Опыт работы "Организация православных праздников как одна из форм духовного воспиатния дошкольников"
материал (старшая группа) по теме

Гулина Нина Ивановна

В опыте работы представлена система работы по подготовке и проведению праздников Русской православной церкви. Участники праздников - дети, посещающие кружок "Роднички православия" (старший возраст), а также их родители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_gulinoy_ni.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

городского округа города Котельнича

Кировской области

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ

ПРАЗДНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гулина Нина Ивановна,

музыкальный руководитель

высшая квалификационная категория

стаж работы 39 лет

                   

2011 г.

«Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8)

Наверное, нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое называется – наши дети. Это будущее в существенной степени зависит от нас, от того, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим, и какие примеры им подарим.

Православное воспитание получает сегодня в России гражданские права. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступая на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» 15 февраля 2009г. отметил: «…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

Радует, что в общеобразовательных школах вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого являются «Основы православной культуры». И это неслучайно. В России сейчас налицо нравственный и идеологический кризис. Он должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глубине, ибо, что он такое, как не кризис наших душ.

С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности. Школе и детскому саду завтрашнего дня нужны педагоги духовного склада, способные к самосовершенствованию, стремящиеся к истине, правде, добру и красоте.

В советское время давали умственное и нравственное образование без веры в Бога. Сейчас мы пожинаем плоды, которые сеяли многие годы. Мы понимаем, что человек нравственный хорошо воспитан, умен, он знает и выполняет основные правила и нормы поведения в обществе. Но другое дело человек духовный, благочестивый.  Его нравственность опирается на законы совести, законы высшего бытия. Понятие «духовность» очень сложное и многогранное, оно имеет древнее церковное происхождение. Дух есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Духовность – это степень совершенства душ каждого человека по отношению к христианскому идеалу. Сейчас мы понимаем, почему в России во главу угла всегда ставилось духовно-нравственное воспитание, потому что нравственность без духа невозможна. Нравственность – это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовный, благоговейный человек – это особый образ человека, а образование – это открытие духовного в человеке. В одном из царских постановлений Российского императора Николая II говорится: «Подтверждаю Мое требование, чтобы в школах с образованием юношества соединялось воспитание, его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье».

Однако, сколько времени упущено за последнее столетие, целое поколение наших сограждан воспитано на идеях социализма, в основе которого был положен атеизм. Целенаправленные воспитательные программы, которые ограниченно сопровождали весь образовательный процесс, постепенно сошли на нет. В современной школе всё внимание сосредоточено в основном на обучении. Казалось бы, всюду говорится об актуальности нравственного возрождения России. Однако, мы видим как средства массовой информации, Интернет, повсеместная реклама, реальная жизнь общества насаждают насилие, агрессию, себялюбие и полную безответственность. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного “общества потребления” оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи. В последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Одна из основных причин проблем современного общества тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством людей. Очевидно, что духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения под угрозой, поэтому откладывать духовное воспитание детей и подростков до позднего времени, это значит подвергать их крайней опасности. Надо вместе противостоять невежеству и развращению наших детей. 

«Нравственное воспитание – это не только сообщение определенной информации, это воспитание воли. Если человек воспитан на нравственных принципах, он сможет преодолеть среду, и тогда поколение за поколением изменится общество, воспитанное на советском цинизме. Не надо думать, что человек чистый в безнравственной среде будет беспомощным, и что ему лучше было бы быть грязным» - из выступления протоиерей Всеволода Чаплина на пресс-конференции «Преподавание основ религиозных культур и светской этики в школах: предварительные итоги и перспективы» 23 марта 2011 года в ИТАР-ТАСС.   В этом священник видит залог выживания России. 

Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка душеспасительную атмосферу, дать пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.

Алексей Алексеевич Ухтомский, известный советский академик был монахом, тайным епископом. Он говорил, что мир, в котором ты живешь, это мир, который ты заслужил. Потому что чистых чувств у людей встретить невозможно, чистые чувства есть только у детей. Всего легче соблазнить душу дитяти: она так проста и так восприимчива.

Дитя не знает по опыту пагубных последствий заблуждения и порока; оно не подозревает ни в ком обмана и отдается каждому впечатлению. Поэтому, сердце ребенка открыто и непорочно. Чем наполнено будет это сердце зависит от нас – взрослых.  

Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.

По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы православной культуры в дошкольном учреждении. Исходя из данных убеждений, организовала опрос родителей, цель которого: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения на правах кружка основ православной культуры и нравственности. Поскольку работа по данному направлению начинается со старшей группы, такой опрос провожу ежегодно в начале учебного года. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что православное воспитание не просто востребовано родителями, некоторые, зная опыт детского сада, сами обращаются с просьбами о включении ребенка в состав кружковцев. Во многом это объясняется тем, что родители являются прихожанами храма нашего города и многим многодетным семьям известен опыт работы детского сада.

В течение девяти лет в нашем детском саду проходит работа по православному воспитанию детей. Основатель православного кружка – Журавлев Олег Васильевич, миссионер, певчий Свято-Никольского храма. Радует, что наша работа находит поддержку Управления образования города Котельнича, администрации детского сада, наших родителей. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Педагогическая деятельность в этом направлении проходит при духовном наставничестве  протоиерея отца Владимира (Кряжевских) и финансовой поддержке Свято-Никольского храма города Котельнича. Являясь руководителем православного кружка с 2009 года, я  организую и координирую его работу, а как музыкальный руководитель отвечаю за подготовку и проведение итоговых мероприятий - праздников и развлечений.

Наш кружок носит  название «Роднички православия». Слово «родник» мы понимаем образно: как источник той духовной чистой воды, проистекающей от учения православной церкви  и дающей радость для коллективного творческого бытия детей и взрослых. А дух чистый и кроткий творит себе жилище, полное красоты и нежности, любви и гармонии. За основу педагогической деятельности взята программа «Основы православной культуры», автор А.В.Бородина и методические рекомендации Р.Ю.Киркас «Православное воспитание детей дошкольного возраста». Программа адаптирована к условиям детского сада и реализуется как дополнительная образовательная услуга.  Посещают кружок дети,  крещеные в православной церкви, с согласия их родителей.  Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на два года обучения.

В описываемом опыте хотелось бы остановиться на организации православных праздников, как итоговых мероприятиях образовательной и воспитательной педагогической деятельности. Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Эти праздники, обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Считаю, что праздник - это повод ребёнку проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых  и детей, объединенных общими действиями, переживаниями. Отмечу, что активными участниками праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги,  воспитанники и родители. Для  проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки, подготовленные детьми, посещающими православный кружок.

При организации православных праздников ставлю перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

  1. Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
  2. Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному городу, Отечеству.
  3. Помочь родителям осознать ответственность за воспитание  детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
  4. Познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями.

Руководствуюсь следующими педагогическими принципами:

  1. высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;
  2. искреннее, чуткое отношение к детям;
  3. наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;
  4. формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
  5. закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
  6. взаимодействие с социальными партнерами: семьей, воскресной школой Свято-Никольского храма, Детским Центром культуры, Центром дополнительного образования, редакцией газеты «Земля Вятская»;
  7. непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;
  8. положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.

Классическая древность завещала нам три основных правила ораторского искусства, которых стараюсь придерживаться  при организации работы с детьми и родителями:

  1. Педагог должен иметь своей задачей учить, трогать или приводить в движение, то есть одновременно действовать на три главные способности человеческой души – ум, чувство и волю.
  2. Безнравственный человек не может стать истинным педагогом.
  3. Речь педагога должна отличаться такою прозрачной ясностью, чтобы он не только мог быть понятым, но чтобы его нельзя было не понять.

Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:

  1. Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария  – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Использую ресурсы Интернет, библиотеки воскресной школы Свято-Никольского храма, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы методического кабинета детского сада. Очень интересны и доступны детям рассказы детской странички газеты «Вера», журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Православная радуга», «Свечечка» библиотеки детского сада.
  2. Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Рассматривание, знакомство с ней происходит на занятия кружка, а так же во время экскурсии в храм. Вместе с детьми украшаем икону к празднику, формируя особое благоговейное к ней отношение. Любой праздник начинается с оформления зала. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки, праздник Пасхи мы празднуем в ярких радостных тонах, а в день Казанской иконы  Пресвятой Богородицы в зале присутствует символика России.
  3. Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
  4. Обогащение знаний и представлений детей происходит как на занятиях кружка, так и при посещении храма, в свободной деятельности. Использую методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.
  5. Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания. Накануне приглашаем родителей принять участие в празднике, размещаем красочное поздравление.

Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем.

Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней и угощения, и подарки, и различные сюрпризы. Дети инсценируют Рождественскую сказку о доброй девочке, которая так ждет праздника и готовится к нему вместе с друзьями – лесными жителями. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более, что под елкой каждого ждет свой «чудесный сапожок» со сладостями.

Праздник всех праздников - «Святая Пасха».  При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда.  Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. А участники православного кружка радуют всех зрителей Пасхальной сказкой. Конкурсы, викторины, песни, хороводы – всё в этот день веселит участников праздника.

В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Этот праздник проходит 8 июля, он имеет прекрасный нежный символ – ромашку. В Концепции празднования Дня семьи, любви и верности, предложенной на государственном уровне в Год семьи (2008), обозначена главная задача праздника. Она состоит в том, чтобы со временем он занял своё, уникальное место в сознании российского народа, особенно молодежи, потеснив чуждые, прозападные аналоги.   Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.

Структура  каждого праздника подчинена установленным правилам и традициям:

  1. Целеполагание. Цель проведения праздника, как правило, направлена на создание праздничного радостного настроения, формирование основ православной культуры, духовных и нравственных ценностей.
  2. Формулировка задач определяется в зависимости от содержания праздника, возрастных особенностей детей, возникших интересов, накопленных знаний, запросов и потребностей участников образовательного процесса.
  3. Структура праздника зависит от места проведения (групповая, зал, участки детского сада), степени активизации участников (в основе активное участие детей, либо детей и родителей). На мой взгляд, православные праздники по своему содержанию являются нетрадиционными, поэтому каждый из них по-своему уникален.
  4. Начинается православный праздник с благословения духовного наставника.
  5. Участниками праздника являются все воспитанники старших групп (по согласию родителей) и желающие родители.
  6. Методы и приемы, используемые педагогами, соответствуют возрасту детей, а содержание опирается на православные традиции.
  7. Предполагаемый результат соответствует поставленным выше задачам.
  8. О подготовке и проведении праздника освящается в собственной газете детского сада «Детсадовские вести».

Результат нашей работы - участие в областном фестивале «Пасха на Вятских увалах». Дети и взрослые с особой ответственностью готовятся к этому мероприятию, участие в котором стало традиционным на протяжении 8 лет. В 2007 году наши воспитанники по приглашению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа приветствовали участников торжества, посвященного 350-летию Вятской епархии. Думаю, что для детей и их родителей эти концерты и творческие встречи запомнятся на всю жизнь и станут зерном духовности в будущем.

Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на мой взгляд,  сложно измерить духовность человека вообще, тем более у маленького христианина. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век): «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.

В детском саду накоплен богатый педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию, который активно пропагандируется на уровне города и области.

Педагогический коллектив детского сада – участник межрегиональной научно-практической конференции «Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы» в 2007 году. Опыт педагогов опубликован в сборнике материалов конференции, методические разработки праздников в детском саду в сборнике «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», Киров, 2009 год.

Инновационный опыт «Православие – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников» отмечен дипломом второй степени областного профессионального конкурса «Мои инновации в образовании» в 2008 году.

В 2009 году в рамках областной экспериментальной площадки «Социально-нравственное воспитание дошкольников» под руководством к.п.н. Клековкиной Т.П., преподавателя Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кировской области, на базе нашего детского сада прошел областной семинар.  Участники семинара представители духовенства, администрации города, коллеги из дошкольных образовательных учреждений города и области в ходе дискуссии стали участниками дискуссии на тему «Путь к духовно-нравственному возрождению через необходимость возвращения нравственных законов, заложенных в заповедях и вере православной».

Педагоги нашего детского сада – участники ежегодных Трифиновских чтений в городе Вятке.

На мой взгляд, результатом работы можно считать возросшую активность педагогов, детей и родителей  в организации и проведении православных праздников. Педагоги всегда первые помощники в подборе материалов к празднику, оформлении зала, изготовлении костюмов, а дети и родители – активные исполнители ролей, участники выставок и конкурсов.

Единство и соборность православных людей видна, поэтому после детского сада дети не расстаются, они встречаются в храме, идут учиться в один класс, порой даже семьи находят общие интересы и налаживают дальнейшие духовные контакты.

В заключение хочется добавить слова К.Д.Ушинского: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».

Используемая литература

  1. Концепция православного дошкольного образования, 1993г.
  2. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург, Санин, 2004год.
  3. Склярова Т.В., Янушкевичене О.Л. - Возрастная педагогика и психология. Московский Издательский Дом “Покров” 2004 год.
  4. Ушинский К.Д. - Родное слово, Москва, “Лествица”, 1999 год.
  5. Сурова Л.В. «Православная школа сегодня», Москва, 1996г.
  6. А.В.Бородина Основы православной культуры», Москва, «Православная педагогика», 2003г.
  7. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, 2007г.
  8. Алексеева А.А. «О двенадцатых Международных Рождественских образовательных чтениях», журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2004г.
  9. Алексеева А.А. «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12, 2004г.
  10. Сурова Л.В., программа «Введение в предание».
  11. Материалы конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Газета «Русь державная», №1, №11, 2008г.
  12. Сборники «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Церковные праздники».
  13. Опыт духовно-нравственного воспитания детских садов г.Ступино Московской области, №1 «Дюймовочка» ст.Павловской Краснодарского края
  14. Журналы «Дошкольное воспитание», «Свечечка», «Православная радуга», «Божий мир», православная газета Севера России «Вера», «Духовно-нравственное воспитание».

Демонстрация опыта в педагогическом сообществе

(конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)

Год участия, уровень

мероприятия

Название мероприятия

Результативность

2006г.

областной

фестиваль «Пасха на Вятских увалах»

благодарственное письмо от 30.04.2006

2006г.

городской

смотр-конкурс материалов педагогического опыта

почетная грамота, приказ №29 от 03.02.2006

2007г.

межрегиональный

научно-практическая конференция «Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы»

публикация «Музыкальный фольклор как средство повышения нравственно-эстетического воспитания дошкольников» в сборнике    материалов конференции

2008г.

областной

инновационный опыт «Православие – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников»

диплом второй степени областного профессионального конкурса «Мои инновации в образовании»

2009г.

городской

фестиваль-конкурс «Радуга над вяткой»

диплом второй степени за сохранение народных традиций и воспитание любви к родному краю, распоряжение №30 от 04.04.2009

2009г.

областной

фестиваль «Пасха на Вятских увалах»

благодарственное письмо от 26.04.2009

2009г.

областной

экспериментальная площадка «Социально-нравственное воспитание дошкольников» под руководством к.п.н. Клековкиной Т.П., КИПК и ПРО, г.Киров

дискуссия на тему «Путь к духовно-нравственному возрождению через необходимость возвращения нравственных законов, заложенных в заповедях и вере православной»

2010г.

городской

фестиваль народного творчества «Салют Победы»

диплом, апрель, 2010

2010г.

областной

фестиваль «Пасха на Вятских увалах»

благодарственное письмо от 24.04.2010

2011г.

городской

фестиваль-конкурс народного творчества «Вот такте мы, вятские»

диплом, распоряжение №20 от 15.04.2011

2011г.

областной

фестиваль «Пасха на Вятских увалах»

диплом от 15.05.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника

В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...

Проект "Православные праздники как средство формирования творческой духовно-нравственной личности"

Уважаемые педагоги, духовное здоровье наших детей зависит от нас!!...

Традиция проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Главным средством духовно-нравственного и патриотического развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового ц...

Проектная деятельность, как одна из форм духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ТНР

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...

Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, поэтому в на...

Презентация опыта работы "Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Презентация опыта работы воспитателей и старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"...