"Инновационные технологии обучения дошкольников"
статья по теме
Классификация инновационных педагогических технологий, применяемых в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-kopiya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии обучения дошкольников.
Балахнина Т.В.
Коломенский государственный педагогический институт
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждая к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому вопросу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов пе дагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на по иск и выбор оптимальных педагогических решений.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко, можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
- игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- технологии развивающего обучения,
- альтернативные технологии,
- компьютерные технологии [1]
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
В качестве примера рассмотрим технологию развивающих игр Б.П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, каждая из которых представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Решение задачи предстает перед ребенком в виде видимых и осязаемых вещей: рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора и т.п. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания, а постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности
Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемные ситуации могут быть различными по:
- содержанию неизвестного,
- по уровню проблемности,
- по виду рассогласования информации,
- по другим методическим особенностям.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций:
- Психологическая. Касается деятельности учеников.
- Педагогическая. Представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Технологиям развивающего обучения посвящены экспериментальные работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ.
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Г.С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. [2]
Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях педагогики Марии Монтессори. Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы М. Монтессори обусловлен необходимостью обучения, воспитания и развития ребенка, способного успешно действовать в обществе.[3]
Под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса.
В качестве примера рассмотрим технологию витагенного (жизненного) образования с голографическим подходом. Данное инновационное направление обу чения и развития дошкольников представлено в работах А.С. Белкина.
По мнению автора, эта технология должна помогать рас крытию творческого потенциала не только детей, но и взрос лых. Суть педаго гического взаимодействия, считает автор, прежде всего в духовном обмене, в взаимообогащении учащих и учащихся.
Основные направления педагогической деятельности вклю чают организацию игровой деятельности, помощь семье в организации полноценного общения, формирование разум ных материальных потребностей. А.С. Белкин предлагает сле дующие специфические приемы формирования необходи мых (разумных) потребностей: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение к погашени ям», «эмоциональное обволакивание».[4]
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.[5]
В качестве примера рассмотрим программу дошкольного курса информатики авторов А.В. Горячева и Н.В. Ключ для детей 5-6 лет.
В рамках этой программы дети получают знания в следующих областях:
- Свойства, признаки и составные части предметов.
- Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
- Действия предметов.
- Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.
- Элементы логики.
- Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы "наоборот"). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция "И".
- Развитие творческого воображения.
- Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Все занятия, разработанные в рамках данной программы, проводятся в игровой форме, что соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.[6]
Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества происходят изменения в воспитательно-образовательных процессах: акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят новые методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка.
Список используемой литературы:
- Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3.
- Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
- Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
- Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4.
- Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
[1] Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005, с.28
[2] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3, с.52.
[3] Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3, с.11.
[4] Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3, с.38.
[5] Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4, с.57.
[6] Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5, с.33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные технологии обучения дошкольников"
Классификация инновационных педагогических технологий, применяемых в системе дошкольного образования. ...
Инновационные технологии обучения дошкольников.
Инновационные технологии ...
Инновационные технологии обучения дошкольников
В статье говорится об инновационных технологиях обучения дошкольников...
Инновационные технологии обучения дошкольников
в статье рассмотрены инновационные технологии, применяемые в работе в детьми дошкольного возраста...
лепбук - как инновационная технология обучения дошкольников
консультация - практикум для педагогов...
Педагогический мастер-класс «Мнемотехника как одна из инновационных технологий обучения дошкольников правилам дорожного движения»
Педагогический мастер-класс «Мнемотехника как одна из инновационных технологий обучения дошкольников правилам дорожного движения» 1 слайд - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я ...
Web–квест- инновационная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Знакомство с интерактивными играми с проблемными ситуациями на основе Web-квест технологии. Веб-квест "Путешествие в театр"....