием!)

Чтение художественной литературы

Здоровье

ВАЖНО помнить, что все ОО взаимосвязаны с помощью ИНТЕГРАЦИИ: их взаимопроникновение и взаимодействие обеспечивает ЦЕЛОСТНОСТЬ Образовательного Процесса. Это убирает некоторые педагогические стереотипы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы ФГТ»

Слайд 2

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ ОБЛАСТИ Физическое развитие «Здоровье», «Физическая культура» (парциальные программы, «Здравик») Познавательно-речевое «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (ФЭМП, развитие речи, логопедия) Социально-личностное «Социализация», «Труд», «Безопасность» (НПВ, ознакомление с окруж-м, ОБЖ, психолог) Художественно-эстетическое «Музыка», «Художественное творчество» (всё по ИЗО деятельности)

Слайд 3

Инвариантная Вариативная Составляет обязательную часть ООП ДО ( в любом ДОУ с госаккредитацией) База дош-го образования и дош-го воспитания. 80% от ООП ДО Формируется самим ДОУ ( с учётом его специфики) Сюда включаются все комплексные, парциальные, авторские программы. 20% от ООП ДО

Слайд 4

БЫЛО ФГТ Выделяются 3 модели Выделяются 2 модели Учебный блок (сетка занятий) --------- Блок совместной деятельности детей и взрослых Блок совместной деятельности детей и взрослых Блок самостоятельной деятельности детей Блок самостоятельной деятельности детей

Слайд 5

ТРАДИЦИОННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ Физическая культура Безопасность 2. Познание (ФЭМП, Сенсорное развитие ,развитие познавательно-исследовательской Д, продуктивной Д, конструктивной Д) 2. Художественное творчество ( интегрирует традиционные области продуктивной Д:лепку, рисование и т.д.) 3. Музыка 3. Коммуникация (Все виды развития речи не самоцель, а как средство для развития навыков общения) 4. Труд 4. Социализация (не загораживать познанием!) 5. Чтение художественной литературы 6. Здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация.Тема : «Основы безопасности жизнедеятельности»

КонсультацияТема : «Основы безопасности жизнедеятельности»Воспитатель: Попова Т. А.  Основы безопасности жизнедеятельностиПредотвращение несчастных случаев.Вашему малышу скоро исполнится два...

Консультация "Физкультура- основа здорового образа жизни всей семьи"

Родители должны быть примером здорового образа жизни для своего ребенка....

Консультация "Физкультура- основа здорового образа жизни"

В семье необходимо заниматься физкультурой....

Консультация по основам безопасности.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания....

Консультация по основам безопасности

Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителейПри выходе из дома: • если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе по...

Консультация по основам безопасности жизнедеятельности

Уважаемые родители! Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!...