Опыт работы "Организация православных праздников как одна из форм духовного воспиатния дошкольников"
материал (старшая группа) по теме
В опыте работы представлена система работы по подготовке и проведению праздников Русской православной церкви. Участники праздников - дети, посещающие кружок "Роднички православия" (старший возраст), а также их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_gulinoy_ni.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
городского округа города Котельнича
Кировской области
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ
ПРАЗДНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гулина Нина Ивановна,
музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория
стаж работы 39 лет
2011 г.
«Дух дышит, где хочет» (Иоан.3:8)
Наверное, нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое называется – наши дети. Это будущее в существенной степени зависит от нас, от того, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим, и какие примеры им подарим.
Православное воспитание получает сегодня в России гражданские права. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступая на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» 15 февраля 2009г. отметил: «…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».
Радует, что в общеобразовательных школах вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого являются «Основы православной культуры». И это неслучайно. В России сейчас налицо нравственный и идеологический кризис. Он должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глубине, ибо, что он такое, как не кризис наших душ.
С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности. Школе и детскому саду завтрашнего дня нужны педагоги духовного склада, способные к самосовершенствованию, стремящиеся к истине, правде, добру и красоте.
В советское время давали умственное и нравственное образование без веры в Бога. Сейчас мы пожинаем плоды, которые сеяли многие годы. Мы понимаем, что человек нравственный хорошо воспитан, умен, он знает и выполняет основные правила и нормы поведения в обществе. Но другое дело человек духовный, благочестивый. Его нравственность опирается на законы совести, законы высшего бытия. Понятие «духовность» очень сложное и многогранное, оно имеет древнее церковное происхождение. Дух есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Духовность – это степень совершенства душ каждого человека по отношению к христианскому идеалу. Сейчас мы понимаем, почему в России во главу угла всегда ставилось духовно-нравственное воспитание, потому что нравственность без духа невозможна. Нравственность – это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовный, благоговейный человек – это особый образ человека, а образование – это открытие духовного в человеке. В одном из царских постановлений Российского императора Николая II говорится: «Подтверждаю Мое требование, чтобы в школах с образованием юношества соединялось воспитание, его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье».
Однако, сколько времени упущено за последнее столетие, целое поколение наших сограждан воспитано на идеях социализма, в основе которого был положен атеизм. Целенаправленные воспитательные программы, которые ограниченно сопровождали весь образовательный процесс, постепенно сошли на нет. В современной школе всё внимание сосредоточено в основном на обучении. Казалось бы, всюду говорится об актуальности нравственного возрождения России. Однако, мы видим как средства массовой информации, Интернет, повсеместная реклама, реальная жизнь общества насаждают насилие, агрессию, себялюбие и полную безответственность. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм - стали к сожалению привычными, повседневными. Разрушено многое. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям современного “общества потребления” оказались дети. В силу возраста еще не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю – семьи. В последние годы наши ученные сделали поразительное открытие. Одна из основных причин проблем современного общества тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством людей. Очевидно, что духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения под угрозой, поэтому откладывать духовное воспитание детей и подростков до позднего времени, это значит подвергать их крайней опасности. Надо вместе противостоять невежеству и развращению наших детей.
«Нравственное воспитание – это не только сообщение определенной информации, это воспитание воли. Если человек воспитан на нравственных принципах, он сможет преодолеть среду, и тогда поколение за поколением изменится общество, воспитанное на советском цинизме. Не надо думать, что человек чистый в безнравственной среде будет беспомощным, и что ему лучше было бы быть грязным» - из выступления протоиерей Всеволода Чаплина на пресс-конференции «Преподавание основ религиозных культур и светской этики в школах: предварительные итоги и перспективы» 23 марта 2011 года в ИТАР-ТАСС. В этом священник видит залог выживания России.
Святитель Феофан Затворник в своей работе «Путь ко спасению» пишет о том, что мы должны создать вокруг ребенка душеспасительную атмосферу, дать пищу для его глаз, слуха, осязания, обоняния. Среда, в которой формируется ребенок, дает святые образы для его глаза, благозвучное пение для уха, благоухание для органов чувств. Единственный открытый мир души – это очи ребенка, поэтому любящий взгляд взрослого, взаимная любовь – необходимое условие воспитания чувств.
Алексей Алексеевич Ухтомский, известный советский академик был монахом, тайным епископом. Он говорил, что мир, в котором ты живешь, это мир, который ты заслужил. Потому что чистых чувств у людей встретить невозможно, чистые чувства есть только у детей. Всего легче соблазнить душу дитяти: она так проста и так восприимчива.
Дитя не знает по опыту пагубных последствий заблуждения и порока; оно не подозревает ни в ком обмана и отдается каждому впечатлению. Поэтому, сердце ребенка открыто и непорочно. Чем наполнено будет это сердце зависит от нас – взрослых.
Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.
По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы православной культуры в дошкольном учреждении. Исходя из данных убеждений, организовала опрос родителей, цель которого: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения на правах кружка основ православной культуры и нравственности. Поскольку работа по данному направлению начинается со старшей группы, такой опрос провожу ежегодно в начале учебного года. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что православное воспитание не просто востребовано родителями, некоторые, зная опыт детского сада, сами обращаются с просьбами о включении ребенка в состав кружковцев. Во многом это объясняется тем, что родители являются прихожанами храма нашего города и многим многодетным семьям известен опыт работы детского сада.
В течение девяти лет в нашем детском саду проходит работа по православному воспитанию детей. Основатель православного кружка – Журавлев Олег Васильевич, миссионер, певчий Свято-Никольского храма. Радует, что наша работа находит поддержку Управления образования города Котельнича, администрации детского сада, наших родителей. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Педагогическая деятельность в этом направлении проходит при духовном наставничестве протоиерея отца Владимира (Кряжевских) и финансовой поддержке Свято-Никольского храма города Котельнича. Являясь руководителем православного кружка с 2009 года, я организую и координирую его работу, а как музыкальный руководитель отвечаю за подготовку и проведение итоговых мероприятий - праздников и развлечений.
Наш кружок носит название «Роднички православия». Слово «родник» мы понимаем образно: как источник той духовной чистой воды, проистекающей от учения православной церкви и дающей радость для коллективного творческого бытия детей и взрослых. А дух чистый и кроткий творит себе жилище, полное красоты и нежности, любви и гармонии. За основу педагогической деятельности взята программа «Основы православной культуры», автор А.В.Бородина и методические рекомендации Р.Ю.Киркас «Православное воспитание детей дошкольного возраста». Программа адаптирована к условиям детского сада и реализуется как дополнительная образовательная услуга. Посещают кружок дети, крещеные в православной церкви, с согласия их родителей. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на два года обучения.
В описываемом опыте хотелось бы остановиться на организации православных праздников, как итоговых мероприятиях образовательной и воспитательной педагогической деятельности. Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Эти праздники, обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Считаю, что праздник - это повод ребёнку проявить себя, выразить внимание к другим людям, это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, переживаниями. Отмечу, что активными участниками праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги, воспитанники и родители. Для проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки, подготовленные детьми, посещающими православный кружок.
При организации православных праздников ставлю перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
- Познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
- Воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному городу, Отечеству.
- Помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
- Познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями.
Руководствуюсь следующими педагогическими принципами:
- высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;
- искреннее, чуткое отношение к детям;
- наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;
- формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
- закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
- взаимодействие с социальными партнерами: семьей, воскресной школой Свято-Никольского храма, Детским Центром культуры, Центром дополнительного образования, редакцией газеты «Земля Вятская»;
- непрерывность и преемственность воспитания в семье, как Малой Церкви, и в детском саду;
- положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.
Классическая древность завещала нам три основных правила ораторского искусства, которых стараюсь придерживаться при организации работы с детьми и родителями:
- Педагог должен иметь своей задачей учить, трогать или приводить в движение, то есть одновременно действовать на три главные способности человеческой души – ум, чувство и волю.
- Безнравственный человек не может стать истинным педагогом.
- Речь педагога должна отличаться такою прозрачной ясностью, чтобы он не только мог быть понятым, но чтобы его нельзя было не понять.
Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:
- Подбор и литературы и информационное обеспечение, разработка сценария – один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Использую ресурсы Интернет, библиотеки воскресной школы Свято-Никольского храма, частных библиотек педагогов и, конечно же, материалы методического кабинета детского сада. Очень интересны и доступны детям рассказы детской странички газеты «Вера», журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Православная радуга», «Свечечка» библиотеки детского сада.
- Подготовка наглядных материалов заключается в подборе атрибутов православного праздника. В первую очередь это праздничная икона. Рассматривание, знакомство с ней происходит на занятия кружка, а так же во время экскурсии в храм. Вместе с детьми украшаем икону к празднику, формируя особое благоговейное к ней отношение. Любой праздник начинается с оформления зала. Если это Троица, то кругом зелень, ветки красавицы березки, праздник Пасхи мы празднуем в ярких радостных тонах, а в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы в зале присутствует символика России.
- Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
- Обогащение знаний и представлений детей происходит как на занятиях кружка, так и при посещении храма, в свободной деятельности. Использую методы и приемы: чтение произведений, рассказ, заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы, проблемные ситуации на нравственные темы, пение, рисование и многие другие.
- Подготовка педагогического коллектива, родителей. За две недели до праздника в родительских уголках размещается информационный материал об истории праздника, православных традициях. Предлагается литература для чтения детям, иллюстрации для рассматривания. Накануне приглашаем родителей принять участие в празднике, размещаем красочное поздравление.
Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем.
Любим и незабываем для детей самый долгожданный праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней и угощения, и подарки, и различные сюрпризы. Дети инсценируют Рождественскую сказку о доброй девочке, которая так ждет праздника и готовится к нему вместе с друзьями – лесными жителями. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более, что под елкой каждого ждет свой «чудесный сапожок» со сладостями.
Праздник всех праздников - «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. А участники православного кружка радуют всех зрителей Пасхальной сказкой. Конкурсы, викторины, песни, хороводы – всё в этот день веселит участников праздника.
В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.
Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Этот праздник проходит 8 июля, он имеет прекрасный нежный символ – ромашку. В Концепции празднования Дня семьи, любви и верности, предложенной на государственном уровне в Год семьи (2008), обозначена главная задача праздника. Она состоит в том, чтобы со временем он занял своё, уникальное место в сознании российского народа, особенно молодежи, потеснив чуждые, прозападные аналоги. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.
Структура каждого праздника подчинена установленным правилам и традициям:
- Целеполагание. Цель проведения праздника, как правило, направлена на создание праздничного радостного настроения, формирование основ православной культуры, духовных и нравственных ценностей.
- Формулировка задач определяется в зависимости от содержания праздника, возрастных особенностей детей, возникших интересов, накопленных знаний, запросов и потребностей участников образовательного процесса.
- Структура праздника зависит от места проведения (групповая, зал, участки детского сада), степени активизации участников (в основе активное участие детей, либо детей и родителей). На мой взгляд, православные праздники по своему содержанию являются нетрадиционными, поэтому каждый из них по-своему уникален.
- Начинается православный праздник с благословения духовного наставника.
- Участниками праздника являются все воспитанники старших групп (по согласию родителей) и желающие родители.
- Методы и приемы, используемые педагогами, соответствуют возрасту детей, а содержание опирается на православные традиции.
- Предполагаемый результат соответствует поставленным выше задачам.
- О подготовке и проведении праздника освящается в собственной газете детского сада «Детсадовские вести».
Результат нашей работы - участие в областном фестивале «Пасха на Вятских увалах». Дети и взрослые с особой ответственностью готовятся к этому мероприятию, участие в котором стало традиционным на протяжении 8 лет. В 2007 году наши воспитанники по приглашению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа приветствовали участников торжества, посвященного 350-летию Вятской епархии. Думаю, что для детей и их родителей эти концерты и творческие встречи запомнятся на всю жизнь и станут зерном духовности в будущем.
Говоря о результативности воспитательной и образовательной деятельности, на мой взгляд, сложно измерить духовность человека вообще, тем более у маленького христианина. Гораздо позже придет осознание основ нравственности, заложенных в раннем детстве. Задумаемся над словами Иродиона Ветринского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии (XIX век): «Утвердить добрый характер дитяти в добре, а дурный и наклонный ко злу направить и расположить к правилам добродетели, сообразно призванию питомца – вот великая тайна воспитания». Эта тайна сейчас неведома для нас, в ней заложены будущие плоды наших трудов, будущее нашего общества, будущее России.
В детском саду накоплен богатый педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию, который активно пропагандируется на уровне города и области.
Педагогический коллектив детского сада – участник межрегиональной научно-практической конференции «Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы» в 2007 году. Опыт педагогов опубликован в сборнике материалов конференции, методические разработки праздников в детском саду в сборнике «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», Киров, 2009 год.
Инновационный опыт «Православие – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников» отмечен дипломом второй степени областного профессионального конкурса «Мои инновации в образовании» в 2008 году.
В 2009 году в рамках областной экспериментальной площадки «Социально-нравственное воспитание дошкольников» под руководством к.п.н. Клековкиной Т.П., преподавателя Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кировской области, на базе нашего детского сада прошел областной семинар. Участники семинара представители духовенства, администрации города, коллеги из дошкольных образовательных учреждений города и области в ходе дискуссии стали участниками дискуссии на тему «Путь к духовно-нравственному возрождению через необходимость возвращения нравственных законов, заложенных в заповедях и вере православной».
Педагоги нашего детского сада – участники ежегодных Трифиновских чтений в городе Вятке.
На мой взгляд, результатом работы можно считать возросшую активность педагогов, детей и родителей в организации и проведении православных праздников. Педагоги всегда первые помощники в подборе материалов к празднику, оформлении зала, изготовлении костюмов, а дети и родители – активные исполнители ролей, участники выставок и конкурсов.
Единство и соборность православных людей видна, поэтому после детского сада дети не расстаются, они встречаются в храме, идут учиться в один класс, порой даже семьи находят общие интересы и налаживают дальнейшие духовные контакты.
В заключение хочется добавить слова К.Д.Ушинского: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».
Используемая литература
- Концепция православного дошкольного образования, 1993г.
- Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург, Санин, 2004год.
- Склярова Т.В., Янушкевичене О.Л. - Возрастная педагогика и психология. Московский Издательский Дом “Покров” 2004 год.
- Ушинский К.Д. - Родное слово, Москва, “Лествица”, 1999 год.
- Сурова Л.В. «Православная школа сегодня», Москва, 1996г.
- А.В.Бородина Основы православной культуры», Москва, «Православная педагогика», 2003г.
- «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, 2007г.
- Алексеева А.А. «О двенадцатых Международных Рождественских образовательных чтениях», журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2004г.
- Алексеева А.А. «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2,5,8,9,12, 2004г.
- Сурова Л.В., программа «Введение в предание».
- Материалы конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Газета «Русь державная», №1, №11, 2008г.
- Сборники «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Церковные праздники».
- Опыт духовно-нравственного воспитания детских садов г.Ступино Московской области, №1 «Дюймовочка» ст.Павловской Краснодарского края
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Свечечка», «Православная радуга», «Божий мир», православная газета Севера России «Вера», «Духовно-нравственное воспитание».
Демонстрация опыта в педагогическом сообществе
(конкурсы, фестивали, конференции и т.д.)
Год участия, уровень мероприятия | Название мероприятия | Результативность |
2006г. областной | фестиваль «Пасха на Вятских увалах» | благодарственное письмо от 30.04.2006 |
2006г. городской | смотр-конкурс материалов педагогического опыта | почетная грамота, приказ №29 от 03.02.2006 |
2007г. межрегиональный | научно-практическая конференция «Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы» | публикация «Музыкальный фольклор как средство повышения нравственно-эстетического воспитания дошкольников» в сборнике материалов конференции |
2008г. областной | инновационный опыт «Православие – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников» | диплом второй степени областного профессионального конкурса «Мои инновации в образовании» |
2009г. городской | фестиваль-конкурс «Радуга над вяткой» | диплом второй степени за сохранение народных традиций и воспитание любви к родному краю, распоряжение №30 от 04.04.2009 |
2009г. областной | фестиваль «Пасха на Вятских увалах» | благодарственное письмо от 26.04.2009 |
2009г. областной | экспериментальная площадка «Социально-нравственное воспитание дошкольников» под руководством к.п.н. Клековкиной Т.П., КИПК и ПРО, г.Киров | дискуссия на тему «Путь к духовно-нравственному возрождению через необходимость возвращения нравственных законов, заложенных в заповедях и вере православной» |
2010г. городской | фестиваль народного творчества «Салют Победы» | диплом, апрель, 2010 |
2010г. областной | фестиваль «Пасха на Вятских увалах» | благодарственное письмо от 24.04.2010 |
2011г. городской | фестиваль-конкурс народного творчества «Вот такте мы, вятские» | диплом, распоряжение №20 от 15.04.2011 |
2011г. областной | фестиваль «Пасха на Вятских увалах» | диплом от 15.05.2011 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника
В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...
Проект "Православные праздники как средство формирования творческой духовно-нравственной личности"
Уважаемые педагоги, духовное здоровье наших детей зависит от нас!!...
Традиция проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Главным средством духовно-нравственного и патриотического развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового ц...
Проектная деятельность, как одна из форм духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с ТНР
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...
Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольное детство- это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, поэтому в на...
Презентация опыта работы "Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Презентация опыта работы воспитателей и старшего воспитателя МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"...