консультация для воспитателей !Мой родной город Трубчевск"
материал по теме
Одной из задач воспитания детей являетсе воспитание патриотических сувств. А любовь к Родине начинаеться с лбюви к родному городу.
В нашем детскос саду ведётся большая работа в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rodnoy_gorod.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Журавлик»
Консультация для воспитателей
ТЕМА:
«Мой родной город»
Воспитатель: Ковалёва Э. Н.
2012год.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так , К.Д.Ушинекий отмечал, что « воспитание, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и др..
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка, осознание ребёнком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых при нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Трубчевска. Знакомясь с родным юродом , его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Познание необходимо проводить через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.
Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим», сейчас это самостоятельная деятельность.
В нравственно- патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
* Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на
основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
* Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом
принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно
значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
* Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости.
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего. Так в нашем городе есть музей нашего города.
- Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Ребёнок сам может выбрать ту деятельность, в которой сам выразит свои чувства к увиденному (творческая игра, рассказ, поделки, загадки, аппликация, лепка, рисование, экскурсии).
- Привлечение детей к участию в городских праздниках (Масленица, Рождество, Пасха), познакомить с жителями Трубчевска - ансамбли народные, детские.
- Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
- Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Преобразовании его по законам добра и красоты».
* Организуя работу с родителями под девизом: их знания и любовь Трубчевску должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке
полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой, сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Трубчевска.
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования . Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические (совместные утренники, вечера досуга, выставки), при этом старшие дети делятся опытом с младшими.
Самое сложное в ознакомлении с городом, является составление рассказов.
Необходимо: 1) сопровождать рассказ с наглядным материалом: фотографии, репродукции, слайды. 2) Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание. 3) Не называть дат, использовать слова: «это было очень давно...» 4) Использовать доступную детям лексику; значение незнакомых слов (князь, старейшина...) объясняйте.
Занятия по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц. Существует разработанная модель для познания города ребёнком, она так же определяет тематические блоки работы с детьми. При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Т.е. при повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новым. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку- труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему города Трубчевска.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях.
- административно-управленческом (краеведческая работа с дошкольным образованием);
- организационно-методическим (педсоветы, семинары, консультации)
- воспитательно-образовательном (возрастные особенности, развивающая среда, согласование тематики занятий с другими занятиями, играми, самостоятельная деятельность, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка) диагностика изменений в его развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "История родного города"
Консультация для родителей "История родного города Саранска"...
Консультация для родителей «Мой родной город Саранск»
Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Саранска....
Консультация "Познакомьте ребенка с родным городом"
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом ....
консультация "Увлекательная прогулка по родному городу"
папка-передвижка...
Консультация "Знакомство ребенка с родным городом"
Консультация для родителей "Знакомство ребенка с родным городом"...
Консультация «Знакомим детей с родным городом»
Знакомство детей с родным городом Курск с помощью родителей...
Консультация для родителей "Мой родной город - Нижний Новгород"
Консультация для родителей...