Презентация программы "Взаимодействие психолога с педагогическим коллективом в ГОУ детский сад"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Программа является частью комплексного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса в группе раннего возраста в период адаптации. Система работы в данном направлении призвана обеспечить адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения с минимальными потерями в психическом, физическом и социальном здоровье.

На базе ГБОУ Детский сад №1804 «Ладушки» в 2010 году была разработана модель организации адаптационного периода для детей третьего года жизни и апробирована программа проведения игровых встреч с детьми и их родителями в течение первых 5 дней посещения детского сада. Опыт реализации программы показал ее высокую эффективность.

Вместе с тем, анализ данных, полученных в ходе мониторинга проведения игровых встреч с детьми и их родителями, показал необходимость разработки программы взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом, направленной на повышение эффективности решения задач психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса (педагогов, детей раннего возраста, родителей) в доадаптационный и адаптационный периоды. Каким должно быть это взаимодействие? В какой форме оно должно осуществляться, и какими признаками обладать?  Как придти к сотрудничеству и взаимопониманию?

 Концептуальной основой программы взаимодействия психолога с педагогическим коллективом стала  идея совместной деятельности. Психология совместной деятельности разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых: Г.М. Андреевой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. К признакам совместной деятельности, определяющим стратегию взаимодействия психолога с педагогическим коллективом,  относятся:

- единая цель участников деятельности;

- общая мотивация;

- объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);

- разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

- согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

 – управление (важный признак совместной деятельности);

- единый конечный результат;

- единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Такой уровень взаимодействия требует предварительной подготовки.

Чтобы обеспечить условия для осуществления совместной деятельности, появляется необходимость создания единой коммуникативной среды, которую характеризуют следующие параметры:

·         участники взаимодействия являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера;

·         в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;

  • в процессе коммуникации происходит взаимопонимание, которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;
  • общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;
  • информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;
  • коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;
  • у участников взаимодействия должно быть идентично понимание ситуации;
  • коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства.

 

Таким образом, на всех этапах программы, взаимодействие с педагогами необходимо строить на принципах сотрудничества и сотворчества. Совместное проведение игровых занятий для детей и их родителей, должно стать не только средством адаптации детей к детскому саду, но и высочайшей формой взаимодействия психолога с воспитателями – совместной деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_programmy.pptx609.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 1 «Совместная деятельность психолога и воспитателей в период адаптации детей к ДОУ» Психологическая программа взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в ГОУ детский сад 1

Слайд 2

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 2 ГБОУ детский сад №1804 «Ладушки »

Слайд 3

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 3 Единая деятельность Совместная деятельность – организованная система взаимодействия участников деятельности, направленная на эффективное достижение целей данной деятельности. Воспитатели Единый конечный результат Единая цель Единое пространство Общая мотивация Согласование и управление Психолог

Слайд 4

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 4 Задачи программы: Обеспечить условия для совместной деятельности (создание единой коммуникативной среды). Повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов. Оказать психологическую помощь и поддержку педагогам. Цель программы: подготовка и проведение адаптационных мероприятий в условиях совместной деятельности.

Слайд 5

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 5 Подготовительный этап На подготовительном этапе программы деятельность направлена на создание единой информационной среды, определяющей общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества (мотивационно-целевой аспект этапа) . Происходит обсуждение, согласование и выработка совместных решений. Педагоги и психолог становятся единомышленниками, включаются в одно общее дело. Воспитатели Психолог Единая коммуникативная среда

Слайд 6

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 6 Подготовительный этап На этом этапе необходимо согласовать время и тематику проведения адаптационных мероприятий, выработать схему взаимодействия педагогов и специалистов детского сада в период адаптации детей (операционально-технологический аспект этапа). Основная форма организации взаимодействия с педагогами на этом этапе – круглый стол.

Слайд 7

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 7 Консультативно-обучающий этап На консультативно-обучающем этапе на первый план выступает задача повышения уровня профессиональных компетенций педагогов. Программа предусматривает проведение тренинга «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . На этом этапе продолжает совершенствоваться единая коммуникативная среда: унифицируется содержание ключевых понятий и подходов, уточняются и по ходу работы корректируются совместные действия воспитателей и психолога по реализации программы адаптации детей к детскому саду, учитываются реальные возможности каждого для успешного достижения результатов.

Слайд 8

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 8 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . Всего 5 занятий, продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа, количество участников 4-10 человек. На тренинговые занятия приглашаются воспитатели 1-ой младшей группы, 2-ой младшей группы, старший воспитатель, специалисты: музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Слайд 9

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 9 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . Принципы взаимодействия: - стремление к единству целей - стремление к взаимопониманию - стремление к идентичному пониманию ситуации - совместное постижение темы занятий - наличие обратной связи - принятие мнения каждого участника - психологическая безопасность Структура тренинга: - предварительная часть (правила тренинга, анкетирование) - вводная часть (приветствие, разминка) - основная часть (игры, упражнения, беседы) - заключительная часть (рефлексия, релаксация) Правила тренинга: - общность интересов (принятие общих целей) - согласие на учебу (ответственность за достижение целей) - безопасность (бережное отношение к себе и другим) - активность (активное участие в предлагаемых занятиях, творческая активность)

Слайд 10

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 10 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . Занятие 1 «Ранний возраст» Занятие 2 «Общаемся с детьми» Занятие 3 «Общаемся с детьми (продолжение)» Занятие 4 «Общаемся с родителями» Занятие 5 «Подведем итоги» Основные задачи: Сплочение группы Мотивация группы Актуализация целей психолого-педагогического сопровождения Актуализация психолого-педагогических знаний Обучение приемам эффективного общения с детьми и родителями Обучение приемам эмоциональной саморегуляции

Слайд 11

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 11 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . В тренинге используются упражнения, ролевые, хороводные и дидактические игры, беседа, свободное высказывание мнений

Слайд 12

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 12 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . Хороводная игра «Любование» - одна из самых эффективных игр, направленная на снятие эмоционального напряжения при публичных выступлениях

Слайд 13

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 13 Тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми раннего (младшего дошкольного) возраста и их родителями» . Владение приемами саморегуляции – одна из составляющих психолого-педагогической компетентности

Слайд 14

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 14 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Репетиции адаптационных встреч Задачи: Обеспечить высокую согласованность действий, взаимопонимания и знание материала воспитателями и психологом. Подготовиться к проведению встреч. Подобрать материал и инвентарь. Проведение адаптационных встреч Задачи: Обеспечить успешную адаптацию детей, установить контакт с родителями и оказать им консультативную помощь. Оказать психологическую помощь и поддержку воспитателям. Совместная деятельность

Слайд 15

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 15 «Совместная деятельность с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к ДОУ» Количество мероприятий – 10, по 2 одинаковых мероприятия каждый день в течение 5 дней. Родители посещают д/с вместе с детьми первые 5 дней на 1 час. Группа делится пополам, дети приходят с одним родителем. План встреч Встреча 1 Встреча 2 Встреча 3 Встреча 4 Встреча 5 Тема «Давайте познакомимся» - День знакомства «Мы умеем делать сами» - День поделки « Я люблю свою лошадку» -День музыки Мой веселый звонкий мяч» - День физкультуры «Посадил дед репку» - День сказки

Слайд 16

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 16 «Совместная деятельность с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к ДОУ» Психолог и педагоги выступают как единый субъект деятельности

Слайд 17

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 17 «Совместная деятельность с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к ДОУ» У участников совместной деятельности было активное, заинтересованное, действенное отношение к проведению адаптационных встреч

Слайд 18

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 18 «Совместная деятельность с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к ДОУ» Уровень творческой активности был высоким. Действия участников были согласованными и организованными.

Слайд 19

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 19 «Совместная деятельность с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к ДОУ» Взаимодополняемость и взаимозаменяемость педагогов свидетельствовали о высокой степени структурированности деятельности. Каждый принял на себя личную и коллективную ответственность.

Слайд 20

Педагог-психолог ГБОУ детский сад №1804 "Ладушки" Т.Б.Круглова 20 Заключительный этап На заключительном этапе сотрудничества педагогов и психолога происходит оценка эффективности совместной деятельности, самоанализ деятельности и изучение затруднений. Форма организации взаимодействия — совещание, на котором обсуждаются результаты проведенных мероприятий и перспективы их дальнейшего развития. Администрация детского сада, педагоги и психолог оценили совместную деятельность психолога и воспитателей как наиболее эффективную форму взаимодействия. Родители высоко оценили организацию и проведение адаптационных встреч. Получен ценный опыт взаимодействия с педагогами на принципах совместной деятельности. Этот опыт уже используется в реализации проектов и программ в нашем детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы педагога-психолога с педагогическим коллективом МБДОУ / Презентация

           Методическая работа в ДОУ-важное условие повышения качества педагогического процесса.          Повседневное...

Работа психолога с педагогическим коллективом ДОО. Ошибки психолога в работе с педколлективом.

Дана характеристика основных видов профессиональной деятельности психолога с педагогическим коллективом ДОО. Перечислены характерные ошибки психолога в работе с педколлективом....

Использование печатной продукции во взаимодействии педагога-психолога и педагогического коллектива ДОУ.

Методическая разработка взаимодействия с педагогическим коллективом по психологическому  просвещению,  консультированию и профилактике эмоционального выгорания с использованием печатной прод...

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"

Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...

«Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом»

Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом. Не для кого, не секрет, что неотъемлемую часть работы психолога, составляет работа с педагогическим коллективом. Так как перв...

Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом в ДОУ

Главным условием эффективности работы педагога-психолога в ДОУ является грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в ДОУ представляется ...

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации

Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....