Игры
материал (младшая группа) по теме
игры (ранний возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_ranniy_vozrast_2.doc | 170.5 КБ |
igry_ranniy_vozrast_sdelannye.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пальчики»
Воспитатель (родитель) усаживает ребенка на колени
и проговаривает текст, сопровождая его движениями.
Этот пальчик – самый большой, Показывает ребенку
Большой палец его руки
Самый веселый, самый смешной, слегка массируя палец.
Этот пальчик — указательный. Массирует указательный
Он солидный и внимательный. палец.
Этот пальчик средний, Отгибает
Ни первый, ни последний средний палец.
Этот пальчик- безымянный. Сгибает безымянный палец,
Он не любит каши манной. как будто он не хочет каши.
Самый маленький – мизинчик, Оттопыривает мизинец,
Любит бегать в магазинчик! будто он хочет убежать
от остальных пальцев.
«Пропавший малыш»
Взрослый проговаривает текст, дети повторяют и
выполняют соответствующие движения.
У меня пропали руки. Руки за спиной
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять. Показывают руки.
У меня пропали уши. Уши закрывают ладошками
Где вы, ушеньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять. Показывают уши.
У меня пропали глазки. Глаза закрывают ладошками
Где вы, глазоньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять. Убирают ладошки от глаз.
«ДОЖДИК»
Материал: для каждого участника лист
бумаги и фломастеры.
Ведущий читает четверостишие:
Кап-кап, тук-тук — Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти, Выставив ладошки.
Просит нарисовать капельки дождя, взяв синий
фломастер или! карандаш. Дети с помощью
родителей рисуют черточки или точки.
«КОТЕНОК»
Материал: чистые листы бумаги,
гуашь любого цвета.
Ведущий читает стихотворение:
Намочил котенок лапки
Он пошел гулять босой.
Не нашел себе он тапки
И скорей бежит домой.
Дети окунают пальчики в гуашь и прикладывают к листу
бумаги, оставляя «следы». Родители тоже могут
«наследить» другим цветом. После занятия детей ведут
умываться. Умывая детей, проговаривая слова:
Наши ручки рисовали,
Грязными от краски стали.
Ручки нужно нам помыть,
Полотенцем посушить.
«НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР»
Ребенок выполняет движения, описанные в тексте песни:
На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети. Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают. Не замерзнут ручки-крошки — Мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем! Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко. Вот как топать мы умеем, Вот как ножки мы согреем! «ПОГРЕМУШКА»
Материал: погремушки для всех участников,
фонограмма пля совой мелодии, зайчиха Ляля.
Музыкальный руководитель проговаривает текст:
Веселая игрушка, игрушка-погремушка.
Погремушки у ребят очень весело звучат!
И Танечке дам, и Ванечке дам,
И Сашеньке дам, и Машеньке дам.
Затем он раздает погремушки, обучая детей,
как правильно брать погремушку.
Ну-ка Ляля, попляши! Аи да ножки хороши!
Зайчиха Ляля, и дети пляшут под плясовую мелодию
с погремушками. Когда музыка стихает, все прячут
погремушки за спину, а Ляля ищет их. Воспитатель
руководитель, убаюкивая Лялю, поет:
Баю-баю-баю,
Лялечку качаю. Лялечка устала — Целый день
играла. Пусть отдыхает, А мы поиграем….
«Коза»
Воспитатель проговаривает текст, показывает
движения, соответствующие тексту, а дети
повторяют за ним все движения.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
«ЛАДОШКИ»
Воспитатель стоит лицом к детям и поет на мо тив
песни «Во поле березонька стояла...», сопровождая
пение дви жениями, описанными в словах песни.
Дети подражают движениям взрослого.
Тихо мы в ладошки ударим, Тихо хлопают в ладоши.
Тихо мы в ладошки ударим,
Громко мы в ладошки ударим, Громко хлопают в ладоши.
Громко мы в ладошки ударим,
Люли-люли ударим, Люли-люли ударим.
Рученьки мы вверх поднимаем, Поднимают руки вверх.
Ручки на колени опускаем, Опускают на колени.
Люли-люли опускаем, Люли-люли опускаем.
Рученьки за спину мы спрячем, Руки прячут за спину,
Рученьки мы тете покажем, затем протягивают их
Люли-люли покажем, вперед.
Люли-люли покажем. Выставляют поочередно
Ножки мы тете покажем ноги.
Ножки наши весело плясали, Притопывают ногами.
Люли-люли плясали,
Люли-люли плясали.
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Материал: большие и маленькие мячи,
произвольно перемешанные.
Ход игры
Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, да вая ребенку подержать большой и маленький мяч. Рукой ребенка взрос лый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, большой это или маленький мяч. Мячи снова произвольно перемешива ют, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый малень кий мяч.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.
Материал: четыре больших бусины (D = 2 см) и четыре маленьких (D = 1 см); бусинки одинаковой формы и цвета; тонкие шнуры или тол стые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла и корзиночка.
- Ход игры
Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она при шла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает кук лу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла про сит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.
Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее на нитку, за тем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусин ки. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусины, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки. Если у того не получается, напоми нает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом ма ленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!»
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
- Ход игры
Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая — это квадрат, и такая — это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый пока зывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой — дру гие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ?
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.
Материал: четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одина кового цвета; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квад ратной бусины — 2 см; тонкие шнуры или толстые нитки для на низывания.
- Ход игры
Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с кук лой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.
Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по фор ме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказыва ет, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрос лый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и ку бик) и нанизать их.
Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надетым на нитку: шарик — кубик — шарик — кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить за дание правильно.
В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: обучение ребенка различать и называть игрушки, а также опреде лять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового вос приятия; совершенствование понимания речи.
Материал: большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следую щие задания:
- большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошиба ется, собачка «рычит» или «отворачивается», показывая свое неудоволь ствие; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);
- поставь матрешку рядом с красным мячиком;
- маленькой собачке подари синий мячик;
- попляши вместе с куклой;
- возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- большую собаку посади рядом с маленькой.
В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т.д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов поса дить, поставить, положить.
ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ
Цель: научить чередовать предметы по цвету.
Материал: коробка с мозаикой, в которой лежат десять элементов зеле ного цвета,, десять — красного и,по пять штук белого, желтого и си него цвета.
Ход игры
Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеле ного цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цве та). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку — грибочек, елочку — грибочек, взрослый читает:
Елочки нарядные стали все в рядок,
И за каждой елочкой — красненький грибок!
Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.
Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает: «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2-3 пары элементов и начинают ошибаться. Воспитатель спра шивает: «Почему у тебя два грибка рядом? У тебя все правильно?»
Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый дик тует ему последовательность элементов: «Елочка — грибок, елочка — гри бок...» Ребенок выкладывает соответствующие элементы на панель.
Курочка и цыплята.
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Материал: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желто го цвета и один — белого.
Ход игры
Взрослый начинает занятие с чтения потешки:
- Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить!
- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!
Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Жел того цвета будут цыплятки».
В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз на поминает, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, напоминая, что такого цвета цыплята. За тем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.
Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2-3-х цыплят. После того как все цыплята будут найде ны и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, взрослый мо жет подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: научить чередовать элементы по цвету.
Материал: четыре белых и четыре красных бусины (могут быть исполь зованы и другие цвета); тонкие шнуры или толстые нитки с укреп ленными концами; коробочки для бус.
Ход занятия
Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гу ляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».
Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
ГУСИ С ГУСЯТАМИ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор эле ментов трех заданных цветов из пяти предложенных.
Материал: коробка с мозаикой, в которую помещены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красно го и зеленого цвета.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз.
Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый эле мент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на па нели.
Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый чи тает ребенку четверостишие из стихотворения Н. Клоковой «Гуси»:
Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание са мостоятельно. Задание считается выполненным, если ребенок чередует мо заику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребен ку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент.
Задание можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.
УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инс трумент на слух по его звучанию.
Материал: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.
Ход занятия
Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребенок не знает, взрослый назы вает инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассмат ривает инструменты.
Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытает ся угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.
ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ
Ход игры
Дети-«птички» «летают» по комнате, размахивая руками,
как крыльями, а взрослый напевает:
Прилетели птички, (Дети-«птички» «летают».)
Птички-невелички.
Летали, летали,
Крыльями махали.(«Птички» прыгают на скамеечку и
Так они летали, приседают на полусогнутых
ногах,
Крыльями махали. затем прыгают на пол, садятся
На дорожку прилетали, на корточки,—
Зернышки клевали. Стучат пальчиком об пол
«клюют».)
Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гу док, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет:
Автомобиль по улице бежит, (Дети-«птички» быстро
Убегают от автомобиля
Пыхтит, спешит, в гудок гудит. встают на
Тра-та-та, берегись, посторонись! скамейку.)
МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ БЕЖАЛИ ПО ДОРОЖКЕ
Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слухо вой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения со гласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.
Ход игры
Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребен ка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то хо дит, создавая образ то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой по ступи.
КАК МЫ ПТИЧЕК КОРМИЛИ
Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и К; развитие наблюдатель ности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.
Ход занятия .
Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:
На дворе зима. На деревьях,
на земле, на крыше лежит белый... (...снег.)
Когда выпадает много снега, мы (...копаем, расчищаем
берем лопатки и ... дорож-ки и делаем горку.)
Из снега можно лепить.
Мы лепим... (...снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок прилетели... (...птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали им... (...зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали... (...в кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают... (...к кормушке.)
А мы каждый день выносим им... (...корм.)
Птички благодарят нас за вкусное
угощение и поют... (...«чив-чив-чив!»)
БЕГИТЕ КО МНЕ!
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умения ориентировать ся в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противо положной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», — при этом манит их рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: «Убегай те, убегайте!»
Дети садятся на стульчики, «Отдохнули? — спрашивает взрослый. — Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»
НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!
Цель: развитие внимания памяти.
Ход игры
Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка — она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы ее поискали. Когда ребенок найдет Снегурочку, он играет и танцу ет с ней.
СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ
Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысли вать его и выполнять соответствующие действия; различать проти воположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).
Материал; кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, та зик с водой, кроватка, машина.
Ход игры
Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступе ни ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесен ки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлага ются следующие задания:
- Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит кук лу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»)
- Помоги матрешке подняться по лесенке. (Взрослый учит ребенка со провождать подъем матрешки словами: вверх, верх... и наверху.)
- Куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай. (Ребенок и взрос лый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».)
- Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине. (Ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад».)
Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дос лушивает до конца задание, его повторяют еще раз.
КТО РАССКАЗЫВАЕТ?
Цель: закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внеш нему виду; развитие слухового внимания.
Материал: фрукты и овощи на подносе (яблоко, огурец, морковь и т.д.).
Ход игры
Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огурец!» (Взрослый подсказывает, что малень кий огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)
Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладет его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом», — говорит взрослый. Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши и узнан ный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.
ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА
Цель: развитие звукоподражания, умения ориентироваться в простран стве.
Ход игры
Взрослый изображает «петушка», дети — «курочек» и «цыплят». «Курочка» с «цыплятами» «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). Появляется «петушок», и «цыплята прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накиды вает им на головки простынку).»Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый и дети поют песню:
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. — Ко-ко-ко да ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите!
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Цель: обучение ребенка внимательно рассматривать картинку и назы вать изображенные на ней предметы и их качества, выполнять дей ствия, которые он видит на картинке; развитие игровых навыков.
Материал: картинки с изображением одного действия, легко поддающие ся пониманию: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; ма лыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картин ках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.
Ход игры
Ребенок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображе но. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображенное на картинке, например стучит в барабан.
СТРОИМ КУКЛЕ КОМНАТУ
Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели, расширить представления, связанные с уст ройством комнаты для куклы.
Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать)",
чайная по суда.
Ход занятия
На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кров$гь, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.
«Наша Катя, — рассказывает взрослый, — купила новую мебель. Она по кажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как это расставить в комна те». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расстав ляет ее.
«Посмотреть» на Катину мебель приходит собачка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».
Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью.
Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь со бачке «запомнить» новые слова.
Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебе ли. Ребенок угадывает, какого предмета мебели недостает.
Игра повторяется 3-4 раза.
ОДЕНЕМ КУКЛУ ПОСЛЕ СНА
Цель: научить воспроизводить 3-5 последовательных действий: одевать куклу, приводить в порядок постель, использовать предметы по на значению; способствовать переносу усвоенных действий в само стоятельные игры. Упражнять детей в употреблении предлогов (в, на, под).
Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.
Ход занятия
Взрослый говорит ребенку, что кукла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала сам показывает, как одеть куклу, затем ребе нок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу «поят» чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.
НАКОРМИМ КУКЛУ ОБЕДОМ
Цель: уточнить с детьми назначение посуды; научить называть и после довательно выполнять действия; закреплять желание заботиться о кукле. Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.
Материал: кукла, игрушечные стол, стул, кухонная и столовая посуда.
- Ход занятия
Взрослый говорит:— Кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и прого лодалась, давайте приготовим ей кашу и компот.
Взрослый спрашивает ребенка:— Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка? Ребенок отвечает.
Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кастрюлю, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом «наливает!» из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрос лый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:—Теперь добавим сахар — будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрюлю крышкой — и пусть еще варится.Обращаясь к ребенку, читает четверостишие:
Ах, как много разных дел! Вот компотик закипел,
А теперь для куклы нашей Мы наварим сладкой каши.
Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется «рис», что рисовая каша очень вкусная, и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в та релку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса. Затем привлека ет ребенка к приготовлению каши, говоря:—Вода уже закипела, надо помыть крупу. Налей в маленькую кастрюльку
воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в «кипящую» воду и будем ва рить кашу.Помешивая ложкой кашу, взрослый приговаривает:
Да, да, да — каша будет хороша.
Варим кашу не спеша.
СПРЯЧУ КУКЛУ МАШУ
Цель: Обучение игре с куклой, развитие внима ния.
Материал: Большая кукла.
ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стульчике. Взрос лый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:
Спрячу куклу Машу, Спрячу куклу нашу. Оля к куколке пойдет, Оля куколку найдет.
С куклой Машей Оленька попляшет. Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, взрослый хлопает в ладоши.
Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.
Зимняя прогулка.
Вот так холод, вот мороз,
больно щиплет нос,
чтоб согреть его скорей Теребим кончик носа.
надо потереть сильней!-2 раза
Будем ножки согревать
прыгать и скакать, Движения по тексту
очень холодно стоять, Растираем бедра ног: вверх- вниз
ножки стали замерзать.- 2 раза
Крепче стал мороз щипать Обхватив руками плечи - «мерзнем»
мерзнем стоя так,
нам пора бежать бегом Движения по тексту
нам нельзя идти пешком!- 2 раза
Чтобы ручки согревать
будем мы махать, Движения по тексту
и в ладоши будем бить
и локтями шевелить.- 2 раза Движения по тексту
Мы на месте не стоим Движения по тексту
мы бежим, бежим
чтоб согреться нам скорей
надо нам бежать быстрей!- 2 раза Движения по тексту
ПОРУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ: Обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речи.
Материал: Большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку иг рушки и предметы и предлагает назвать их, рас сказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:
- большую собаку напои чаем из большой чаш ки (если ребенок ошибается, собачка «рычит»
или отворачивается, показывая свое неудо вольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки); - поставь матрешку рядом с красным мячиком;
- маленькой собачке подари синий мячик;
- попляши вместе с куклой;
- возьми маленькую собачку и посади ее на
ковер; - большую собаку посади рядом с маленькой.
ИГРА В ПОЕЗД
ЦЕЛЬ: Тренировка разных групп мышц, разви тие умения действовать согласованно.
Материал: Две длинных рейки.
Ход игры: Взрослый или один из детей — «па ровоз», все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки — рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом. «Па ровоз гудит», и «поезд трогается». Дети могут двигать руками и произносить:
«Чу-чу-чу!»
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу» —
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Дети идут друг за другом между рейками, «по рельсам». По сигналу «Быстрей!» — бегут, по команде «Стой!» «поезд» подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комна те, бегают. «Ларовоз» уезжает за водой. По сигна лу: «Поезд отправляется!» — все встают на свои места и продолжают коллективное движение.
На пути надо проехать по мосту, то есть про йти по скамейке, подняться на горку и спуститься с нее (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же' доске). Подъезжая к другой стан ции, «поезд» останавливается, дети снова могут погулять, «собрать цветы», затем «поезд» едет дальше.
Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте — «стучат колеса», шагают все медленнее и медленнее — «поезд останавлива ется».
Кузнец- кузнечик
Кузнец-кузнечик
на скрипочке своей движения выполняются в соответствии
целый день играет, с текстом стихотворения.
чтоб было веселей,
день догарает,
все ложатся спать,
только кузнечик
не устает играть.
Предварительный просмотр:
(1)Головами покиваем (3)Плечиками мы покрутим (6) Мы ногами поболтаем | Группа расположена полукругом. |
Динь-динь-динь-динь колокольчик Бам-бам-бам-бам –барабанчик Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши | Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении). |
Погремушка-погремушка, | Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие. |
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке | Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть. |
1)Вот это - мой зонтик , (3)А вот моя книжка, (5)Вот это -мой мяч, (7)А вот мой котёнок, | 1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик) |
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу | Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки. |
Круглый мячик без запинки Скок и скок и скок и скок | Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога. |
(1)Три медвежонка прыгали в саду Вот медвежонок… | 1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч). |
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят червячков глядит | Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка. 1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону. |
1)Мишку на руки возьми, и повыше подними, | Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни: |
(1)По мячу ладошкой бьём (2)Мяч бросаю и ловлю | 1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику. |
Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки. | |
(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём (4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод… | Встаём в хоровод. |
Сидим с шофёром рядом - | Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки». |
(1)Вот мы в автобусе сидим (3)Глядим назад, глядим вперёд (5)Колёса закружились (6)А щётки по стеклу шуршат (7)И мы не просто так сидим (8)Пускай автобус нас трясёт | 1 – покачиваемся на мяче |
(1)Паучок ходил по ветке, | Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...