Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка
статья (подготовительная группа) по теме
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей!» - эти слова В.А.Сухомлинского золотой нитью проходят в нашей работе с родителями. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему « всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка
Г.С.Федянина
«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей!» - эти слова В.А.Сухомлинского золотой нитью проходят в нашей работе с родителями. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему « всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Работая в дошкольном учреждении много лет видим, что большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания. В связи с этим усилилась тенденция самоустранения многих родителей от вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, чаще всего интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов и не обеспечивает полноценное развитие ребенка.
Нашим ДОУ накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Взаимодействие педагогов с родителями строится на обмене мыслями, чувствами, переживаниями; оно направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышая педагогическую культуру родителей разрешается противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.
Цель нашей работы:
- повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений родителей и детей;
- повышение практических умений родителей в воспитании детей;
- создание атмосферы взаимоуважения на принципах единого подхода к воспитанию и обучению детей;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;
- обеспечение двойной защиты детей (со стороны родителей и педагогов), эмоционального комфорта.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1 этап: Первоначальное знакомство.
- Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей;
- Наблюдение за ребенком, его поведением в детском коллекиве;
- Наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.
2 этап: Обсуждение и предположение первоначальных задач.
-Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;
- Просмотр родителями разных видов детской деятельности (занятий, гигиенических процедур, игр с детьми, развлечений);
- Привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества;
- Проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
3 этап: Установление общих требований к воспитанию ребенка.
-Побуждение родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка;
- выслушать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно;
- предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований.
4 этап: Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.
-Фронтальные встречи с родителями;
- Родительские собрания;
- просмотр занятий, развлечений и других режимных моментов;
- реализация единых требований дома и в детском саду;
- обмен мнениями по результатам совместных усилий – «круглые столы».
5 этап: Реализация индивидуального и дифференцированного подхода.
- Родители и педагог обмениваются сомнениями, затруднениями, советуются друг с другом, как лучше решить определенные трудности и проблемы;
- Совместно вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка.
6 этап: Совершенствование сотрудничества.
- Тщательно анализируется процесс совместной деятельности;
- подводится итог реализации единых педагогических воздействий;
- Предлагается поделиться впечатлениями об общении родителей и ребенка.
- Совместные проекты «Семейное дерево», «Дом моей мечты», «Наша дружная семья» и прочее.
Одной из продуктивных форм взаимодействия с семьей в нашем ДОУ стало проведение совместных мероприятий и проектов с семьей:
- Фотовыставки семейных проектов; поделки из природного материала;
- Развлечения (участники – родители);
- Мастер-классы родителей (в цикле мероприятий по знакомству с профессиями родителей);
- Родительские собрания (с театрализацией, где актеры – родители и дети);
- Субботники на территории ДОУ, посадка плодово-ягодного сада;
- Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- совместные походы на природу и многое другое.
Цель всех этих мероприятий:
- сближение членов семьи: мамы, папы и ребенка.
- создание условий комфортности и уюта во взаимоотношениях ребенка и родителей;
- вызвать у родителей нежные чувства к ребенку, научить их общаться с собственным ребенком;
- Научить детей общению друг с другом, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость (это невозможно сделать без активного участия семьи).
Основная наша задача – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Систематически проводя целенаправленную работу по взаимодействию с семьей мы достигли положительных результатов:
- Повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье;
- педагогические знания родителей стали совершенствоваться;
-создалась атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
-происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями;
- создана благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами;
- достигли совместных успехов в деле воспитания и обучения детей (дети с высоким уровнем усвоения материала пошли в школу, коллектив детей сплоченный, дети умеют преодолевать трудности и хотят быть первыми во всем);
- Родители стали активными участниками всего педагогического процесса в ДОУ (возросла активность родителей в подготовке и проведении всех мероприятий, улучшилась посещаемость родительских собраний, субботников, конкурсов).
«Мама, папа, я – дружная семья»
Нетрадиционная форма проведения собрания
Старшая группа
Цель: Сближение членов семьи, формирование добросердечных отношений между членами семьи, укрепление родственных связей, уважительного отношения к ребенку, как к члену семьи, создание эмоционального комфорта во взаимоотношениях, раскрепощение всех участников встречи; проявление таланта и артистизма у родителей и гордости у их детей.
Оформление зала: Зал украшен рисунками, поделками семейных работ, фотоколлажами «Наша дружная семья», воздушными шарами, цветами.
Предварительная работа: проведен тест с детьми «Ладошки»; семьями подготовлены сценки «Что посеешь, то и пожнешь»; басня Крылова «Ворона и лисица» на новый лад; «Волк и семеро козлят».
Ход:
Родители сидят вместе с детьми на стульчиках, составленных кругом.
Заходят воспитатели:
Воспитатель 1: Здравствуйте, гости дорогие. Веселья Вам и радости. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем. Рассаживайтесь поудобней, места занимайте скорей. На праздник веселый, семейный, созвали сегодня гостей.
Воспитатель 2: Мы сегодня собрались дружными семьями, потому что именно семья играет главную роль в жизни ребенка. Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на вас, дорогие родители, а это в свою очередь отражается на детях. Детские годы самые важные в жизни человека и как они пройдут, зависит от взрослых, от нас с вами. Чтобы ваши дети больше общались с вами и увидели, какие вы ловкие, талантливые – мы организовали эту встречу, которую назвали: «Папа, мама, я – дружная семья»
Воспитатель 1: Мы очень надеемся, что вы увидите много интересного и полезного и получите удовольствие от этой встречи. Сейчас вы увидите поучительную историю, которую вам покажет дружная, артистичная семья Захаровых. Сценка 1. (приложение 1)
Воспитатель 1: Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему!
Воспитатель 2: Мораль этой истории ясна: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется».
Воспитатель 1: Очень поучительная история. Может она заставит Вас изменить свое отношение к детям. Может иногда нужно отложить даже самые несложные дела и уделить несколько минут своему ребенку. Чтобы завоевать его доверие на многие годы вперед. А как замечательно обыграли эту историю наши артисты. Давайте поблагодарим их за помощь и активное участие.
Музыкальная заставка.
Воспитатель 2: Что-то вы слишком задумались, а может мы с вами поиграем? Игра называется «Ладошки» Ребята, выходите к нам и становитесь в круг.
Воспитатель 2: играет с детьми в пальчиковую гимнастику, тихо играет музыка.
Воспитатель 1: раздает листы с ладошками, дощечки, карандаши, объясняет задание. Тест «Ладошка» - по определению эмоционального благополучия в семье.
Воспитатель 2: Смотрит, когда родители закончат выполнять тест, отправляет к ним ребятишек, со своими ладошками, заполненными еще в группе.
Воспитатель 1: Ребята, подойдите к своим родителям и покажите им свои ладошки, садитесь рядом с ними. А вы, родители, внимательно посмотрите на ладошки своих детей, в них находится секрет, а какой мы сейчас узнаем.
Воспитатель 2: С помощью этих ладошек определяется эмоциональное благополучие ребенка в семье. У ребят на ладошках разноцветные кружочки
Они обозначают: красный цвет – ребенок сам, зеленый – мама, синий – папа, желтый – брат или сестра, коричневый – дед, салатный бабушка, оранжевый – собака, сиреневый – кошка.
Эта ладошка – психологический тест, разработанный психолого-педагогическим институтом. Апробирован и проверен большим количеством людей, как взрослых, так и детей. А теперь смотрите на свои ладошки и сравнивайте с детскими и делайте выводы.
Ладошка – это вся ваша семья. Каждый палец имеет свой смысл. Начнем с указательного – он у нас как бы самый значимый, отвечающий за все, и указывающий все. Он – как бы командующий лидер в семье. Обратите внимание кого на этот пальчик поместили вы, а кого ребенок. Средний и безымянный – это золотая середина, занимающая нейтральное положение в семье. Они уважаемы и признаваемы всей семьей. Мизинец – он вроде бы и значим, вроде бы и не нужен. Большой палец – он как-бы самый большой и как-бы самый важный и достает до всех пальчиков, но он сам по себе, как бы сам себе на уме. Вот и посмотрите: кто из ребят чувствует себя комфортно, рядом ли вы с ними, или они сами по себе, или они никто в доме? А может они у вас, что «хотят, то и воротят»? Командуют вами как хотят?
Если вам этот тест помог разобраться в том, что чувствует ваш ребенок и кем считает себя в семье, значит не зря мы сегодня собрались вместе. Значит она полезна и важна для всех нас.
Воспитатель1: Все вы, наверное, любите вечером, своими дружными семьями собраться за столом, за ужином и обсудить в тесном семейном кругу прошедший день, чем он запомнился, что интересное произошло у вас, родители на работе, у ваших ребят в детском саду. Но чтобы собраться за столом, за ужином его надо еще приготовить. Приглашаем две семьи приготовить ужин. Папа – будет добытчиком, пойдет в магазин и купит все необходимое, принесет маме. Мама – повар, приготовит с помощью папы и ребенка ужин. Ребенок – помощник.
Конкурс «Приготовь ужин»
Воспитатель 2: В нашей группе дружат не только ребята, но и все семьи. И сейчас дружные семьи Курганских и Плотниковых покажут и расскажут очень поучительные истории. Давайте их поддержим.
Драматизация басни Крылова «Ворона и лисица» на новый лад родителями и детьми.
Воспитатель 1: Да, поучительные истории показали нам наши артисты, Какие у нас талантливые и активные ребята, и их родители.
Воспитатель 2: А еще сегодня к нам приехали артисты, которые приготовили для нас сказку. Ребята нашей группы очень любят слушать и смотреть сказки. И одна из самых любимых «Волк и семеро козлят» да на новый лад.
Сказка «Волк и семеро козлят» семья Федюшиных и Артюховых.
Воспитатель 1: Дружат семьи Артюховых и Федюшиных. Они втайне от всех подобрали и подготовили эту сказку. Какие они замечательные артисты, а как светятся глаза у их детей от радости и гордости за своих родителей. Молодцы, большое спасибо.
Воспитатель 2: А сейчас поиграем в интересную игру. Ребята, выводите свои семьи, становитесь в круг.
Проводится игра «Передай куклу». Вы все сейчас под музыку будете бережно передавать куклу, когда музыка остановится, и кукла у кого-то останется в руках, тот должен будет что-нибудь исполнить по желанию со своим ребенком: песню, танец и пр.
Воспитатель 1: Ребята, а скажите, легко ли быть мамами? А вы помогаете мамам? А ваши папы? Вот мы сейчас и проверим. Приглашаем самых хозяйственных пап.
Конкурс «Легко ли быть мамами?»
Воспитатель 2: Да, дорогие мужчины, оказывается, трудно быть мамами. Берегите, любите, жалейте своих жен. А, вы ребята, своих мам, будьте им помощниками.
Воспитатель 1: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы очень благодарны тем, кто нашел время и пришел сегодня пообщаться со своими детьми. Дети, вам понравился наш праздник? А вам, взрослые? Особое спасибо хочется сказать тем семьям, которые не отказались от домашних заготовок. Как чудесно выступали сегодня семьи: Захаровых, Артюховых, Федюшиных, Плотниковых. Не легко было организовать эту встречу, некоторые родители даже сегодня не привели ребятишек в детский сад, чтобы не потратить лишний час на своих детей.
Работа с родителями в ДОУ проводиться должна и она будет проводиться, а в какой форме, давайте мы с вами решим вместе. Ведь на сегодняшней встрече мы затронули очень много проблем. Как вам хочется, чтобы всю эту информацию мы давали вам в виде сухих докладов, казенными словами или в такой форме как сегодня? (Голосование родителей).
Принято решение почаще встречаться в такой обстановке.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Наша работа с семьей показала, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.
Вывод: Дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы дает положительные результаты. Строя педагогическую и воспитательную работу с родителями систематически, целенаправленно и совместно можно добиться высоких результатов.
Список использованной литературы:
1.О.Л.Зверева «Общение педагога с родителями в ДОУ», М. ТЦ Сфера, 2005г., 80 с.
2. С.В.Глебова «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», Воронеж, 2007 г. 112 с.
3.О.И.Бочкарева «Взаимодействие ДОУ и семьи», Волгоград, 2008 г.,112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Обобщение опыта работы с семьей в рамках социокультурного воспитания детей...
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Для просмотра нужно нажать сюда...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»
Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...
Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребе...
Взаимодействие семьи и детского сада – это гармоничное развитие ребенка с ОВЗ
Взаимодействие семьи и детского сада – это гармоничное развитие ребенка с ОВЗ...
Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей....
Статья "Взаимодействие ДОУ с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"
Статья раскрывает актуальные вопросы по взаимодействию ДОУ с семьями для обеспечения полноценного развития ребёнка....