Тренинг
методическая разработка по теме
Знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_profilaktika_emocionalnogo_vygoraniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель:
Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
Бумага А4 (белая и тонированная)
Таблицы «Поле самодиагностики»
Кнопки, скотч, ножницы
То, что мы с Вами определили цвет настроения в начале тренинга, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
1. «Что общего». Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
3. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты
одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
отсутствие общих черт
какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
5. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
6. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:
играю со своими детьми
читаю, лежа на диване
работаю в саду
Второй список может выглядеть так:
играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.
встречаюсь с друзьями
смотрю телевизор
7. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
8. Психологическая поддержка и обратная связь.
Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.
9. Притча.
Например «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, каза лось, по бесконечной дороге. Он весь был обве шан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обви вал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной ве ревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал напо ловину гнилую тыкву. Со стонами он продви гался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оп лакивая свою горькую судьбу и жалуясь на му чительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстре чался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Ска зав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстре чался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тя желые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внима ние. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в при дорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестья нин, возвращавшийся с поля, с удивлением по смотрел на путника: «О, усталый путник, поче му ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пу ти!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние сол нечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгор бившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти посто ялый двор.
Мастерство и знания имеют свою цену
Вот эта притча. Она называется «Знание дорогого стоит».
«У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток. Один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянул на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!»
«Дорогой друг,- сказал мастер, - за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».
10. Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате
Я научился...
Я узнал, что...
Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что...
Я был разочарован тем, что...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)
Тренинг командообразования...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...