КОНСУЛЬТАЦИИ по основам ФГТ
материал по теме
Данные консультации знакомят в краткой форме педагогов ДОУ с необходимыми основами ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2konsultaciya.docx_fgt.doc | 61 КБ |
po_fgt_1.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Основные аспекты ФГТ к новым образовательным программам»
Подготовила
Воспитатель МДОУ ЦР КВ
№ 20 «Ласточка»
МОЧАЛОВА С. В.
АПРЕЛЬ 2012 Г.
Здесь о необходимости перехода к ФГТ.
(Слайды 1,2,3,2).
В 1996 г. Мин. Образования РФ были утверждены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. Предполагалось, что они будут действовать до введения государственного образовательного стандарта в сфере ДО. Но этого документа не будет, т.к. его введение противоречит возрастным особенностям психического развития детей дошкольного возраста. Для них не может быть твёрдо установленных результатов освоения программы.
В 2008 г. Министерством Образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. были разработаны основы определения ФГТ к структуре Основной Общеобразовательной программы ДО и условиям её реализации. Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, кот. должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.
ФГТ—это первый в истории российского образования документ, кот. на федеральном уровне:
стандартизирует содержание ДО (где бы ребёнок ни получал его)
определяет, какой должна быть программа ДОУ( содержание для достижения ребёнком оптимального уровня развития с учётом возраста и инд-х особенностей).
Для системы дошкольного образования устанавливается лишь 2 группы ФГТ (для школ их 3):
ФГТ к структуре Программы;
ФГТ к условиям её реализации.
В школах 3-й пункт- ФГТ к результатам освоения программ (там их несколько). Почему этого нет для ДОУ ? С дошкольниками это отследить невозможно в силу особенностей возраста. Но любая деятельность предполагает планируемые результаты. Это противоречие было разрешено следующим образом: к структуре программы были включены требования к итоговому результату освоения программы.
Сейчас действуют несколько вариативных программ в ДОУ: под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой; «Радуга» ( Доронова, Якобсон, Соловьёва); «Детство» (Логинова, Бабаева и др.); по раннему возрасту по ред. Парамоновой.
Их анализ подчеркнул необходимость единого стратегического направления - а не только авторский взгляд на содержание и структуру дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на базе ФГТ уполномоченный федеральный государственный орган ( Министерство Образования и Науки РФ) должен разработать Примерную основную образовательную программу, программно-методическую документацию и обеспечить ими все ДОУ. Но…на начальном этапе педагогам в любом случае придётся самостоятельно выстраивать образовательный процесс в соответствии с их знанием и пониманием ФГТ?!! Именно поэтому следует уже сегодня, используя методы самообразования и взаимообучения, начать внедрение опробованных и инновационных ( новых) вариантов интеграции (создания единого, целостного процесса образования).
Далее рассмотрим Общую характеристику ФГТ.
В ФГТ определена Структура содержания дошкольного образования.
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ ОБЛАСТИ |
Физическое развитие | «Здоровье», «Физическая культура» (парциальные программы, «Здравик») |
Познавательно-речевое | «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (ФЭМП, развитие речи, логопедия) |
Социально-личностное | «Социализация», «Труд», «Безопасность» (НПВ, ознакомление с окружающим, ОБЖ, психолог) |
Художественно-эстетическое | «Музыка», «Художественное творчество» (всё по ИЗО деятельности) |
Как говорилось выше, ФГТ определяют структуру Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия её реализации и результаты освоения программы.
Они утверждены приказом Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. При этом в Законе РФ «Об образовании»(п.4, ст.7) под структурой основных образовательных программ понимается соотношение и объем их частей:
Части ООП |
Инвариантная | Вариативная |
Составляет обязательную часть ООП ДО ( в любом ДОУ с госаккредитацией) База дошкольного образования и дошкольного воспитания. 80% от ООП ДО | Формируется самим ДОУ ( с учётом его специфики) Сюда включаются все комплексные, парциальные, авторские программы. 20% от ООП ДО |
% Определён Основными Задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой Образовательной области. (см. выше)
Программа любого ДОУ должна включать в себя следующие разделы:
Пояснительная записка;
Организация режима пребывания детей в ДОУ;
Содержание психолго-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. (Есть в разработке -это как разделы Программы п/ред Васильевой: напр. «физическая культура»)
Содержание коррекционной работы. ( У нас это Программы учителей-логопедов и психолога).
Планируемые результаты освоения Программы. Это социальный портрет ребёнка 7 лет. Здесь описываются качества, кот. ребёнок может приобрести в результате освоения Основной Общеобразовательной Программы.
80% ООП в дошкольном образовании реализуется в 2-х основных моделях ОП:
БЫЛО | ФГТ |
Выделяются 3 модели | Выделяются 2 модели |
Учебный блок (сетка занятий) | --------- |
Блок совместной деятельности детей и взрослых | Блок совместной деятельности детей и взрослых |
Блок самостоятельной деятельности детей | Блок самостоятельной деятельности детей |
ВАЖНО, что учебная деятельность возможна лишь при осуществлении ОО с детьми 6-7 лет только (это подготовительная группа)!
А в остальных возрастных группах план ,где прописаны режимные моменты???
Далее про ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: их выделено 10.
Каждая ОО основана на какой либо детской деятельности и направлена на её развитие.
Для более лёгкого понимания скажу, что они аналогичны разделам привычной нам Программы. Разделены условно на 2 подгруппы.
ТРАДИЦИОННЫЕ | НЕТРАДИЦИОННЫЕ |
Физическая культура | Безопасность |
Познание (ФЭМП, Сенсорное развитие ,развитие познавательно-исследовательской Д, продуктивной Д, конструктивной Д) | Художественное творчество ( интегрирует традиционные области продуктивной Д:лепку, рисование и т.д.) |
Музыка | Коммуникация (Все виды развития речи не самоцель, а как средство для развития навыков общения) |
Труд | Социализация (не загораживать познанием!) |
Чтение художественной литературы |
Здоровье |
ВАЖНО помнить, что все ОО взаимосвязаны с помощью ИНТЕГРАЦИИ: их взаимопроникновение и взаимодействие обеспечивает ЦЕЛОСТНОСТЬ Образовательного Процесса. Это убирает некоторые педагогические стереотипы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ ОБЛАСТИ Физическое развитие «Здоровье», «Физическая культура» (парциальные программы, «Здравик») Познавательно-речевое «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (ФЭМП, развитие речи, логопедия) Социально-личностное «Социализация», «Труд», «Безопасность» (НПВ, ознакомление с окруж-м, ОБЖ, психолог) Художественно-эстетическое «Музыка», «Художественное творчество» (всё по ИЗО деятельности)
Инвариантная Вариативная Составляет обязательную часть ООП ДО ( в любом ДОУ с госаккредитацией) База дош-го образования и дош-го воспитания. 80% от ООП ДО Формируется самим ДОУ ( с учётом его специфики) Сюда включаются все комплексные, парциальные, авторские программы. 20% от ООП ДО
БЫЛО ФГТ Выделяются 3 модели Выделяются 2 модели Учебный блок (сетка занятий) --------- Блок совместной деятельности детей и взрослых Блок совместной деятельности детей и взрослых Блок самостоятельной деятельности детей Блок самостоятельной деятельности детей
ТРАДИЦИОННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ Физическая культура Безопасность 2. Познание (ФЭМП, Сенсорное развитие ,развитие познавательно-исследовательской Д, продуктивной Д, конструктивной Д) 2. Художественное творчество ( интегрирует традиционные области продуктивной Д:лепку, рисование и т.д.) 3. Музыка 3. Коммуникация (Все виды развития речи не самоцель, а как средство для развития навыков общения) 4. Труд 4. Социализация (не загораживать познанием!) 5. Чтение художественной литературы 6. Здоровье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация.Тема : «Основы безопасности жизнедеятельности»
КонсультацияТема : «Основы безопасности жизнедеятельности»Воспитатель: Попова Т. А. Основы безопасности жизнедеятельностиПредотвращение несчастных случаев.Вашему малышу скоро исполнится два...
Консультация "Физкультура- основа здорового образа жизни всей семьи"
Родители должны быть примером здорового образа жизни для своего ребенка....
Консультация "Физкультура- основа здорового образа жизни"
В семье необходимо заниматься физкультурой....
Консультация по основам безопасности.
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания....
Консультация по основам безопасности
Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителейПри выходе из дома: • если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе по...
Консультация по основам безопасности жизнедеятельности для родителей
Консультация для родителей...
Консультация по основам безопасности жизнедеятельности
Уважаемые родители! Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!...