Организация и планирование работы по этикету.
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Организация и планирование работы по этикету.
Задачи.
- Воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
- Усвоение правил культуры еды.
- Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатрах, магазинах, кино и т.п.).
- Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.
- Формирование основ культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).
- Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.).
- Теоретическое и практическое обучение сотрудников ДОУ правилам этикета; формирование потребности обучать детей хорошим манерам.
- Совместная работа с родителями по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников.
Работа педагогическим коллективом.
1. Повысить теоретический уровень сотрудников через:
- Семинары
- Консультации
- Работу творческих групп.
- Отработать практические умения посредством:
- Семинаров-практикумов
- Практических занятий
- Видеозаписей ситуаций
- Фотовыставок
- Смотров-конкурсов
- Создать в ДОУ атмосферу высокой культуры:
- Общения
- Дизайна
- Внешнего вида
- Обеспечить необходимую материально-техническую базу:
- Посуду, предметы сервировки
- Материал для практических упражнений по темам: «Подарок», «Украшение стола», «Одежда и мода» и т.д.
- Необходимые технические средства для записи и просмотра ситуаций, связанных с культурой поведения.
Вариант опросника.
1. Что такое этикет и для чего он нужен?
- Хотели бы Вы лучше изучить правила этикета?
- С какого возраста нужно знакомиться с этикетом?
- Какая форма изучения правил этикета для Вас более приемлема:
- Самостоятельная (по книгам)
- Коллективная (семинары, практикумы, консультации).
Спасибо за участие в обсуждении проблемы!
Примерное содержание семинара «Хорошие манеры».
Первый день
Что такое этикет? Полистаем страницы истории.
Сходство и различия понятий «этика» и «этикет».
Приветствия. Тест «Общительный ли Вы человек?»
Представления (разбор практических ситуаций).
Второй день
Наше поведение в общественных местах (разбор практических ситуаций).
Умеем ли мы делать и принимать подарки (в том числе цветы).
Третий день
Идём в гости, принимаем гостей:
- Одежда и мода
- Сервировка стола (праздничного, к чаю, фуршет)
- Как рассадить гостей
- О разных мелочах.
Работа с родителями.
Успешное решение многих задач ДОУ невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать с детским садом по вопросам воспитания культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой.
Работа с родителями.
- Выставки литературы, фотоматериалов.
- «Дни открытых дверей».
- Мини-консультации (устные, письменные).
- Групповые родительские собрания.
- Праздники и развлечения по теме.
- Проведение родительских пятиминуток в вечернее и утреннее время.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники.
Младшая группа
1. Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю. Знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться
- сохранять правильную осанку во время еды
- пользовать бумажной салфеткой
- есть вилкой
- при помощи ножа намазывать на хлеб масло
- Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (причёска, одежда, обувь и т.д.)
- Речевой этикет:
- без напоминания приветливо здороваться
- прощаться, употребляя выражение «до свидания»
- уместно употреблять слово «спасибо».
- Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим).
Средняя группа
1. Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями
- уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки, ножи, ложки), пользоваться столовыми приборами
- есть при помощи ножа и вилки
- овладеть простейшими приёмами складывания тканевой салфетки, уметь ею пользоваться.
- Культура внешнего вида:
- поддерживать опрятный вид
- одеваться в соответствии с местом и событием.
- Речевой этикет:
- уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения
- пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации
- обращаться с просьбой, чётко её излагая.
- Поведение в общественных местах:
- соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратиться с просьбой
- «на ходу» не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице
- в театре между рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т.п.).
- Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.
Старшая группа
1. Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями
- знать, что едят вилкой, а что вилкой и ножом; уметь пользоваться этими приборами
- овладеть элементарными приёмами украшение праздничного стола (скатерть, салфетки, цветочные композиции).
- Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с жизненными ситуациями
- быть опрятным, следить за чистотой обуви
- самостоятельно одеваться, причёсываться.
- Речевой этикет:
- приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.)
- первыми приветствовать старших
- уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым)
- уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы вы» и т.п.
- Поведение в общественных местах:
- знать правила поведения на занятиях в детском саду
- выполнять правила поведения в общественном транспорте
- на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде
- в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.
- Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь выбрать, упаковать и преподнести подарок
- уметь познакомиться и познакомить
- уметь вести себя в гостях и принимать гостей.
Подготовительная к школе группа
1. Сервировка стола и поведение за столом:
- знать разнообразные варианты сервировки стола; уметь пользоваться столовыми приборами; непринуждённо сохранять правильную осанку
- знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать
- владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
- Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с модой, но с учётом своих индивидуальных особенностей и чувством меры
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке
- уметь самостоятельно причёсываться.
- Речевой этикет:
- уметь обратиться с просьбой
- знать правила ведения разговора по телефону
- во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
- Поведение в общественных местах:
- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе
- знать основные правила поведения в школе, библиотеке.
- Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь представляться во время знакомства и представлять другого
- выбирать подарки и их преподносить
- уметь принимать гостей и быть гостем.
Формулы вербального (словесного) общения, которыми
может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста.
Приветствие.
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад Вас (тебя) видеть, привет.
Прощание.
До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.
Извинение.
Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
Обращение.
Скажите, пожалуйста; будьте добры; могли бы вы; вас не затруднит…
Знакомство.
Давайте познакомимся, меня зовут… Познакомьтесь, это…
Этапы освоения правил поведения.
- Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия.
- Закрепление:
- сюжетно – ролевая игра
- дидактическая игра
- создание специальных ситуаций
- другие виды занятий
- праздники и развлечения
- режимные моменты
- традиции группы («сладкий стол», день рождения)
- радио журнал для детей
- мини – срезы знаний и навыков детей через игру «В царстве вежливых наук»
- Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами
Особое внимание следует уделить организации предметно – развивающей среды. «Столовый» этикет, например, требует разнообразия посуды, столовых принадлежностей (скатерти, салфетки, салфетницы, вазы и т.п). Для закрепление практических действий (упаковать подарок, сложить салфетку, сделать цветочную композицию для украшения стола и т.д.) целесообразно создать в группе «уголок этикета» со всеми необходимыми предметами, где дети в любое время могут поупражняться с воспитателем или самостоятельно.
Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, воспитатель любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращается, предлагает присесть. Беседуя с родителями, педагог даёт образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Организация и планирование работы в ДОУ в соответствии ФГОС»
ЦЕЛИ:ознакомить педагогов МБДОУ- д/скв № 8 «Теремок» с новым документом «Об утверждении ФГОС дошкольного образования», обсудить спорные моменты, и выработать ...
Организация и планирование работы на прогулках в зимний период
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Консультация на тему Организация и планирование работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...
Организация и планирование работы на прогулках в зимний период
Организация и планирование работы на прогулках в зимний период Важнейшей задачей дошкольных ...
Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации и планированию работы на прогулках в зимний период
В данном материале даются методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации и планировании работы на прогулках в зимний период. Имеется образец планирован...
Организация и планирование работы на прогулках в зимний период
Организация прогулки для детей старшего дошкольного возраста...
«Особенности организации и планирование работы в центре литературы младший дошкольный возраст»
laquo;Особенности организации и планирование работы в центре литературы младший дошкольный возраст»...