"Роль библиотеки в развитии речи детей".
материал (старшая группа) по теме
Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр – драматизаций.
Книга – источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_biblioteki_v_razvitii_rechi_detey..docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
“Роль библиотеки в развитии речи детей”.
(Из опыта работы по проекту “Книжки на вырост”).
Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр – драматизаций. Книга – источник обогащения всех сторон речи ребенка.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей.
Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Помощником в этом деле становится детская библиотека.
В библиотеке можно получить практически любую книгу, которую библиотекари порекомендуют с учетом возрастных особенностей ребят. Как правило, малышей записывают в детскую библиотеку с 5 – 6 лет, с того возраста, когда они уже способны самостоятельно общаться с книгой. Если ребенок достаточно развит, можно сделать это и раньше.
2007 год был объявлен в России Национальным годом чтения, в целях продвижения чтения и привлечения детей к книге. Центральной муниципальной библиотекой города Краснознаменска был разработан проект “Книжки на вырост или растем вместе с книгой”, рассчитанный до 2010 года. Проект рассчитан на работу с детьми с четырех до одиннадцати лет. К реализации этого проекта были привлечены и дети нашего детского сада.
Первая наша встреча состоялась в городском центре развития творчества детей и юношества. Она была посвящена творчеству Самуила Яковлевича Маршака. Мы готовились с детьми к этой встрече. В свободное от занятий время читали следующие произведения “Багаж”, “Усатый полосатый”, “Пожар”, “Двенадцать месяцев”, “Сказка об умном мышонке”, “Сказка о глупом мышонке”, “Вот такой рассеянный”, “Лодыри и кот”, “Где обедал воробей”, “Рассказ о неизвестном герое” и многие другие. Дети с огромным удовольствием слушали, задавали вопросы, рассматривали иллюстрации. Достоинство художественных произведений С.Я. Маршака – это то, что его удивительно легко запоминают дети. Совместно с детьми мы делали аппликации к произведениям, которые выбрали сами дети – “Усатый полосатый” и “Где обедал воробей”. Дети рассказывали, что и у них есть котята, описывали их, как их зовут, какого цвета, что любят делать. Мы с детьми беседовали по каждому произведению. После прочтения произведения “Вот какой рассеянный”, мы заметили, что дети иногда применяют выражения из этого произведения в играх и при одевании. Когда наша встреча состоялась в доме творчества, то для детей это был праздник.
Им доставило радость от встречи с любимыми произведениями. Они рассматривали книги со знакомыми иллюстрациями. Библиотекарь рассказала нам о творчестве писателя, его детстве. Загадывала загадки, а дети отгадывали, читала знакомые произведения, а дети заканчивали их. Показывала иллюстрации, читала отрывки, а дети называли из каких произведений они. Дети были не просто слушателями, а активными участниками.
Но наше сотрудничество с библиотекой на этом не закончилось. Нас пригласили на экскурсию в дом – музей Корнея Ивановича Чуковского в поселке Переделкино Московской области. Мы с радостью откликнулись на приглашение. Сказки К.И. Чуковского играют особую роль в жизни детей. Его герои шагают с детьми с самого раннего детства. Дети сразу же назвали и “Путаницу”, и “Телефон”, “Мойдодыр”. Эти сказки завораживают волшебством ритма, словесной игрой, звонкой рифмой. Сказки К. Чуковского легко входят в быт детей, благодаря их игровому характеру. Как – то собирая игрушки перед прогулкой, поддавшись общему настроению, дети стали бегать и шуметь. На мой вопрос, что у вас происходит, Настя весело ответила: “У нас путаница”. И тотчас дети, подхватив это объяснение , с восторгом захрюкали, закрякали, замяукали – кто во что горазд. Я дала им некоторое время пошалить, а затем включится в игру. “Теперь к вам прилетит Полина - бабочка” – сказала я. Полина сыграла роль бабочки, постепенно установилась тишина.
Так входят в жизнь детей и другие литературные произведения. То они вспоминаются по ассоциации с каким – либо жизненным явлением, то во время игры, когда в ней появляется герой, напоминающий тот или иной литературный персонаж. Мы поощряем такие узнавания, а порой и наталкиваем на них детей, помогаем им в этом.
И следующая встреча, организованная библиотекой и работниками дома творчества состоялась на театрализованном представлении по сказке Шарля Перро “Золушка”. Мы готовились к этой встрече. Читали и другие сказки, написанные Шарлем Перро, такие как “Красная шапочка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”, “Рикэ - Хохолок” и другие. Делали аппликации к этим сказкам. Беседовали, пересказывали эти сказки, отвечали на вопросы. Обыгрывали сказки на фланелеграфе. Разыгрывали сказку, используя настольный кукольный театр.
Огромную, ни с чем не сравнимую радость, доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно – конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Так как театрализованная деятельность помогает глубже понять смысл и содержание произведения, мы в детском саду уделяем этому вопросу большое внимание. В уголке театрализованной деятельности находятся разные виды театра (пальчиковый, би – ба - бо), костюмы и атрибуты для игр – драматизаций.
Театральную деятельность мы организуем в нерегламентированное время, а так же органично включаем в занятие.
При подготовке к театрализованному представлению мы активно привлекаем родителей не только в качестве зрителей, но и в качестве исполнителей ролей. Родители помогают нам в изготовлении декораций и костюмов.
Интересно прошла инсценировка по сюжету русской народной сказки “Гуси - лебеди”, где родители играли роли Яблоньки, печи, Речки, Бабы - яги. На спектакль были приглашены работники библиотеки. Такой союз педагогов, родителей и детей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию.
Увиденное и пережитое в театрализованном представлении расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, усиленно вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Значит, у нас есть основание утверждать, что то или иное произведение оказало влияние на умственное и эмоциональное развитие детей уже тем, что вошло в их жизнь, доставило им радость от соприкосновения с искусством.
В рамках программы “Книжки на вырост” в центральной муниципальной библиотеке города состоялся КВН, где наша команда “Цветик - семицветик” соревновалась с командой “Улыбка” из другого детского сада. КВН прошел интересно, включал в себя несколько заданий на тему об этикете.
Итог КВНа – победила дружба. В награду команды получили от работников библиотеки красочные книжки.
Программа “Книжки на вырост” предусматривает ежегодную диагностику в начале и в конце учебного года педагогом – психологом. Диагностика показала, что у детей стал более устойчив интерес к книгам. Появилось стремление к знакомству с новыми произведениями.
Мы уверенны, что наши выпускники и в дальнейшем не потеряют интерес к книге и будут постоянными читателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Консультация для родителей "«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по развитию речи...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация для родителей. Игры для развития речи детей....
Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...