ОБЖ
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект занятия «Послушание и непослушание»

 

Цель:Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как воз­можности избежать многих неприятно­стей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализиро­вать поступки литературных героев.

Ход занятия:

Воспитатель:На чем бы вы хотели полетать?

Дети:На ковре-самолете, самолете, стрекозе, воздушном шаре, воздушном змее, одуванчике, дельтаплане, дири­жабле, ракете, воздушном шаре...

Воспитатель:А на гусях-лебедях? (Ответы) Ваня из сказки «Гуси-лебеди» тоже не хотел на них летать, но это все-таки произошло, а почему - мы сейчас узнаем.

Чтение или драматизация начала сказки «Гуси-лебеди».

Воспитатель:Правильно ли поступила Маша, ослушавшись родителей? (Ответы?) Итак, залилась девочка го­рючими слезами: «Что мне делать?».

Дети:Бежать на поиски Вани, пока не стемнело.

Воспитатель:«Как только Маша вы­бежала за околицу, встретилась ей дикая яблоня. "Яблонька, яблонька, скажи, ку­да гуси-лебеди полетели?" - спросила девочка. Яблонька Маше ответила так: «Путь к Бабе Яге трудный и долгий. Всем, кто тебе встретится, ты должна дать добрый совет, только тогда смо­жешь бежать дальше». Побежала Ма­шенька по тропинке, даже спасибо яблоньке не сказала. Бежала, бежала. .. и увидела Буратино, висящего вниз голо­вой. Задумалась Маша: какой совет дать Буратино? Давайте ей поможем. (Дети высказывают свои предположения. Воспитателю следует подвести их к выводу: взрослых надо слушаться.)

Маша дает Буратино добрый совет, находит яблоко (далее за каждый добрый совет Маша получает яблоко), кла­дет его в корзинку, благополучно переправляется через «реку» и бежит дальше.

Вдруг она видит, как Кузьма-пожарный несет девочку (иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Пожар»). Она плачет: почему они с мамой оста­лись без квартиры, без вещей? Машень­ка задумалась. А вы хотите Леночке помочь? Что мы скажем ей? (Ответы?) Дав Леночке добрый совет, побежала Маша дальше.

На пути у нее - волшебное озеро. Чтобы через него переправиться, нужно определить его форму.

Девочка заметила, что по берегу озе­ра бегут дети (иллюстрация к сказке «Кукушка»). Они плачут и громко кри­чат: «Мама, не улетай!». Как вы думаете, что посоветовала Маша детям? (Отве­ты?) Попрощалась Маша с детьми и хотела бежать дальше, но увидела скачущего оленя, а на спине у него Герду. Та спросила Машу: не видела ли она Кая? Оказалось, она не знает, что ее любимый названый братец у Снежной Королевы. А вы, дети, знаете? Давайте вместе с Машей расскажем Герде эту историю. Дав Герде добрый совет, Маша попрощалась с ней и побежала дальше.

Неожиданно тропинка закончилась, а Машеньке предстоит еще долгий путь. Как быть? Мы поможем, сложив три ква­драта, получится продолжение тропинки (Дети выполняют задание?)

Дальше побежала девочка и встретила плачущего Ваню (иллюстрация к рассказу Л. Толстого «Косточка»), Рассказалмальчик ей про свою беду и спросил: как ему быть? Маша ответила. .. Как вы думаете, что она ответила Ване? (Предположения детей?)

Напути - болото. Какие интересные кочки! На каждой - цифра. Перебраться через болото можно, если переходить с кочки на кочку по порядку - от первой до десятой. Перешла Машенька болото увидела Ивана-царевича, который шел вслед за клубочком. Они разговорились , и Иван-царевич поведал Маше свою печаль. А девочка ему говорит. .. Чемона могла его утешить? (Предполо­жения детей?)

Пошел Иван-царевич дальше, а Машенькуптичий крик остановил. Подня­ла она голову и увидела дикого гуся, который щипал сороку. Кричит сорока, а гусь только сильнее нападает. Узнала девочка гуся из сказки «Айова» и сказала ему Вы догадались, что именно она сказала? (Предположения детей)

Айова взмыла вверх и полетела до­мой, а сорока обрадовалась тому, что жива, осталась, начала трещать, спрашивать Машу: кого она ищет в этом лесу? Рассказала девочка о своей беде. Сорока ответила, что избушка Бабы Яги рядом, и объяснила, как идти туда, но тут туман опустился, совсем ничего не видно ста­ло. Давайте поможем сориентировать­ся, куда дальше идти. (Задание на ориентировку в пространстве. )

Добежала девочка до избушки Бабы Яги, вошла в нее, схватила Ванюшу, но как дальше быть - не знает. А яблоки ей шепчут из корзины: «Мы яблоки не про­стые, а волшебные, мы тебя домой при­ведем. Закрой глаза! А теперь открой!».

Открыла Маша глаза - они с Ваню­шей уже у околицы, рядом с яблонькой стоят. Яблоки ей и говорят: «Мы тебя домой доставили, а ты нас на яблоньку, по­жалуйста, повесь».

Маша поблагодарила яблоньку за волшебные яблоки, а та и говорит: «Всем, кого на пути встретила, помогла ты, Маша, добрым советом. А почему же гуси-лебеди Ванюшку унесли?». Задума­лась Машенька. А как вы думаете?

В заключение занятия воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: как важно быть послушным!

После занятия дети составляют коллаж из кусочков ткани «Яблоня послушания».