"Муха Цокотуха". Балет для детей дошкольного возраста.
методическая разработка по теме
Авторская постановка танцев для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muha_cokotuha.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №24 «Радуга»
Балет – сказка «Муха - Цокотуха»
(Авторская постановка танцевальных композиций из опыта работы музыкального руководителя
Шушпановой Ольги Александровны)
г. Туапсе
Уважаемы коллеги!
Хочу поделиться с вами своим опытом по подготовке и проведению нетрадиционной формы работы балета – сказки: «Муха – Цокотуха» Основной целью данной работы стало приобщение детей к миру прекрасного, к искусству посредством использования классической музыки. Однако мной были преследованы и другие немаловажные задачи: помочь детям выразить себя в исполняемой роли, развивая тем самым исполнительские навыки; приобретение опыта выступления перед зрителями; вызвать положительный эмоциональный отклик детей в процессе подготовки к балету и в момент выступления. Считаю, что реализация этих задач явилось главным результатом моей работы, а также огромное желание детей участвовать в таких мероприятиях привело к качеству исполнительских номеров.
Итак, как все начиналось…..
В нашем дошкольном учреждении была запланирована и проведена Книжкина неделя по произведениям замечательного детского писателя К.И. Чуковского. Итоговым мероприятием определили балет – сказку «Муха - Цокотуха». Воспитатели познакомили ребят с этой сказкой, инсценировали отрывки, где дети обменивались ролями. Затем к ребятам пришла Фея Искусств и рассказала о балете. Видя интерес детей к этому виду искусства, Фея предложила поставить балет в детском саду. Конечно, ребята охотно согласились и принялись выбирать «артистов».
Как распределялись роли…
Детям были предложены следующие роли: Муха – Цокотуха, две бабочки, две блошки, Тараканище, Муравей, Стрекоза, Кузнечик, Божьи Коровки, Паук и Комар. Сначала я предложила детям выбрать роль по желанию, чтобы узнать отношение детей к героям сказки. Оказалось, что трое хотели быть Мухой – Цокотухой, четверо – бабочками, трое пауком, и т. д. Вопрос заключался в том, как сделать, чтобы данная ребенку роль устраивала его, чтобы в роли он чувствовал себя комфортно, чтобы у ребенка не возникло негативной реакции к исполняемой роли. Выход нашелся: мы с ребятами стали подбирать роль, которая соответствовала бы характеру, темпераменту и физическим качествам ребенка, например:
- Ребята, посмотрите, какая у нас Диана: глазки черненькие, волосы черные, длинные и блестящие, сама она очень легкая и подвижная. Вот – вот взлетит! Как вы думаете подойдет ли ей роль блошки? (ответы детей). А бабочки? (ответы детей). В итоге все вместе пришли к выводу, что Диане лучше всего подойдет роль Мухи – Цокотухи. Аналогично были распределены и остальные роли.
В нашем детском саду есть ребята, которые посещают балетную студию и секцию художественной гимнастики. И мне захотелось провести следующий эксперимент, что если для постановки балета отобрать детей, посещающих и непосещающих данные студии. Будет ли видна разница в подготовке номеров, улучшатся ли танцевальные навыки детей, посещающих только детский сад? Конечно же, с подготовленными детьми репетиции проходили легче. Но в ходе занятий ярко прослеживалось, что дети непосещающие секции и студии стремились выполнить движения также хорошо, как и другие дети. Ребята подтягивались за своими товарищами, самостоятельно отрабатывая свои движения. В итоге, с помощью моих указаний и поощрений дети достигли высоких результатов. В общей массе и те, и другие гармонично дополняли друг друга, и балет превратился в красивое и яркое зрелище.
Хочется подчеркнуть еще одну очень важную особенность в подготовке этого мероприятия, то, что в балете принимали участие дети разного возраста от 3.5 до 7 лет. В результате этого, делаю вывод, что все дети, принявшие участие в балете творчески одаренные, способные выразить свое восприятие и понимание музыки в пластике, движениях. Каждый ребенок был оригинален и имел свою манеру исполнения.
Как подбиралась музыка….
Каждый ребенок высказался о том, какой характер музыки подойдет для его роли. Детям было предложено несколько отрывков из популярных произведений классической музыки. Исходя из приобретенных детьми навыков по слушанию музыки, они почти безошибочно выбрали для своих ролей музыку, например:
Бабочки - вальс «К Элизе» Л. Бетховена;
Блошки – «Шутка» И. Баха;
Тараканище – «Рондо - марш» Ф. Моцарта;
Паук - «Баба - Яга» А. Ледова;
Комар – «Полет шмеля» Н. Римского – Корсакова, и т.д.
Как разучивались движения….
Балет состоял из 9 танцевальных композиций:
1. «Муха ждет гостей»
2. «Блошки»
3. «Бабочки»
4. «Тараканище»
5. «Гости»
6. «Злой паук»
7. «Бой комара с пауком»
8. «Комар - победитель»
9. «Веселье»
Танцевальные композиции разучивались с каждым ребенком отдельно. Необходимым условием являлось умение детей двигаться на носочках как в настоящем балете. По продолжительности времени танцевальные композиции детей были недолгими, поэтому дети не уставали. На одном занятии разучивались и отрабатывались до выразительного исполнения 1-2 движения. Одновременно проводилась работа по слуховому восприятию, где дети учились выполнять движения под конкретный отрывок музыки. Дополняли танцевальные движения пантомима, мимика, жесты, что помогло каждому исполнителю более ярко раскрыть характер своего сказочного персонажа.
Когда движения были отработаны, разучены танцевальные композиции, дети собрались все вместе для того, чтобы научиться исполнять общие сцены: приходить к Мухе – Цокотухе на день рождение, вручать ей подарки, угощаться, прятаться от паука и устраивать общее веселье после освобождения Мухи из плена (заключительный танец – «Полька»)
В процессе подготовки к балету обратила внимание, что дети без напряжения разучивали и отрабатывали движения, поскольку все движения были доступны, соответствовали возрастным особенностям и дети выполняли их с удовольствием и даже просили «позаниматься с ними еще». Двое девочек, исполняющих роль блошек, посещают секцию художественной гимнастики. Вместе с ними мы выбрали несколько элементов из их композиций и включили их в танец. Получился интересный танцевальный номер.
Как готовились костюмы, атрибуты, декорации, оформление…..
К балету – сказке готовились всем педагогическим коллективом. Силами педагогов были изготовлены яркие, красочные атрибуты ( монетка, сапожки для блошек, фонарик, паутина); декорации ( лес, базар, накрытый к празднику стол, и т.д.). Дополняла декорации красочно оформленная центральная стена в виде полянки с цветами и бабочками, а также нежно голубыми облаками и ярким солнцем и радугой. Костюмы для сказочных героев были изготовлены силами родителей и воспитателей. Все костюмы смотрелись ярко, красочно и эстетично.
На открытый показ балета были приглашены музыкальные руководители, педагоги, методисты и заведующие со всех детских садов города. Им были вручены пригласительные программки.
Все дети нашего детского сада, родители , педагоги и гости получили огромное удовольствие от зрелищного мероприятия, но больше всего его получили сами участники. Их приподнятое и радостное настроение трудно было не заметить. А в момент выступления маленькие артисты были на высоте. Каждый из них был ярко перевоплощен в свой образ, дети очень выразительно, четко под музыку выполняли свой номер и общие сцены.
По окончании балета, зрители громко аплодировали артистам и кричали «Браво!», а качестве поощрения участникам балета были вручены сладкие призы.
Танцевальная композиция №1 «Муха ждет гостей»
муз.А. «Муха» выбегает из – за ширмы легким мелким бегом на носочках, выполняет бег
змейкой одновременно помахивая руками, опущенными вниз (как бы летит)
муз.Б. Останавливается в центре , скрещивает правую ногу, ставя ее на носок и как бы
отталкиваясь ею, выполняет полный круг на пятке, после чего делает прыжок на
месте – ноги и руки в стороны. (движение повторяется 2 раза)
муз.В. Движется по кругу большими прыжками на носках, поочередно меняя ноги.
Берет в руки монетку, держа ее вверху над головой, кружится на носках 2 круга.
Затем мелкими шагами, поставив левую ногу за правую, движется на носках,
приближаясь к «базару». Берет самовар.
муз.Г. Бежит с самоваром боком мелкими шагами чередуя бег с кружением на носочках
приближаясь к центру зала. Скрестив ноги, прыгает спиной
Танцевальная композиция №2 «Блошки»
(отрывок из музыкального произведения И.С. Баха «Шутка»)
муз. А. «Блошки» (две девочки) выбегают из – за ширмы на носочках, взявшись за руки и
разбегаются каждая на свою дорожку. Пробегая вдоль боковой стены змейкой,
останавливаются.
муз. Б. Подняв высоко правую ногу вверх, придерживая ее рукой, кружатся на левой ноге
2 круга.
муз. В. Бегут мимо друг друга и останавливаясь выполняют ласточку в прыжке, хорошо
прогибая спину. Затем бегут обратно и выполняют тоже самое.
муз. Г. Выполняют движение «колесо» каждый в свою сторону и обратно.
муз. Д. Встречаются в центре, выполняют «звездочку» вправо, влево на носках и делают
«уточку».
муз. Е. Плавно встают, бегут за подарками, вручают их мухе и после приглашения
садятся за стол и угощаются.
Танцевальная композиция №3 «Бабочки»
(отрывок из музыкального произведения Л.В. Бетховена «К Элизе»)
муз. А. «Бабочки» (две девочки) выбегают из – за ширмы на носочках, помахивая руками,
бегут через центр.
муз. Б. Останавливаются одна за другой. Выполняют прыжки в ласточке в разные
стороны (4 раза)
муз. В. Одна присаживается плавно на колено и «закрывается» руками. Другая бабочка
кружась вокруг нее и одновременно вокруг себя, выполняет волнообразные
движения руками. Затем они меняются местами и выполняют тоже самое.
муз. Г. На носках, большими прыжками «бабочки» удаляются друг от друга, как бы
разлетаясь, и замирают в следующей позе: левая нога отставлена назад, левая рука
опущена и отведена чуть в сторону, правая рука поднята вверх, кисти рук красиво
изогнуты.
муз. Д. «Бабочки » встречаются также как и разлетались и повернувшись друг к другу
боком, поставив руки друг другу на пояс, кружатся в одну затем, поменяв
положение рук, в другую стороны.
муз. Е. Остановившись, друг против друга, ставят руки на пояс друг другу. Выполняют
«ласточку» правой, а затем левой ногой.
муз. Ж. Выполняют реверанс в разные стороны (3 раза). «Улетают» за подарками,
вручают их мухе, и после приглашения садятся за стол и угощаются.
Танцевальная композиция №4 «Тараканище»
(отрывок из музыкального произведения «Рондо – марш» А. Моцарт)
муз. А. «Таракан» выбегает из – за ширмы. Руки вытянуты вперед, скрещены, пальцы
расставлены и шевелятся.
муз. Б. Остановившись в центре зала, кружится на носках в правую сторону, руки
остаются в том же положении.
муз. В. Выполняет прыжки вправо, с поочередной сменой ног: вперед – назад (2 раза).
Руки в том же положении.
муз. Г. Прыгает на носке правой ноги, левая нога выпрямлена и отведена назад – вверх.
Руки сзади, ладошки соединены. То же выполняется в левую сторону и другой
ногой.
муз. Д. И.п. ноги вместе, руки скрещены, ладошками лежат на плечах. Выполняется
прыжок, разводятся руки в стороны, ладошками вверх, одновременно притопывая
несколько раз ногами. Затем прыжком с притопами возвращается в и.п. (движение
выполняется 2 раза)
муз. Е. Кружится на носках вправо, скрестив вытянутые руки перед собой и шевеля
пальцами. Бежит на носках спиной, руки в том же положении.
муз. Ж. Идет большими шагами на носках, руки так же. Берет подарок, вручает мухе и
после приглашения садиться за стол и угощается.
Танцевальная композиция №5 «Гости»
муз. А. Муравей, Стрекоза, Кузнечик и две Божьи Коровки появляются из – за ширмы
друг за другом.
Муравей бежит на носках, согнув локти, поочередно помахивая кистями рук.
Остальные, помахивая руками, бегут за ним. Все разбегаются на условные места:
Муравей вправо, Кузнечик влево, Стрекоза вперед, Божьи Коровки сзади в
«окошках» между ними.
муз. Б. Все кружатся на носках вправо, помахивая руками. Муравей, Стрекоза и кузнечик
плавно присаживаются на колено, Божьи Коровки, пролетая в «окошки», оббегают
Муравья и Кузнечика по 2 раза и удаляются на свои места, продолжая кружиться.
муз. В. Стрекоза отбегает на носках назад, плавно помахивая руками. Муравей и
Кузнечик подбегают к ней мелким бегом на носках и ставят руки Стрекозе на
пояс, отставив при этом правую ногу назад на носок. Стрекоза в это время
выполняет «ласточку».
муз. Г. Муравей, Стрекоза и Кузнечик делают «воротца», отставив правую ногу назад.
Божьи Коровки пробегают в «воротца»
муз. Д. Божьи Коровки на носочках кружатся звездочкой вправо, потом влево. Муравей,
стрекоза и кузнечик при этом выполняют «реверанс» вправо, влево, вправо.
муз. Е. Все кружатся и останавливаются лицом в круг. Выполняют ласточку то на одной,
то на другой ноге. Затем поочередно, то правой, то левой ногой выполняют по два
удара носочком об пол, одновременно плавно помахивая руками над той ногой,
которая ударяет носочком.
муз. Ж. Все кружатся на носочках вправо, убегают мелким бегом на носках за подарками,
вручают их мухе, после приглашения усаживаются за стол и угощаются.
Танцевальная композиция № 6. «Злой Паук»
(отрывок из музыкального произведения «Баба - яга» А. Ледова)
муз. А. Паук идет из – за ширмы на носках, колени разведены в стороны, руки тоже, и
согнуты в локтях. Кисти рук свободно висят. Выражение лица злобное.
муз. Б. Кружится в этом положении на носках вправо, затем бежит вперед, снова
кружится, но уже прыжками на носках.
муз. В. Направляется к Мухе – цокотухе, которая увидев Паука спряталась у боковой
центральной стены.
муз. Г. Взяв Муху за руку, Паук в своем положении выводит ее на центр. Муха бежит на
носочках, как бы сопротивляясь, помахивает руками.
муз. Д. Паук кружит Муху за руку. Оба кружатся на вытянутых руках. Затем Паук
раскручивает ее рукой. Муха кружится под рукой у Паука, который находится в
своем положении.
муз. Е. Паук, обхватив Муху вокруг пояса, кружит ее. Затем они останавливаются: Паук
напротив Мухи, Муха спиной к центральной стене. Паук лицом к Мухе.
муз. Ж. Паук плавными движениями, как бы толкая Муху, направляет ее в угол, где висит
паутина. Муха на носочках. помахивая руками, отбегает назад (спиной) и
присаживается.
муз. З. Паук выбегает снова в центр и бежит к боковой стене, присаживается: колени
разведены, локти рук согнуты, выражение лица грозное. Паук как бы затаился.
(Гости в начале этой композиции выбегают на носочках из – за стола и прячутся, кто куда, дрожат от страха)
Танцевальная композиция № 7 «Бой Комара с Пауком»
(отрывок из музыкального произведения «Полет шмеля» Н. Римского – Корсакова)
муз.А. Из – за ширмы на носочках с фонариком в руках , выбегает Комар помахивая внизу одной рукой (комар летит). Останавливается в центре зала, рука с фонариком вверху.
муз. Б. Делает шаг влево, перекладывает фонарик в другую руку и отставляет правую ногу на носок в сторону, то же в другую сторону (движение повторяется 2 раза).
муз.В. Движется вправо на носках, правая рука с фонариком вверху, левая отведена назад. Телом выполняет волнообразные движения, то же в другую сторону (движение выполняется 2 раза)
муз. Г. Комар ставит фонарь на пол, достает меч, надвигается на Паука. Затем Паук наступает на Комара, тот отбегает назад (движение повторяется 2 раза). Затем Паук поворачивается спиной к центральной стене, Комар решительно наступает. Паук пятится назад, оба заходят за ширму.
Танцевальная композиция № 8 «Веселье» (общая сцена)
муз. А. Все участники встают и хлопают в ладоши. Комар, маршируя решительным
шагом направляется к Мухе, которая сидит в углу. Берет ее за руку и выводит в
центр.
муз. Б. Комар присаживается на колено, ставит левую руку назад, правую подает Мухе,
которая обегает вокруг Комара.
муз. В. Все участники балета встают парами (лодочкой) и движутся по кругу боковым
галопом на носках. Затем, помахивая руками, выполняют прыжки друг от друга
(3 раза), затем друг к другу (3 раза).
муз. Г. Все, кто стоят внутри круга делают «домик», кто за кругом – кружатся под рукой.
муз. Д. Вытянув руки вперед, ладошка на ладошку, идут парами по кругу, затем
проходят через центр парами, останавливаются.
муз. Е. Правая колонна движется вправо, левая влево, встречаются в центре в полукруге, соединив руки.
муз. Ж. Проходят вперед со сцепленными руками вверху, останавливаясь, делают поклон.
(движение выполняется 2 раза)
муз. З. Разъединяют руки и машут ими над головой, как бы прощаясь. Затем друг за
другом выбегают из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
весенний праздник для детей дошкольного возраста"В ГОСТЯХ У МУХИ-ЦОКОТУХИ"
сценарий для детских садов...
"Муха -цокотуха" Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возрастаКак сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красо...
Сценарий музыкального спектакля "Муха-Цокотуха" для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Сценарий музыкального спектакля "Муха-Цокотуха" для детей дошкольного возраста 6-7 лет....
Разработка сценария музыкальной сказки для детей средней группы «Муха – Цокотуха». Цель: Развить сценическое творчество детей дошкольного возраста средствами театрализованных и музыкальных игр-представлений. Задачи: Способствовать развитию творческо
Разработка сценария музыкальной сказки для детей средней группы «Муха – Цокотуха». Цель: Развить сценическое творчество детей дошкольного возраста средствами театрализованн...
Конспект занятия к 140-летию со дня рождения детского писателя К. И. Чуковского с использованием сказки «Муха-Цокотуха» в разновозрастной группе старшего возраста.
Общеразвивающие задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному подража...
Муха-цокотуха сценарий для старшего дошкольного возраста
Музыкальная инсценировка сказки "Муха-цокотуха"...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест-игра «Как Мухе-Цокотухе покупали самовар» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о...