консультация для воспитателей !Мой родной город Трубчевск"
материал по теме

Одной из задач воспитания детей являетсе воспитание патриотических сувств. А любовь к Родине начинаеться с лбюви к родному городу.

В нашем детскос саду ведётся большая работа в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_rodnoy_gorod.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Трубчевский детский сад комбинированного вида «Журавлик»

Консультация для воспитателей

ТЕМА:

«Мой родной город»

        Воспитатель: Ковалёва Э. Н.

2012год.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так , К.Д.Ушинекий отмечал, что « воспитание, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др..

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка, осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых при нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Трубчевска. Знакомясь с родным юродом , его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Познание необходимо проводить через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим», сейчас это самостоятельная деятельность.

В нравственно- патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

* Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на

основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

*        Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом
принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно
значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

* Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости.

  1. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего. Так в нашем городе есть музей нашего города.
  2. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Ребёнок сам может выбрать ту деятельность, в которой сам выразит свои чувства к увиденному (творческая игра, рассказ, поделки, загадки, аппликация, лепка, рисование, экскурсии).
  3. Привлечение детей к участию в городских праздниках (Масленица, Рождество, Пасха), познакомить с жителями Трубчевска - ансамбли народные, детские.
  4. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
  5. Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Преобразовании его по законам добра и красоты».

* Организуя работу с родителями под девизом: их знания и любовь Трубчевску должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке

полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

                       Принцип интегративности.

 Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой, сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Трубчевска.

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования . Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические (совместные утренники, вечера досуга, выставки), при этом старшие дети делятся опытом с младшими.

Самое сложное в ознакомлении с городом, является составление рассказов.

Необходимо: 1) сопровождать рассказ с наглядным материалом: фотографии, репродукции, слайды. 2) Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание. 3) Не называть дат, использовать слова: «это было очень давно...»  4) Использовать доступную детям лексику; значение незнакомых слов (князь, старейшина...) объясняйте.

Занятия по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц. Существует разработанная модель для познания города ребёнком, она так же определяет тематические блоки работы с детьми. При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Т.е. при повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новым. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку- труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему города Трубчевска.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях.

  1. административно-управленческом (краеведческая работа с дошкольным образованием);
  2. организационно-методическим (педсоветы, семинары, консультации)
  3. воспитательно-образовательном (возрастные особенности, развивающая среда, согласование тематики занятий с другими занятиями, играми, самостоятельная деятельность, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка) диагностика изменений в его развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "История родного города"

Консультация для родителей "История родного города Саранска"...

Консультация для родителей «Мой родной город Саранск»

Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Саранска....

Консультация "Познакомьте ребенка с родным городом"

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом ....

Консультация "Знакомство ребенка с родным городом"

Консультация для родителей "Знакомство ребенка с родным городом"...

Консультация «Знакомим детей с родным городом»

Знакомство детей с  родным городом Курск с помощью родителей...