Проект "Семейная арт-студия "Радуга"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Одной из перспективных форм, в рамках которой, на наш взгляд, возможно эффективное решение названных выше проблем, может стать семейная арт-студия.
Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семейная арт-студия.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16 г.Североморска
Составили воспитатели средней группы «Росинка»
Абрамова Ольга Сергеевна
Миннишева Лидия Александровна
г. Североморск
2011 год
«…Как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский.
- Проблема, на решение которой направлен проект.
Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, сегодня необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Понимая это, все большее число родителей определяют в качестве своего социального заказа не только и не столько интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, но и заложит основу его личностного роста и жизненного успеха человека.
Очевидно, что оптимальные возможности для личностного развития и роста ребенка создаются в процессе продуктивного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
«Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом. В ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» - именно таким образом обозначены ключевые позиции взаимодействия семьи и детского сада в «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе».
Многие исследования и наблюдения показывают, что в процессе подготовки детей к школе традиционно большее внимание и родители, и детский сад уделяют интеллектуальному развитию ребенка, при этом гораздо в меньшей степени концентрируясь на личностном развитии и раскрытии творческого потенциала. Фактической иллюстрацией этого являются данные единого муниципального тестирования первоклассников города Перми - в них явно прослеживается, что показатели личностной зрелости детей находятся на низком уровне в сравнении с показателями интеллектуального развития. В свою очередь, это закономерно приводит к дисбалансу развития ребенка и создает серьезные проблемы при дальнейшем обучении детей в школе.
Таким образом, можно сказать, что роль личностного развития и творчества в современных условиях чрезвычайно значима. Но, при этом, традиционные формы, средства, технологии образовательной деятельности, неотъемлемой частью которой является взаимодействие с семьей, не всегда могут обеспечить для этого качественные условия. В том числе, это обусловлено и тем, что недостаточно выстроен тот самый доверительный, деловой контакт между семьей и детским садом в вопросах личностного развития как значимого компонента предшкольной подготовки.
Сегодня явно назрела необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, обогащения условий для личностного развития детей в контексте проблем предшкольной подготовки.
Исходя из обозначенных позиций, основные проблемы на решение, которых будет направлен наш проект следующие:
- укрепление партнерского взаимодействия с семьей в процессе предшкольной подготовки
- коррекция дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием в процессе предшкольной подготовки.
2.Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Одной из перспективных форм, в рамках которой, на наш взгляд, возможно эффективное решение названных выше проблем, может стать семейная арт-студия.
Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения.
Человек сильно зависит от своих эмоций и мыслей. Дэниел Гоулман утверждает, что для развития цельной личности «эмоциональный разум» значительно более важен, нежели «академический интеллект». По его словам « в лучшем случае, примерно 20% факторов, от которых зависит ваши успехи, определяются коэффициентом интеллекта, остальные же 80% зависит от совсем других причин». Эмоциональный центр мозга всегда тесно связан с системой отвечающей за длительное хранение информации. Эмоциональная информация запоминается легче, чем нейтральная. Исследования того, как мозг обрабатывает подобную информацию, служит ключом к более эффективному обучению.
Многие известные исследователи (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают необходимость развития свободы мышления, способности нестандартно мыслить, развития творческой активности. Элементы творческой активности в дошкольном возрасте возникают в самых простых формах, а развитие самостоятельной деятельности является психической основой для ее проявления. В театрализованной деятельности усвоение способов образной выразительности (интонация, мимика, поза, жест, походка) оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка, его творчество.
Опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки объединяют всех членов семьи общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний, сплачивают благодаря достаточно длительному времени, которое проводят вместе родители и дети.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют богатый спектр возможностей, как для познавательного, так и для личностного развития всех ее участников.
Таким образом, можно отметить высокую степень значимости совместной театрализованной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей, укрепления детско-родительских отношений.
Наш проект направлен на решение задач, поставленных в программе развития детского сада: воспитание личности
-Умеющей радоваться жизни и возможностям, которые она предоставляет.
-Способной быть свободной на основе уважения прав и интересов.
-Стремящейся создавать гармонию как в своем внутреннем, так и в окружающем мире.
Проект
Формирование творческих способностей через взаимодействие с родителями
Тема: «Семейная арт-студия «Радуга».
Авторы: Абрамова О.С., Миннишева Л.А
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: среднесрочный, творческий, групповой.
Сроки реализации: март - апрель 2011 года.
Цель проекта:
- создание семейной арт - студии «РАДУГА»
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
ЗАДАЧИ:
- Сформировать мотивацию участников проекта к участию в деятельности Арт - студии и интереса к реализации проекта
- Сформировать пакет диагностических методических материалов
- Разработать программу деятельности арт – студии «РАДУГА».
- Организовать деятельность семейной арт-студии «РАДУГА», как инновационной формы взаимодействия семьи и детского сада.
В ходе реализации проекта будут использованы две основные группы критериев, которыми будут измеряться результаты.
1 группа - показатели личностного развития детей
2.группа – отношение родителей к деятельности студии.
Критерии оценки, которыми измеряются результаты.
Показатели личностного развития детей | |||
Показатели | Способы оценки | Показатели | Способы оценки |
Эмоциональность | Внешние проявления | Уровень произвольности поведения | Карта развития ребенка |
Инициативность | Свое видение роли | Уметь работать в группе | Наблюдение. |
Активность | Участие в постановках | Руководствоваться установленными правилами | Соблюдение правил |
Самостоятельность | Наблюдение в различных ситуациях | Формирование навыков общения | Диагностика |
Отношение родителей к проекту можно отследить на примере проявления желания участвовать в деятельности студии, по проценту участия в постановке театрализованных представлений, динамике развития детско–родительских отношений.
Положительный эффект для участников проекта.
Участники проекта | Результаты проекта |
Дети | Сформированность адекватной самооценки Развитость навыков речевого общения Умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Навыки групповой работы Развитие эмоциональной – волевой сферы. |
Педагоги | Партнерство с родителями Возможность клиентоориентированного подхода к каждой семье Тиражирование опыта и возможность использования разработанной программы. |
Родители | Повышение психолого - педагогической компетентности Информированность о жизнедеятельности ДОУ Возможность сотворчества и проведения семейного досуга |
3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Проект «Семейная Арт - студия» будет реализован в три этапа.
Основной стратегией проекта является поэтапное вовлечение родителей в совместное сотворчество семьи и детского сада.
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
1 | Проведение диагностики воспитанников по теме проекта. | Воспитатели |
2 | Тест «ЗАРД» на изучение мнений родителей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций | Воспитатели, родители |
3 | Изучение методической литературы по теме. | Воспитатели |
4 | Информирование участников о цели проекта | Воспитатели, родители. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
1 | Театрализованное Занятие «Овощной базар»». Программное содержание: УЧИТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПАРТНЕРОМ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ. ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ И ИНТЕРЕС К СВЕРСТНИКАМ, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТСЯ В РАССМАТРИВАНИИ ЛИЦ, ФИГУР, НАБЛЮДЕНИИ ЗА ИХ ДЕЙСТВИЯМИ. РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК. | Воспитатели. |
2 | Игры на развитие интонационной выразительности речи: «Животные и животные»(выработка тихого и громкого голоса) «Чей домик» (отработка вопросительной интонации, дикции, голоса) - приложение 3 | Воспитатели, дети. |
3 | Этюды: «Айболит в пути» (развивать эмоциональность и выразительность движений) «Земляничка растет» (учить имиторовать движения в соответствии с картинками) см. приложения 7, 11 | Воспитатели, дети. |
4 | Дыхательная гимнастика (приложение 9) | Воспитатели, дети. |
5 | «Мы веселые ребятки» - беседа с использованием пиктограмм | Воспитатели, дети. |
6 | Родительское собрание «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников». | Родители, воспитатели. |
7 | Заседание семейного арт-клуба «Радуга: постановка спектакля «Картофельный банкет». | Воспитатели, дети, родители |
8 | Чтение сказок и анализ действий главных героев детьми | Воспитатели, Родители, дети. |
9 | Артикуляционная гимнастика (приложение 8) | Дети, воспитатели |
10 | Консультация для родителей «Как организовать театр дома», «Приобщаем детей к театру» | Воспитатели, родители. |
11 | Подвижные игры с элементами драматизации | Воспитатели, дети |
ИТОГОВЫЙ ЭТАП | ||
1 | Игра – викторина « Что?Где?Когда?» | Воспитатели, дети. |
2 | Кукольный Спектакль «Красная Шапочка» | Воспитатели, родители, дети |
3 | Фотоальбом «Юные артисты» | Воспитатели, дети. |
4 | Семейный альбом «Арт-путешествие». |
Для успешной реализации проекта необходимо:
- Создать соответствующую развивающую среду.
- Отобрать критерии оценки уровня овладения навыками и умениями театрализованной деятельности детьми различных возрастных групп.
- Выделить основные умения, которыми должны овладеть дети в процессе освоения театрализованной деятельности.
Для реализации проекта будут использованы педагогические, личностные ресурсы, привлечены материальные средства.
В результате проведенной работы :
- у детей сформирована система знаний театре
- Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений.
- Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Изготовлены и подобраны атрибуты для театральной деятельности детей: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т.д. для театрализованной деятельности.
- Участие родителей в театральных вечерах для детей “В гостях у сказки”.