Формирование общей концепции конфликта.
статья по теме
Лекция знакомит с формированием общей концепции конфликта в середине 19 века, и в начале 20 века. Г. Спенсер. Г. Зиммель. Э. Дюркгейм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование общей концепции конфликта_seredina_19veka_-_nachalo_20_veka.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общей концепции конфликта
(середина 19 века – начало 20 века)
Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. До сих пор в учебниках по философии воспроизводится знаменитое утверждение Гераклита (около 530г. - 470 г. до нашей эры). «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».
Одна из наиболее известных и достаточно ценимых в мировой социологической литературе теоретических концепций социального конфликта связана с деятельностью К. Маркса. Параллельно с марксистской теорией конфликтов в лоне мировой социологической мысли возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции.
Одна из первых таких концепций сложилась в русле социального эволюционизма, развиваемого известным английским социологом Гербертом Спенсером (1820г. – 1903г.). Рассматривая общество как целостный агрегат, подобный биологическому организму, он считал, что в процессе развития общества его единство усиливается благодаря наследуемым, накопляемым и приобретаемым путем обучения способам социального поведения людей.
Однако социальная эволюция не происходит гладко, безболезненно, поскольку в ней взаимодействуют противоположно направленные процессы дифференциации и интеграции. Поэтому социальная эволюция представляет собой необратимое движение от однородности к разнородности. Если интеграция ведет к усилению целостности социальной системы путем возникновения и упрочения, новых взаимодополняющих связей и координации частей, то дифференциация, напротив, вызывает прогрессивно нарастающую неоднородность в любом социальном образовании. Связанное с этим усложнение структурной и функциональной организации системы неизбежно приводит к возникновению конфликта.
Существование, обострение конфликта, а так же его разрешение в значительной степени определены, согласно Спенсеру, наличием или отсутствием в социальном организме взаимопонимания. Если существует соответствие между различными сферами общественной жизни, в частности между доминирующими видами активности членов данного общества, его организацией, господствующей системой ценностей и превалирующими психическими чертами, то в таком обществе конфликт маловероятен. Если же такого соответствия нет, а дифференциация ценностей, видов активности, психологических черт становится преобладающей, то в обществе возникает внутренний конфликт. Спенсер замечает, что подобного рода конфликт сыграл важную роль в процессе первоначального перехода от состояния варварства в цивилизованное состояние общества, и он же одновременно свидетельствует о том, какими обществами стали те социальные организмы, которые эволюционным путем развились из первородного состояния.
Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес так называемый «конфликтный функционализм», разработанный Георгом Зиммелем (1858г. – 1918г.), который ввел в научный оборот сам термин «социальный конфликт». С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы, но они (в отличие от того, что утверждал К.Маркс) коренятся не в противоположности экономических интересов противоборствующих классов, а возникают на основе инстинктов враждебности. Он утверждал, что «конфликт предназначен для решения любого дуализма, это – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте». Поэтому в противоположность марксовой концепции социальных конфликтов, которые по мере обострения достигают стадии антагонизма, приводящего к революционному разрушению данной социально- экономической системы и превращению её в свою противоположность, Г. Зиммель полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность данной системы, упорядочиваются её изменения. Он тесно увязывал интенсивность конфликта с интенсивностью эмоциональных всплесков, характеризующих его участников, с его точки зрения, чем сильнее эмоции, вызванные конфликтом, с тем большей вероятностью конфликт оказывается связанным с применением насилия. Согласно зиммелевской концепции, именно конфликт является центральным нервом, как самой социальной жизни, так и культуры, стремящейся выразить эту жизнь в многообразии своих форм.
« Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней, - подчеркивает Г. Зиммель, - обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры». Отмечая позитивные стороны зиммелевской концепции социальных конфликтов, следует обратить внимание и на её очевидные методологические погрешности. Весьма уязвимым оказывается его организмический по своей сути исходный принцип, приводящий к неоправданной аналогии социума с живым организмом, который всегда стремится избавиться от нарушений и повреждений, вызываемых конфликтом и его частей. Из этого сомнительного тезиса вытекает неверный вывод о том, что в социальной системе возможны только ограниченные по масштабам конфликты между её отдельными частями, но не могут возникать конфликты всеобщего характера, ставящие под вопрос само существование данной системы.
Выдающийся французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858г – 1917г). В его социологической концепции центральную роль играет категория социального факта, не сводимого ни к экономическим, ни к политическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающего рядом самостоятельных, только ему присущих характеристик. «Эти специфические факты, - пишет Дюркгейм, - выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах. Поэтому социальные факты составляют объективную реальность, то есть независимую от индивида, но объективную в чисто Дюркгеймовском смысле, - как независимую от индивидуального сознания. Эти социальные факты по своему содержанию «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются», оказывая на него «внешнее принуждение».
Вот здесь-то, считал Дюркгейм, и кроется как основная причина возникновения социальных конфликтов, так и решающее средство их разрешения. Процесс развития общества, по его представлениям, реализуется через формирование и упрочение социальных групп и возникающую солидарность, не позволяющую отдельным индивидам погрязнуть в ожесточенной борьбе друг с другом. Социальная группа и возникающая в ней солидарность «является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствующих границ». Сами же эти границы устанавливаются социальными фактами, прежде всего правовыми и нравственными нормами, которые надолго связывают людей друг с другом.
Согласно Дюркгейму, социальная норма, влияние которой следует усилить, не только позволяет индивиду свободно проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утверждать свою автономию не в ущерб другим. В этом и заключено, по его мнению, основное противоядие социальному злу, социальной патологии, выступающей в форме конфликта.
Список используемой литературы:
- Е.М.Басов «Конфликтология». 2000г.
- А.Я. Анцупов. А.И. Шипилов «Конфликтология» 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному сущест...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ"УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ КОНФЛИКТОВ"...
«Учим детей общаться без конфликтов»
Дома, в детском саду и в школе дети порой бывают участниками конфликтов с криками и даже драками – со сверстниками и/или взрослыми. Эти ситуации неизбежны....
Общаемся без конфликтов
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – довольно сложная категория родителей. Они переживают за своего ребёнка, постоянно беспокоятся о нём, хотят ему помочь и защитить его. Каждому ро...
Тренинговое занятие «Общаемся без конфликтов»
Знакомство воспитанников с основами бесконфликтного общения. Развитие эмпатии и толерантности. Формирование навыков ответственности за свои поступки. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Ф...
Презентация на тему: "Учим детей общаться без конфликтов"
Детские конфликты — это одна из трудностей, разрешить которую предстоит взрослому. До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, прине...
Презентация "Учим детей общаться без конфликтов"
Презентация "Учим детей общаться без конфликтов"...