Развитие мелкой моторики.
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движения руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию. В.М. Бехтерев Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные, они в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее …».
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики.
Основные задачи Обогащать словарный запас Способствовать развитию творческих способностей Тренировать тонкие движения пальцев рук Стимулировать зрительное и слуховое восприятие Развивать память и связную речь Формировать координацию движений пальцев и кистей рук Развивать навыки ручной умелости
Поставив перед собой цели и задачи, а также исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы", под редакцией авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, используемые в работе с детьми, были «разбиты» на комплексы : 1. Комплекс "Пальчиковые игры " 2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики" 3. Комплекс "Развитие графической моторики»
I .В комплекс «Пальчиковые игры» включены следующие виды игровых упражнений: 1. Пальчиковая гимнастика 2. Фигурки из счётных палочек 3 . Физкультминутки 4. Пальчиковые шаги
5. Самомассаж
6. Шнуровка 7. Мозаика 8. Игры с молнией 9. Игры с бусинами
10. Метание бумажных комочков 12. Плетение косичек 11. Игры с верёвочкой
II. Комплекс «Использование элементов изодеятельности» 2. Работа с сыпучим материалом 1. Ниткография 3. Пластилинография 4. Аппликация
III . Комплекс «Развитие графической моторики»
Перечисленные комплексы используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Диагностическая карта Вид деятельности Критерии оценки высокий средний низкий Манипуляции с предметами Легко ловит мяч Ловит мяч не всегда, но движения правильные Пытается ловить мяч, но движения неловкие Воспроизведение кистевых и пальцевых поз: 1.Сжать ручку в кулачок, распрямить ладонь и т.п. 2.Привести кисть в положение «вверх , вниз, повернуть влево, вправо». 3.Поднести к подбородку, "отдать честь", послать воздушный поцелуй, воспроизвести указательным пальцем и мизинцем " козу» и т.д. Повторяет полностью. Некоторые кистевые и пальчиковые позы выполняет с неуверенностью . Затрудняется выполнить пальчиковые позы. Предметная деятельность Застёгивает и расстёгивает пуговицы, застёжки молнии самостоятельно. Ловко справляется со шнуровкой и нанизыванием бусин на тесьму. Требуется небольшая помощь. Не справляется самостоятельно. Развитие памяти и связной речи Связно объясняет свои действия. Быстро запоминает стихи, потешки, чётко их произносит. Требуется подсказка воспитателя в воспроизведении связной речи. Стихи запоминает с небольшим затруднением . Объяснить свои действия не может. Память развита недостаточно .
Диаграмма результатов работы по развитию мелкой моторики
Застегнём застёжки На твоей одёжке. Пуговки и кнопочки, Разные заклёпочки Посмотри-ка, это кто. На морозе, без пальто. Нарисованная бровь, Вместо носика – морковь?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...