Плавание как средство закаливания
методическая разработка по физкультуре

Павлова Ульяна Юрьевна

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ

 В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде - воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Волны при плавании и течении воды оказывают своеобразный массирующий эффект.

ПЛАВАНИЕ - называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенического, оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

ПЛАВАНИЕ - способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

ВО ВРЕМЯ ПОГРУЖЕНИЯ В ВОДУ И ПЛАВАНИЯ - создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы в целом. Тело ребенка, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большое количество крови. Ему не приходиться выбрасывать кровь вверх и "насасывать" ее снизу, как это бывает при обычном положении. Давление воды на всю поверхность тела способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и правого желудочка.

ЗАНЯТИЯПЛАВАНИЕМ - лучшая тренировка дыхательной системы.

Во время плавания нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстого кишечника.

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ усиливают обмен веществ, активизируют деятельность организмов выделения.

ВО ВРЕМЯПЛАВАНИЯ, или только пребывания в воде, происходят значительные изменения в составе крови, повышается гемоглобин и уменьшается количество лейкоцитов.

ПЛАВАНИЕ - закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению кожного дыхания, и укреплению самой кожи.

ПЛАВАНИЕ - влияет нарост ребенка, корригирует его.

ПЛАВАНИЕ - также незаменимое средство для создания "мышечного корсета" (когда слабо развитые мышцы спины не держат позвоночник в нужном положении).

ПЛАВАНИЕ - одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций.

ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что также положительно отражается на осанке ребенка.

Комплекс дыхательных упражнений в воде

  1. Упражнение «Горячий чай». И. П. – стоя на дне, набрать в ладони воды, сложить губы трубочкой, подуть на воду (глаза не закрывать).

Цель упражнения: подготовка к выдоху в воду.

  1. Упражнение «Бегемотик». И. п. – стоя на дне, положить руки на бортик, опустить подбородок и рот в воду и сделать выдох в воду, образуя пузыри.

Цель упражнения: развитие силы мышц выдоха.

  1. Упражнение «У кого больше пузырей». По команде инструктора участники игры погружаются в воду с головой и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает тот участник, у кого больше пузырей, то есть сделавший продолжительный непрерывный выдох в воду.

Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.

  1. Упражнение «Прятки». 1 вариант. И. П. – стоя на дне, ноги врозь, руки на поясе. Сделать вдох, присесть в воду с головой, задержать дыхание на 3, 5, 10, 15 счетов, встать и сделать выдох.

Цель упражнения: тренировка компенсаторных механизмов внешнего дыхания.

  1. Упражнение «Прятки». 2 вариант. И. П. – то же. Сделать вдох, присесть в воду, медленно выдохнуть, сосчитать до 3, 5, 7, 10 и встать.

Цель упражнения: обучение выдоху в воду.

  1. Упражнение «Дедушка Ау». По команде инструктора громко крикнуть слово «Дедушка», а слово «Ау» выдохнуть в воду.

Цель упражнения: тренировка дыхательных мышц.

  1. Упражнение «Морской ветерок». Дети встают в одну шеренгу у бортика. Затем они убирают руки за спину и наклоняются так, чтобы подбородок касался поверхности воды. Перед каждым ребенком кладется теннисный шарик (или любой другой легкий предмет). Инструктор произносит:                          

 Ветер по морю гуляет,

      Шарик по волнам гоняет,

     Чуть задует посильней –

        Шарик поплывет быстрей.

Последнее слово является сигналом, после которого дети начинают сильно дуть в сторону шариков, передвигаясь по дну бассейна, и своим дыханием (делая продолжительный выдох, пока в легких не останется воздуха) подталкивая шарик вперед по воде – как морской ветерок. Объяснить детям, что нельзя трогать шарик руками, отнимать шарики друг у друга и дуть на чужой шарик.

Цель упражнения: тренировка дыхательных мышц.

  1. Упражнение «Покажи солнышку пузырьки!» Дети встают у обруча («солнышка»), плавающего на воде, держатся за него обеими руками, наклоняются и делают вдох над водой и выдох в воду («пускают пузыри»), затем выпрямляются. Стараться не вытирать лицо руками.

Цель упражнения: развитие силы мышц выдоха.

  1. Упражнение «Зоркий глаз». И. П. – лежа на животе и держась руками за бортик, делать выдох в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.

Цель упражнения: тренировка смешанного и диафрагмального дыхания.

  1. Упражнение «Морская звезда». И. П. - стоя в воде, сделать вдох, лечь на воду, руки и ноги развести в стороны, медленно делать выдох.

Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.

Значение плавания при нарушении опорно-двигательного аппарата.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут потом закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения, стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате чего развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменение нормальной формы позвоночника), а также туго подвижности суставов и различных последствий детского паралича.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Виды нарушения осанки

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, принимаемая без активного мышечного напряжения, или привычное положение тела в пространстве в покое и при движении, имеющее большое эстетическое значение. Она также представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития.

Выделяют два основных типа нарушений осанки: 1) в сагиттальной плоскости (вид сбоку) и 2) во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди). В сагиттальной плоскости различают следующие виды нарушений: круглая (сутулость), кругловогнутая, плоская, плосковогнутая спина. Во фронтальной плоскости – асимметричная осанка.

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шейного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внешние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные проявления данного нарушения считаются сутулостью.

Кругловогнутая спина характеризуется увеличением физиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине, в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривизна, наблюдается отвислый живот.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спины и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличением крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.

Ассиметричная осанка – незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее характеристики: несимметричное положение надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мышц туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей и подростков с нарушениями осанки, что связано с возрастающей гиподинамией молодого поколения (недостаточная физическая активность школьников совпадает с периодом их активного роста). Наиболее часто встречающиеся дефекты осанки – асимметрия и сутулость. Нарушение осанки не является заболеванием, поэтому при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и обратимо. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки становится одной из причин многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. Поэтому борьбу с дефектами осанки следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения осанки

Вид нарушения осанки

Рекомендуемый способ плавания

Сутулость, круглая спина

Брассом на спине с удлиненной паузой скольжения (УПС)

Кругловогнутая спина

Кролем на спине с гребком двумя руками одновременно

Плоская спина

Баттерфляем (ноги брассом) без выноса рук из воды

Плосковогнутая спина

Брассом на груди с движением руками с узким гребком, ногами - кролем

Асимметричная осанка

Чередование брассом на спине с УПС и кролем на спине с гребком двумя руками одновременно

Сколиоз – прогрессирующее заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, или торсией. Деформация позвоночника при сколиозе влечет за собой деформацию таза и грудной клетки.

По форме сколиозы различают простые (имеющие одну дугу искривления) и сложные (S-образные). Локализуются они в одном или нескольких отделах позвоночника (шейный, шейно-грудной и т. д.). Различают 4 степени сколиотической болезни.

Примерный комплекс упражнений, применяемый в середине курса лечения при грудном сколиозе II – III степеней

  1. И. п. – присев у бортика. Выполнять длинные выдохи в воду. 10 раз.
  2. Скольжение на груди в позе коррекции. 5-6 раз.
  3. И. п. – лежа на груди, руки вытянуты вперед. Ноги и рука со стороны вогнутости работают кролем. Другую руку можно держать на доске. До 50 м.
  4. И. п. – лежа на груди, руки в корригирующей позе. Работа ногами кролем на задержке дыхания. До 25-50 м с остановками для восстановления дыхания.

5. То же, но работая ногами брассом с дыханием.

6. И. п. – лежа на груди, проплывать дистанцию до 25 м баттерфляем. Руки из воды не     выносятся, ноги работают брассом. 1-2 раза.

  1. Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения. До 200 м (по мере повышения плавательной подготовленности – до 400 м).
  2. То же, но брассом на спине. До 100 м. 1-2 раза.
  3. И. п. – лежа на груди, в ногах зажат круг. Плавание при помощи движений руками брассом с дыханием. 25-50 м. 2 раза.
  4. Плавание на боку, лежа на стороне выпуклости искривления. 50-100 м.
  5. И. п. – лежа на спине, руки в корригирующем положении. Работать ногами кролем. 25-50 м. 2 раза.
  6. Дыхательные упражнения у бортика.
  7. «Звездочка» на спине в позе коррекции.

Плоскостопие – деформация стоп, или заболевание опорно-двигательного аппарата стопы, которое характеризуется уменьшением высоты ее продольных сводов, слабостью мышц и связок стопы и голени, снижением физической работоспособности. Одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, поэтому основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод, и рессорные свойства стопы резко снижаются.

Плоскостопие бывает врожденное, травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое. Врожденное плоскостопие устанавливается в 5-6 лет, поскольку в более раннем возрасте у всех детей наблюдаются элементы плоской стопы. Травматическое плоскостопие может наступить вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическое плоскостопие – результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие полиомиелита). Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы. И наконец, статическое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (82% заболеваний), возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей или их неспособности обеспечивать возрастающую нагрузку (при занятиях некоторыми видами спорта, ношении неправильной обуви). Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки, при этом боль усиливается к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевает после отдыха.

Основной задачей реабилитации является коррекция положения стопы и закрепления его путем укрепления мышц стопы и голени. Поэтому в плавании применяются специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы, подошвенных мышц. Исключаются ходьба с развернутыми стопами, на внутреннем крае стопы, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими упражнениями для всех мышечных групп (имеющими большое значение, так как плоскостопие часто развивается у людей физически ослабленных), с упражнениями на воспитание правильной осанки (плоскостопие часто сопутствует нарушениям осанки) и на расслабление.

Примерный комплекс упражнений, применяемый в начале лечения

при плоскостопии

  1. Изучение работы ногами при способе плавания кролем.
  2. И. п. – стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка или ступеньки. Подняться на носки и опуститься. 10-12 раз.
  3. И. п. – стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед». 1-2 раза. 10-15 с.
  4. И. п. – стоя спиной к бортику, приседание на носках (можно держаться за бортик).
  5. Выполнять любые общеразвивающие упражнения у бортика, движения руками, ногами, повороты и наклоны; игры.
  6. И. п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения стопой (сгибание и разгибание, разворот носка, вращение). 2 мин.
  7. И. п. – стоя спиной к бортику на глубине – вода до плеч, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и. п. По 3-4 раза каждой ногой.
  8. И. п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять захват пальцами ноги мелких игрушек со дна, перекатывать по дну мячик или палку. 2 мин.
  9. И. п. – стоя на глубине – вода до груди, выполнять упражнение «гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивая ногу вперед. То же, но другой ногой. Проходить дистанцию 10-12 м.
  10.  Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием. 1 мин.
  11.  Плавание в ластах (ноги работают кролем). До 100-200 м.
  12.  И. п. – стоя спиной к бортику, держаться за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед». 1-2 мин.
  13.  Игра «Летающие дельфины» или выпрыгивания из воды.
  14.  Упражнения в ходьбе: на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановкой стоп. 2-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как средство закаливания детского организма

Доклад приготовлен для выступления на родительском собрании .В нём рассказывается об организации работы нашего бассейна, о значении плавания для укрепления здоровья ребёнка, его закаливании....

Консультация: "Плавание - как средство закаливания"

ПЛАВАНИЕ - называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиеническоги-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими...

Плавание как средство закаливания детей.

П Л А В А Н И ЕКАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ       В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плава...

Консультация для родителей «Плавание как средство закаливания детского организма»

Плавание как средство закаливания детского организма О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание как вид спорта эффективн...

Плавание как средство закаливания

Водные процедуры, закаливание....

Плавание как средство закаливания

Консультация для родителей на тему: "плавание как средство закаливания"...

Плавание как средство закаливания организма.

Плавание как средство закаливания детского организма.       Правильное физическое воспитание ребенка не мыслимо без закаливания его организма. В жизни имеют место самые разнообразн...