"Прекрасна речь!"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Прекрасна речь!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Светлячок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением эстетического развития
Павлова Ольга Александровна
Моя педагогическая философия
Тяжинский 2010
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток.
И восклицать : - О! Как же ты красива!
Е. Щукина.
Слово – связующая нить в общении людей, а написанное, высеченное в камне слово – связующая нить поколений, эпох, времен.
В слове наши чувства, настроение, отношение к миру. Сколько оттенков может передать слово в тембре, ритме, темпе речи.
Слово ранит, слово лечит. Бережное отношение к слову, признание его силы нашли отражение в пословицах и поговорках, складывающихся веками: «Хорошую речь, хорошо и слушать», «Хорошая речь слаще меда», «По речи узнают человека».
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенок нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык. В дошкольный период ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. К. А. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.
Речь, как средство выражения мысли, является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. И эту главную задачу решает воспитатель, передавая в школу детей, с развитой речью умеющих правильно отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.
Воспитатель учит слову, воспитывает словом, обращает внимание на бережное отношение к слову.
Воспитатель подобен артисту любое слово, фразу, предложение должен произнести так, чтобы ребенок захотел говорить красиво и правильно.
Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действие, в котором начинают слышать и понимать слово.
Чтобы пропеть гласные звуки, передать ритм, воспитателю нужно быть музыкантом. Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».
Дизайнер…Какой прекрасный смысл заложен в этом слове! Отчего же воспитатель еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, то есть условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу.
Ребенок и сам принимает участие в создании развивающей среды, принося любимые игрушки, игрушки – самоделки, выполненные им самим, его мамой и папой. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома.
Личность воспитателя многогранна.
Она собирает в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у воспитателя в распоряжении есть улыбка.
По меткому выражению В. Солоухина «Душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово, тогда воспитатель – образец для окружающих, не только детей, но и взрослых.