Фольклорные игры для детей дошкольного возраста
статья по теме

В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор  и  фольклорные  игры, которые способствуют не только формированию эмоционально положительного положения к миру как к чуду, но и   познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_vospitanii_doshkolnikov_my_shiroko_ispolzuem_folklor.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорные   игры  для  детей  дошкольного  возраста

В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор  и  фольклорные  игры, которые способствуют не только формированию эмоционально положительного положения к миру как к чуду, но и   познавательному развитию. Для  этого  в  группе  создан  мини-музей  народного  творчества, в  котором  организовываются  всевозможные   фольклорные  игры, знакомящие  детей  с  традициями  русского  народа, его  творчеством  и  бытом  (Рис. 1). Непременно  в  таких  играх  используются  фольклорные  произведения.

При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие   принципы.

  1. Доступность содержания детям дошкольного возраста.
  2. Познавательная и нравственная значимость.
  3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении  связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай), о было для них жизненно важно), "угадывать" погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание, и  использование примет в повседневной жизни помогают развить  наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать  выводы.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы,  правильность которых можно проверить, например приметы,  связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

  1. Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороз.
  2. Кошка скребет пол - жди метели.
  3. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
  4. Утром нет росы на траве - жди дождя.
  5. Пчелы цветущую акацию - будет дождь.
  6. Воробьи купаются в пыли - к дождю.
  7. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь. Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать: что ожидалось, и что было на самом деле. Может быть кому- то из детей удастся самому "открыть" приметы погоды?

Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха велелась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры  наших предков во всемогущие силы природы, а знание их  сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца  надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали  легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским  неурядицам.

В дошкольных учреждениях заклички и приговорки используют, прежде всего, как игровой прием.

Наблюдая за радугой, можно попросить ее напоить землю.

Радуга-дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, "задабривают".

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо. * * *

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка, Дам и хлеба каравай-Сколько хочешь поливай. Когда дождь идет, долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут;

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой "подарить" хорошую погоду можно обращаться к

радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко-

Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может

"предугадать" погоду: если она улетит - к вёдру, если будет

ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали

человека к природе. Так, на Руси обычно, на Благовещенье (7

апреля) выпускали птиц.

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не отпускают: если они долго прожили в

клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку

можно использовать в инсценировке "Встреча весны", в которой

дети изображают разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными

закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег,

установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили

дать богатый урожай.

Весна- красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок. * * *

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными! Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогают педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

* * *

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок.

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс

ознакомления с окружающим миром. Например. Педагог

показывает детям иллюстрации лошадей различной масти и читает

потешку.

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха -

Ушла с голодухи.

Третью - савраску -

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома. Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красновато-рыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые "приближают" окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Дошкольники наблюдают, как убирают сено; педагог объясняет, для чего это делают, и читает прибаутку.

Стучит, бренчит на улице -

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

"куда, Фома, едешь?"

"Сено косить".

"На что тебе сено?"

"коровок кормить".

"На что тебе корова?"

"Молоко доить".

"На что тебе молоко?"

"Ребенка поить".

Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игры типа "Бывает- не бывает".

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла, Чтоб зимою в саду роза зацвела. А и где же это видано? А и где же это слыхано? Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через "критику" содержания прибауток. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле. Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили. А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли. А мы просо сушили, сушили. А мы кашу варили, варили. В песне встречаются незнакомые детям слова, которые надо объяснить: землю парить - давать ей отдых; рушить просо -дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.

Уродися, репка.

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания, наоборот: на самом деле просят репку

уродиться крупной, сочной.

Я колышек тешу, Огород горожу. Огород горожу Да капусту сажу, Сажу беленькую, Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль коровушку люблю! Уж как я ль ей крапивушку нажну! Кушай вволюшку, коровушка моя, Ешь досыта, Буренушка моя! Пословицы и приговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и травы не растет. Гусь как воевода в красных сапогах. А чтобы понять суть некоторых пословиц, надо поставить опыты. Для "проверки" пословицы "По семенам всходы" дети проводят два опыта. Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т. д. в этом смысле данная пословица перекликается с другой - "Не родит верба груши". Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой -"От худого семени не жди доброго племени". Чтобы понять прямой смысл пословицы "Снег-то холодный, а от холода греет", педагог обсуждает с детьми следующие вопросы.

  1. Почему некоторые птицы почуют в снегу?
  2. Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
  3. Почему трава под снегом остается зеленой?
  4. Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию? Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов воспитатель объясняет переносный смысл пословиц и предлагает детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: "Красна ягода, да на вкус горька" целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Хорошо дать детям попробовать спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупредите детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Педагог подбирает загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике. Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

*        * *

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

*        * *

на припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки-Собираем огоньки. Прежде чем разгадывать эти загадки, которые лучше предложить детям летом во время прогулки по лесу, целесообразно рассмотреть ягоды земляники, подобрать эпитеты, сравнения; попытаться сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий.

*        * *

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать.

* * *

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал. Чтобы дети могли отгадать эти загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: в ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, педагог обращает внимание на сравнения, образные выражения (небо- ковер, ночь - черный лебедь, день -белый лебедь). Это поможет детям составить свои интересные образные загадки.

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).