ФГТ
рабочая программа (младшая группа) на тему
требования ФГТ в образовательной области «Познания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_alievoy.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Согласно требованиям ФГТ в образовательной области «Познания» стоят следующие задачи:
*Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
*Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
*Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
*Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
*Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
*Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ в соответствии с ФГТ.
№ | НАПРАВЛЕНИЯ | ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ | ФОРМЫ РАБОТЫ |
1 | ВЗАИМОПОЗНАНИЕ | Организация конструктивного взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей | 1.Анкетирование родителей. 2.Беседы 3.Посещение семей 4.День открытых дверей. 5.Собрания-встречи. |
2. | ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ (общение) | Получение информации через различные источники | 1.Информационные стенды.(газеты,журналыДОУ) 2.Сайт ДОУ 3.Родительские собрания 4.Просветительская деятельность |
3 | НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ | Установление связи между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребенка. | 1. «Школа для родителей» 2.Онлайн-обучение 3.Лекции 4.Семинары 5.Мастер-классы* 6.Тренинги* 7.Проекты *(новые формы) |
4 | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Удовлетворение стремлений и потребностей педагога-родителей-детей | 1.Акции 2.Вечера музыки поэзии 3.Утренники 4.Семейные клубы. 5.Театрализованная деят-ть 6.Семейные художественные студии* 7.Семейные детские праздники* 8.Семейный театр 9.Семейный календарь |
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном и решается через следующие аспекты:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание ,на участие в жизни детского сада. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Остановимся кратко на самых основных формах взаимодействия с семьей.в нашей группе.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, специалистов. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Мы запланировали собрания 3 раза в год.Они тематические, поддерживают годовые задачи в ДОУ. Так в октябре мы провели собрание на тему : « Моя малая Родина».Собрание было посвящено 230-летию города Подольска. Мы попросили родителей принести фотографии и материалы от городе Подольске .Сделали краткие сообщения , информационные стенды. Родители с интересом отнеслись к нашей просьбе, многие ,благодаря нашему собранию узнали новое о нашем городе. Так как 80% родителей проживали ранее в городе Москве. В январе темой обсуждения на нашем собрании будет «Игры для дома».Мы планируем привлечь инструктора по физической культуре, а так же активно задействовать родителей в этих играх. В мае мы пригласим родителей на просмотр занятия с детьми.
Для лучшего взаимопонимания между родителями и нами воспитателями мы проводим беседы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "По дороге домой ".)В нашем группе мы приглашаем всех желающих родителей на непродолжительное время .Дублируем консультацию информацией на стенде.
. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для нас это новая ниша в организации воспитательно-педагогического процесса. Поэтому мы активно сейчас изучаем методы проектирования. С родителями будут проведены обучающие семинары, позволяющие посветить родителей и привлечь их к совместной деятельности. В марте родителям будет предложено защитить проекты в области «Познание».
Планируется также проведение тренинга по улучшению освоения проектной деятельности.
Тренинговые игровые упражнения и задания предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Хочется отметить и мастер-классы по изготовлению поделок осенью и зимой. Каждого участника администрация ДОУ награждает грамотой и маленьким сувениром. Это очень стимулирует всех остальных быть более активными.
Нами запланирован большой объем работ и вы наверняка скажете, что хорошо все на бумаге, а на деле…?Да, может не все получится с первого раза, не всегда родители захотят идти на контакт в ущерб своим интересам. Но, если х мы сумеем привлечь несколько человек ,сможем достучаться до них и найти в их глазах отклик и понимание, значит мы делаем все не напрасно. А делаем мы все для наших детей!.
Таким образом, использование педагогами в своей работе предложенных форм работы позволит успешно реализовывать общеобразовательную программу в ДОУ.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В 1МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2011-12УЧ/ГОД.
МЕСЯЦ | МЕРОПРИЯТИЕ | ТЕМА,СОДЕРЖАНИЕ | Ответственный |
СЕНТЯБРЬ | 1.Общее родительское собрание «Будем знакомы» 2.Курс обучающих семинаров «Общие основы проектирования. Методы проектов в дошкольном образовании 2.Памятка родителям «Ребенок в ДОУ» 3.Мастер-класс «Щедрая осень» | Знакомство с родителями, с педагогами и специалистами ДОУ, Уставом учреждения. 1.2 Анкетирование родителей 1.3.Сообщение психолога «Адаптация в ДОУ» Просветительская работа с целью привлечения к участию в проектной деятельности родителей Советы родителям по адаптации детей в ДОУ Изготовление поделок и букетов из природного материала | Заведующий Педагоги Психолог Психолог Педагоги Педагоги Родители Педагоги Родители Зам зав по ВМР Педагоги Психолог Родители Педагоги |
ОКТЯБРЬ | 1.Родительское собрание тематическое «Моя малая Родина» 2.Информационный стенд ,посвященный 230-летию города Подольска | 1.Сообщение об истории города Подольска. 2.Фотовыставка. «Подольск в наши дни» | Воспитатели Воспитатели, Родители |
НОЯБРЬ | 1.Информационный стенд «Что можно увидеть на прогулке»(наблюдение) 2.Индивидуальные консультации по запросу родителей 3.Обучающий семинар по организации методов проектов в ДОУ | Ознакомление с сезонными изменениями в природе .Игры на прогулке. Расширение родительского педагогического опыта | Воспитатели Специалисты Зам зав по ВМР Педагоги |
ДЕКАБРЬ | 1.Мастер-класс «Новогодняя игрушка» 2.Утренник «В гостях у елочки» 3.Информационный стенд «Зима» | Изготовление игрушек из бросового материала совместно с детьми Сезонные изменения в природе. Наблюдения в прогулке. | Педагоги Родители Дети Муз.руководитель Педагоги Педагоги |
ЯНВАРЬ | 1.Родительское собрание « Игры для дома.» 2.Буклеты «Поиграйте с ребенком!» | Сообщение и видеопрезентация конструктивной деятельности.. Варианты игр с использованием различного вида конструктора . | Педагоги Педагоги |
ФЕВРАЛЬ | 1.Консультация «По дороге домой» 2.Информационный стенд «Экспериментальная деятельность дома» | Наблюдение и игры с детьми на прогулке Игры с водой, мыльными пузырями, бумагой. | Педагоги Педагоги и родители |
МАРТ | Консультация :«Развивающие игры для детей дома» 2.Тренинг «Участие в проектной деятельности» 3.Конкурс проектов | Игры на закрепление предметов ближайшего окружения. :посуда, одежда, обувь Обогащение и расширение границ взаимодействия родителей и ДОУ Совместная защита проектов семьи по области «Познание» | Педагоги Зам зав по ВМР Педагоги Педагоги Родители |
АПРЕЛЬ | 1.День открытых дверей 2.Информационный стенд: «Игротерапия с песком» | Экскурсия по детскому саду. Развивающие игры с песком | Заведующий Педагоги Родители Педагоги |
МАЙ | 1Родительское собрание итоговое 2.Открытый просмотр интегрированного занятия | Подведение итогов по совместной деятельности работы родителей и ДОУ . Использование различных видов игр (сенсорные, развиваю щие ) | Педагоги Родители Педагоги Зам зав по ВМР |