Программа взаимодействия ДОУ с родителями по гендерному воспитанию мальчиков старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Одной из наиболее дискуссионных проблем современной педагогики и психологии до настоящего времени остается проблема влияния пола человека на его психическое, социальное и личностное становление. Половая принадлежность и связанная с ней гендерная идентификация является одной из фундаментальных характеристик личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt.doc | 826.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Институт развития регионального образования Свердловской области»
Кафедра философии образования и андрагогики
Программа взаимодействия ДОУ с родителями по гендерному воспитанию мальчиков старшего дошкольного возраста
Авторы (составители) проекта:
Николашина Ирина Викторовна
МДОУ «Детский сад №64 общеразвивающего вида»,
Руководитель физ. воспитания
Высшая кв. категория;
Зыкова Елена Геннадьевна
МДОУ «Детский сад №64 общеразвивающего вида»,
Педагог – психолог
2 кв.категория.
Научный руководитель проекта:
Никитина Наталья Николаевна –
Доц. каф. философии образования
и андрагогики ИРРО, к философ.наук
Чечулина Светлана Николаевна –
Зав. Кафедрой философии образования
и андрагогики, к. социолог. Наук
Полевской
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………ст.3-5
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования гендерного воспитания. ………………………………………………………………………………………….ст.6-20
1.1. Формирование гендерной идентификации. ………………………………..ст.6-10
1.2. Гендерная идентификация дошкольников с родителями ………….ст.11-12
1.3. Роль игры в формировании гендерной идентичности ………………ст.12-15
1.4. Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей…………………..ст.15-20
Глава 2. Формирование позитивной мотивации к осознанию родителями своей роли в гендерном воспитании мальчиков ……………………ст.20-26
Заключение………………………………………………………………ст.27
Список литературы
Пояснительная записка.
Одной из наиболее дискуссионных проблем современной педагогики и психологии до настоящего времени остается проблема влияния пола человека на его психическое, социальное и личностное становление. Половая принадлежность и связанная с ней гендерная идентификация является одной из фундаментальных характеристик личности.
В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в котором размываются границы между социальными ролями, полоролевая социализация осуществляется стихийно, и в некоторых случаях приобретает искаженный, деструктивный характер. Поэтому все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.
А.М. Боковикова и В.В. Старовойтова отмечают, что актуальность изучения гендерной проблематики определяется рядом социальных (перераспределение мужских и женских социальных ролей в обществе и в семье, феминизация сферы образования, усиление в обществе дискриминационных процессов по половому признаку) и психолого-педагогических причин (физиологические и психологопедагогические особенности процессов обучения мальчиков и девочек).
Актуальность рассмотрения данной проблемы нашла отражение в документе, определяющем функционирование системы образования дошкольников Свердловской области ГОС НРК.
Объективно в гендерном воспитании ребенка родители играют ведущую, решающую роль, так как являются значимой, референтной группой. Важными детерминантами здесь являются благополучие взаимоотношений между родителями, состав семьи (полная, неполная), включение прародителей в воспитание внуков, наличие младших и старших однополых и разнополых детей. Ребенок утрачивает систему гендерных ориентиров и начинает удаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу из-за ошибок или небрежности воспитания в семье.
Перепись населения 2002 года показала, что проводимая в стране государственная политика в отношении семей оказалась недостаточно эффективной - в семейной статистике растет доля разведенных. Проблема гендерной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях или семьях с искажением гендерных ролей (властная и энергичная мать выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказание и ответственность за принятие семейных решений, а отец ребенка психологически уравнен с ним в позиции «ведомых»). Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола, что приводит к затруднениям в межличностном общении со сверстниками.
Разработка вопросов, связанных с гендерным развитием и становлением человека делает проблему гендерной идентификацией мальчиков в условиях кризиса семьи особо актуальной.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Программа взаимодействия ДОУ с родителями по гендерному воспитанию мальчиков старшего дошкольного возраста».
Цель – содействовать осознанию родителями их роли в гендерном воспитании мальчиков старшего дошкольного возраста.
Объект – процесс взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в воспитании.
Предмет – осознание родителями их роли в гендерном воспитании мальчиков.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания детей.
- Выделить гендерные аспекты воспитания мальчиков в семье и определить содержание работы с родителями.
- Разработать и внедрить программу по работе с родителями в вопросах гендерного воспитания мальчиков старшего дошкольного возраста.
- Провести итоговую диагностику гендерной компетентности родителей и гендерной идентификации мальчиков в старших дошкольных группах.
Результат реализации проекта - осознание родителями своей роли в гендерном воспитании мальчиков.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
- Доказана возможность и необходимость организации работы с родителями по вопросам гендерного воспитания мальчиков и ее влияние на осознание родителями своей роли
- Разработана программа, включающая формы взаимодействия педагогов и родителей, эффективно содействующих осознанию родителями их роли в гендерной идентификации мальчиков.
- Разработана и апробирована диагностическая методика
- Материалы исследования могут быть использованы специалистами ДОУ для организации работы с родителями
Для реализации задач использовались следующие методы исследования:
- Анализ литературы;
- Педагогический эксперимент;
- Метод тестирования;
- Метод опроса.
База исследования. Опытно – поисковая работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» города Полевского. Работа велась с семьями, воспитывающими мальчиков.
Работа состоит из двух глав, заключения, библиографии, приложений
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования гендерного воспитания.
- Формирование гендерной идентификации.
Гендер – это социально-педагогическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» «женщина».
Гендерная идентичность - единство самосознания и поведения индивида,
- относящего себя к определённому полу и. ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли. Другими словами, гендерная идентичность – это отнесение себя к мужскому или женскому полу и способность определять пол других людей.
Гендерная роль - модель поведения, определяемая системой предписаний и экспектаций, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представителем мужского или женского пола. Таким образом, идентичность - это субъективное переживание роли, а роль - проявление идентичности в поведении.
Существуют две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать тендерным ожиданиям:
1) "нормативное давление";
2) "информационное давление"
Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. Ряд исследований показали, что несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков и что родители негативно реагируют на игры своих детей, характерные для противоположного пола.
«Информационное давление» вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах. Человек в большей степени опирается не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими.
У детей гендерные роли и идентичности формируются в динамике развития и социализации. Уже к 1,5 -2 годам, а иногда и раньше, задолго до осознания своего «Я» ребенок, как правило, знает, что он - мальчик или девочка. Он еще не знает, почему, так это как, ещё не умеет на основании внешних признаков отличать мужчин от женщин, но уже ориентируется на требования соответствующей гендерной роли, формируя в ходе её интериоризации половую идентичность.
Различия в поведении, интересах и склонностях, мальчиков и девочек наблюдаются рано. Даже в утробе матери плод, в зависимости от половой принадлежности ведёт себя по-разному. Мальчики грудного возраста более определенны в своих реакциях, а если у новорождённого всё благополучно, то и более спокойны, хотя часто более подвижны. Напротив, в случае нехватки питания они склонны поднимать крик. Мальчики лучше реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы, отделенный от матери барьером из стульчиков, мальчик с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.
Мальчик решительнее активнее и смелее начинает ползать и ходить. С возрастом различия между мальчиками и девочками становятся всё более отчётливыми. С трёхлетнего возраста все более проявляются различия в рождающейся способности мыслить, в восприятии одного и того же, когда мальчик с восторгом воспринимает мощь автомашины, а девочка акцентирует внимание на её окраске и форме. Различна эмоциональность, все более различается и поведение.
У мальчиков пространство, в котором находятся интересующие его объекты практически не ограничено. Отсюда интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника). Вместе с тем многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчика, недостаточно отражено в его сознании и часто в домашних делах, в быту он беспомощен, хотя и интересуется полётами в космос, путешествиями и приключениями. Мальчики, как правило, меньше проявляют интереса к домашним делам. Здесь многое зависит и от воспитания. У мальчиков отчётливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям, они лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако, вследствие разной направленности интересов и склонностей, они проявляются по-разному. Мужской ум больше склонен к обобщениям, но часто менее конкретен. У мальчиков раньше развивается способность отделять существенное от второстепенного. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. Они, как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение события от собственных переживаний в данный момент. Известно, что мальчики больше обращают внимание на фактическую сторону и дела, девочки — на личностную.
Мальчики создают больше шума. Многие нарушения ими распорядка связаны с характером их деятельности. Они менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим или каким-либо уложениям, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим в аналогичных ситуациях, чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек.
Круг интересов мальчиков шире, чем девочек. В соответствии с этим в их словарном запасе больше слов, обозначающих отдалённые предметы и общие понятия. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы и междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения).
В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованы. Мальчики более подвижны, непоседливы. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки с трудом находят себе занятие. Отравляясь куда-либо, они имеют определённую цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно, в отличие от настороженного отношения девочек!
Все эти различия определяют особенности игровой деятельности мальчиков и девочек. Часто говорят, что мальчики тоже играют в куклы, и что характер игр зависит от воспитания. Однако мальчик совсем иначе обращается с куклой, нем девочка, лишь в исключительных случаях наблюдается при этом трогательное заботливое ухаживание; мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штуки, сажает её в качестве седока в тележку, верхом на игрушечных животных, свидетельствует её как доктор пациента - и вскоре бросает её. Склонность мальчиков к преобразующей и конструктивной деятельности проявляется в том, что ;мальчик, сломав игрушку, всегда
воспользуется возможностью ознакомиться с её устройством, тогда как девочка просто отбрасывает её в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая, ошибки в её применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушки, чем её назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная или разломанная техника, в "хозяйстве"
мальчика. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается с того, что он лезет внутрь – смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле.
В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.
Мальчики чаще играют в больших группах и в людных местах, в
грубые игры с драками и придают больше значения превосходству в
физической силе. Игры мальчиков чаще, чем игры девочек, предполагают значительные
перемещения в пространстве и строятся по командному принципу (игры в
поиски сокровищ, в футбол). Для мальчиков типичны игры со столкновениями двух враждующих противостоящих сторон (индейцы и белые, черепашки ниндзя и их враги, роботы злые и роботы-полицейские). Финал в таких играх бывает традиционным: добро побеждает зло. Иногда в мальчишеские игры пытаются инкорпорироваться девочки. Характерно, однако, что в большинстве случаев это девочки не слишком успешно устанавливающие свои связи с другими девочками, или девочки, не особенно заинтересованные в традиционных для своего пола играх.
Два основных механизма, осуществляющие дифференциальную социализацию,— это дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. О дифференциальном усилении мы говорим, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение вознаграждается, а неприемлемое — наказывается, при условии, что поощрение или наказание человека за определенные модели поведения, интересы и т.д. зависит от его биологического пола.
Вознаграждение часто выступает в форме общественного одобрения. И наоборот, всякое отклонение от модели поведения, которая в нашей культуре считается соответствующей гендерной роли, в большинстве случаев наказывается социальным неодобрением. Например, в ряде исследований было показано, что мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми одного с собой пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется поло-ролевым стереотипам, а родители поощряют у своих детей типичные для гендера занятия.
Дифференциальное усиление Процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Часто взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную идентификацию, регулярно упоминая гендер ребенка («какой(ая) хороший(ая) мальчик/ девочка») или говоря детям: «мальчик/девочка так делать не должен(а)». К 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях.
Как только завершается гендерная идентификация и ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Колберг в 1966 г. обозначил термином социализация Я, мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки — поведению женщин. Описанное явление называется дифференциальным подражанием, и оно согласуется с теорией социального научения, которая постулирует, что мы можем научиться различным типам поведения путем наблюдения за людьми и за тем, наказываются или поощряются их действия. Большинство мальчиков в возрасте от двух до трех лет пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают константности, то понимают, что все эти занятия предназначены для девочек, и начинают подражать поведению мужчин.
Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребенок — девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем если бы на ее месте был мальчик. То же самое относится и к остальной работе по дому, например к стирке. При помощи дифференциального подражания можно объяснить и тот факт, что мужчины чаще женщин смотрят по телевизору спортивные передачи.
Дифференциальное подражание. Процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.
Есть все основания предполагать, что гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты, чтобы почерпнуть информацию о поведении, соответствующем их полу. Басси и Бандура (Bussey & Bandura, 1992) обнаружили, что поло-ролевое поведение маленьких детей контролируется извне, социальным давлением, но затем ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения. После того как это произошло, ребенок начинает контролировать поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе. Несмотря на то что дети получают информацию от представителей обоих гендеров, они склонны воспроизводить в поведении именно те модели, которые соответствуют их гендеру. Дети наблюдают, насколько часто в поведении мужчин и женщин встречаются те или иные виды деятельности, а затем используют полученные знания для того, чтобы выстроить собственное поведение. Было выявлено, что ребенок вероятнее станет имитировать поведение взрослого, если считает, что эта модель точно отражает правильное гендерно-ролевое поведение. Именно поэтому дети тех, кто демонстрирует выходящее за рамки гендерно-ролевых стереотипов поведение, могут все же воспринять модели поведения, типичные для их гендерных ролей; наблюдая за другими взрослыми, они заключают, что поведение их родителей нестандартно, поэтому не имитируют его.
Нельзя забывать и то, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.
Представления о психологическом типе мужчин и женщин впитались в мифы и религию, сказания и письменную литературу. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу.
- Гендерная идентификация дошкольников с родителями
Гендерная идентификация детей с родителями представляет собой определенный этап формирования личности, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие детерминанты тесно связаны между собой.
Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5 - 7 лет, у девочек - 3 - 8 лет.
Вся наша социальная система, традиции, законы, мораль и обычаи свидетельствуют о привилегированном положении людей мужского пола, на которых они ориентированы и с помощью которых они сохраняют свою жизнеспособность. Они окружают ребенка чуть ли не с его младенчества и оказывают огромное влияние на его психику. И хотя нельзя утверждать, что ребёнок ясно осознает эти связи, однако он чувствует их.
Очень скоро ребёнок замечает главенствующую роль, которую играет отец: как он повышает голос, отдает распоряжения и руководит жизнью семьи. Ребёнок видит, что каждый считается с указаниями отца, а мать постоянно обращается к нему за помощью. И в каждом случае ребёнок видит мужчину только со стороны силы и могущества. Для некоторых детей отец является настолько авторитетным, что любое его слово становится для них священным; и когда они хотят придать весомость своим словам, то прибегают к единственной фразе: «Так сказал отец».
Даже когда влияние отца не столь очевидно, дети все равно будут отдавать ему предпочтение в превосходстве, потому что им будет казаться, что основной груз семейных забот лежит на нем, в то время как фактически только разделение труда дает отцу возможность наилучшим образом проявить себя.
Растущему ребенку необязательно черпать из книг знания в данном контексте. Даже если ему вообще ничего неизвестно об этом, он все равно почувствует, что мужчина является главным добытчиком и привилегированным лицом, даже если благоразумные родители охотно откажутся от традиционных взглядов на привилегии в пользу равноправия.
Чрезвычайно трудно объяснить ребенку, что мать, несущая на себе все тяготы по дому, является равноправным партнером отца.
Превосходство мужского начала мальчик обнаруживает еще и в том, что живущие с ним под одной крышей женщины занимаются менее привлекательными видами деятельности, и, наконец, в том, что женщины в его окружении не всегда уверены в своей равноценности с мужчинами. Они обычно играют роль второстепенного и подчинительного характера.
Ребенок сталкивается со всеми ситуациями, которые вытекают из этих взаимоотношений, результатом являются всевозможные эпизоды и высказывания, касающиеся сущности женщины, в которых она, как правило, появляется в довольно неприглядном виде. Психологическое развитие мальчика, таким образом, принимает мужское направление. Все, о чем он может мечтать, стремясь к превосходству, - это исключительно приобретение мужских черт характера и положения в мире.
Чем старше становится мальчик, тем осознание им своей роля как мужчины становится почти обязанностью. Его честолюбие, его жажда власти и превосходства становятся единым качеством, направленным на выполнение своего мужского долга. Многие дети в своем стремлении к господству не довольствуются только одним внутренним осознанием того, что они принадлежат к роду мужчин. Они всегда хотят продемонстрировать и доказать, что они мужчины, и, следовательно, им полагаются привилегии. С одной стороны, они постоянно хотят выделиться и в этих попытках преувеличивают свои мужские достоинства, с другой стороны, они всегда стараются продемонстрировать своё превосходство женскому окружению, как это делают все тираны, проявляя полное пренебрежение или подлое коварство, в зависимости от того противодействия, которое им оказывают.
Поскольку каждого человека оценивают с точки зрения своеобразного идеала, присущего мужского начала, то не удивительно, что с этими мерками подходят и к мальчику, и сам он, в конце концов, оценивает себя таким же образом. Он будет спрашивать и оценивать себя со стороны, всегда ли он ведёт себя как мужчина, похож ли он уже на мужчину и так далее. Всё, что сегодня подается как "мужское начало», очень знакомо - это нечто совершенно эгоистичное, удовлетворяющее, себялюбие - главенство над другими. Всё это наряду с такими активными качествами, как мужество, сила, гордость, воспоминания о всевозможных, победах (особенно ,над женщинами), продвижение по службе, -награды, звания, склонность не поддаваться на женские капризы – проявление непрекращающейся борьбы за личное превосходство, потому что считается что только мужчина и должен занимать высокое положение.
Таким образом, мальчик вберет в себя те черты, которые позаимствует от образцов только взрослых мужчин, в особенности от отца. Мальчики чаще принимают соответствующую их полу роль отца, если считают его главным в семье, предпочитают его профессию (факторы компетентности и престижности), не боятся матери (эмоциональный фактор) и имеют брата или дедушку, то есть лицо того же пола в семье.
Уменьшение интенсивности индентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я - концепции», то есть развитие самосознания.
- Роль игры в формировании гендерной идентичности
Нагляднее всего особенности идентификации дошкольников с родителем того же пола проявляются в игровой деятельности.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли
(функции) взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят действия взрослых, отношения между ними.
В ролевой игре ребёнок усваивает свою психосексуальную роль. Ребёнок, не сформировавший адекватные полоролевые стереотипы поведения, неизбежно столкнётся с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Поэтому так важны игры в "войну" и в "дочки-матери".
Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах
деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению
домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества.
Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к
изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить
навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических
способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.
Проблема не только в том, что в процессе игры с гендерно-соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, но еще и в том, как это влияет на навыки, которые приобретают девочки и мальчики. Например, такие игрушки, как кубики и пазлы, которым традиционно отдают предпочтение мальчики, хорошо развивают визуально-пространственные навыки ребенка.
По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Целый ряд исследований показали, что детские предпочтения в области
игрушек начинают формироваться взрослыми. Родители обычно более
позитивно реагируют, когда их дети, особенно мальчики, играют в игрушки,
соответствующие их полу. Даже в дошкольный период дети, которые не
играют в игрушки, ориентированные на их пол, чаще подвергаются
игнорированию или критике со стороны других детей. Этоу и Лисе (1992) обнаружили, что девочки и мальчики обычно получали в подарок те гендерно-традиционные игрушки, которые хотели, но если просили гендерно-нетрадиционную игрушку, то не получали её. Исследования японских психологов также показали, что родители выбирают игрушки, основываясь на гендере ребёнка, и что на выбор, который делает сам ребёнок, возможно влиять, манипулируя гендерной меткой игрушки.
Даже если родители и родственники не предлагают мальчикам и девочкам различные игрушки умышлено, предпочтения у детей могут сформироваться в процессе социализации "Я" и без их участия. Педагоги, другие дети, родители других детей, книги, родственники, телевидение - источники, из которых ребёнок узнаёт о поведении, которое расценивается обществом, как соответствующее тому или другому гендеру.
Играя с "военными" игрушками, мальчики присваивают зафиксированный в мифах, сказках, и других феноменах культуры образец мужества, присущего благородному герою, отстаивающему позитивные ценности. Оружие, например, волшебный меч или лук, является основным доступным для использования в игре ребенка атрибутом такого героя. Поскольку другие его атрибуты и признаки (например, физическую силу) он присвоить пока не может, то игрушечное оружие становится единственным знаком, средством, позволяющим "стать" в момент игры "богатырём" или рыцарем.
Ролевые игры возникают с начала эдиповой фазы; их основная задача освоение ребенком своей гендерной роли не только в семье, но и в человеческих занятиях вне семьи. На этой же фазе у детей обоего пола популярны игры, скрытым мотивом которых является любопытство к различиям полов. Игры в «папу» и «маму», в «дочки-матери», в «доктора» в литературе получили наименование сексуальных игр, так как в ходе подобных игр, выполняя определенные роли, дети могут раздеваться, осматривать друг друга, удовлетворяя свою любознательность. Подобные игры не должны вызывать никакого беспокойства, а тем более решительного вмешательства родителей за исключением следующих случаев:
а) эти игры занимают слишком большое место среди прочих игр (при игре в течение значительного периода, так как, освоив, например, игру в "доктора дети могут с увлечением играть в неё несколько дней подряд, и увлечённость такой новой игрой вполне понятна);
б) в подобных играх участвуют дети со значительной разницей в возрасте
в) во время игры некоторые из её участников обнаруживают познания слишком превосходящие познания других участников игры.
Эти игры, несомненно, полезны, так как под их влиянием закладываются основы будущего материнства и отцовства. В "полоролевых семейных" играх апробируется, и закрепляется выбранная гендерная роль, отражающая различные проявления человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого, рода "семейные" игры, в зависимости от информированности детей, могут отражать широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение газеты на диване, выполнение матерью работ по дому) до имитации полового акта.
Игры в «папу - маму», к которым целесообразно подключаться взрослым, сказываются на будущем поведении в роли мужа, жены, отца, матери.
В некоторых случаях полоролевые игры в «семью», свойственные детям 5-7 лет, в следствии нарушений в общении с другими детьми этого возраста переносятся на школьные годы. «Не доигравшие» в свое время дети продолжают в одиночку или группами играть в куклы не только в младших классах, но, в отдельных случаях, и в старших. Однако эти игры качественно отличаются от «своевременных» игр дошкольного возраста так как осведомленность детей о половых отношениях уже иная. Отклонения в психосексуальной идентификации детей можно установить в следующих случаях:
1) в предпочтении определенных игр и игрушек;
2) в выборе ролей в групповых играх (дети обоих полов в равной степени могут играть в «войну», в «дочки – матери», - важна именно роль, которую в "мужской" или "женской" игре выберет, предпочтет дошкольник);
3) в общении со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними людьми противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с "чужим" полом,
подражание и так далее);
4) в стремлении изменить одежду и внешность по стандартам "чужого" пола;
5) в неудовлетворённости своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы ("мальчишкам можно, а нам нельзя...");
6) в индивидуальном стиле поведения (например, мальчики становятся более кокетливыми, грациозными, жеманными; девочки подчёркивают физическую силу, выносливость и тому, подобное);
7) в продуктах фантазии и творчества (например, рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при "безличной" инструкции "нарисуй человека"), содержании мечтаний и сновидений и так далее.
- Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям (Таблица 1)
Таблица 1
Основания классификации | Виды форм | |||||
1.Время проведения | Цикличные (с указанием периодичности) | По необходимости | ||||
2.Место проведения | В помещении ДОУ | За пределами ДОУ | ||||
3.Количество участников | Группа | Подгруппа | Индивидуально | |||
4.Состав участников | Педагоги, родители, специалисты | Педагоги, родители, дети | ||||
5.Задачи взаимодействия с семьей | Повышение педагогической компетентности родителей | Содействие родителям включению в деятельность | ||||
6.Характер взаимодействия педагогов с родителями | Непосредственный | Опосредованный наглядностью | ||||
7.Деятельность участников | Познавательная | Трудовая | Досуговая |
В существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников одной из центральных является родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.
Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент – планирование работы педагогов с родителями (рис. 1).
2.Изучение семей, интересов и потребностей родителей
1.Определение общей цели работы с родителями
3.Выбор одного из приоритетных направлений работы ДОУ
11.Анализ итогов работы за год: достижение целей и задач, выявление недостатков и их причин
10.Выполнение намеченного плана работы на год
9.Анализ годового плана работы
5.Определение частной цели и задач взаимодействия с родителями на год
7.Планирование и разработка мероприятий, предшествующих родительскому собранию
8.Планирование и разработка мероприятий, последующих за родительским собранием
6.Определение тематики родительских собраний
4.Выбор темы самообразования педагогов
Такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе.
К признакам, по которым воспитатели ДОУ могут судить о ка честве организации своего взаимодействия с родителями воспитан ников, можно отнести:
— понимание педагогом ведущей роли семьи в воспитании ре бенка и своей роли как помощника родителей;
— организация работы с родителями на основе нормативно-пра вовых документов разного уровня;
— владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления до верительно-деловых контактов с ними;
— достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;
— определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, осо бенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;
— технологичность планирования взаимодействия с родителями;
— соответствие количества, формы и содержания мероприятий целям и задачам работы с родителями;
— разнообразие используемых форм и методов работы с семь ями воспитанников;
— владение педагогом технологией убеждающего воздействия на родителей;
— умение использовать невербальные средства общения в работе с родителями;
— систематическое повышение педагогом ДОУ своей общеоб разовательной, предметной, методической и психолого-педа гогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодей ствие с ними.
Характеристика основных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников
Родительское собрание — форма работы группы людей (родителей) объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.
Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в реализации сразу нескольких функций: организация коллектива родителей, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.
Как правило, родительское собрание состоит из трех частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, смотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий.
Основная часть собрания может быть разделена на два-три эта па (выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы). Для иллюстрации можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Затем проводится обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить.
Приемы активизации родителей [39]: «Мозговой штурм», «Реверсированная мозговая ата ка, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоци ации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Большая меч та», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент», «Инфо-карусель», «Развивающаяся кооперация».
Лекция — форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение какого-либо спор ного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности ро дителей.
Дискуссия может быть организована как «панельная дискуссия» — заседание экспертной группы, состоящей из 4—5 родителей с заранее назначенным лидером, которая обсуждает с остальными участниками встречи намеченную проблему, а затем из лагает свою позицию. Другая разновидность дискуссии — «симпо зиум» - это обсуждение, в ходе которого участники выступают с сооб щениями, раскрывающими их точки зрения. Дискуссия в виде «дебатов» представляет собой фиксированные выступления участников двух противостоящих команд. «Имитация судебного заседания» позволяет выстроить дискуссию по схеме «изложение проблемы — доводы "против" — защита — вердикт».
Родительская конференция — форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение длительного периода (1—2 года).
В третьей части родительского собрания — «разное» — обсужда ются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает резуль таты своей работы через обратную связь с родителями. Ее можно организовать с помощью анкетирования.
Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с
другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.
Цели беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и диф ференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.
Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения
Для более полного удовлетворения интереса родителей к конк ретным вопросам воспитания детей можно при подготовке к кон сультациям использовать специально изготовленный ящик, в ко торый родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное кон сультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помеща ет на стенде.
После проведения групповой консультации ее текст в виде крат ких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.
Записки. Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, стар шие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. Подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в группе. Однако в этих случаях воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению членов семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с ребенком, и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.).
Дневники. По мере развития взаимодействия с семьей большую роль начи нают играть дневники, которые передаются от воспитателя к роди телю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если
родители ограничены во времени, а у ребенка есть какие-то жало бы или проблемы. В таких случаях дневник обеспечит постоянное общение, известит родителей или педагогов об изменениях.
Дневник может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения ребенком совместно с родителем. В дневнике фикси руются поставленные задачи воспитания и обучения и анализируется результативность работы. С его помощью родители вовлекаются в педагогический процесс детского сада, обеспечивается обратная связь.
Периодичность заполнения дневника устанавливается на осно вании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомен дуется заполнять его не реже одного раза в неделю.
Информационный листок — еще одна эффективная форма, позво ляющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников.
В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.
Газета может издаваться усилиями редакционной коллегии дет ского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее слож ным проблемам развития детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.).
В первом случае она адресуется родителям всех воспитанников и рассматривает широкий круг проблем воспитания и обучения детей. Во втором — посвящается проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания, которое может иметь вид стенной газеты или газетного листа.
Тематические выставки - могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления ра боты дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.
Тематические папки - подразделяются на папки-передвижки и пап ки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются реко мендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, ин тересным для родителей, красиво оформленным.
Расширению представлений родителей о жизни ребенка в дет ском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способству ют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.
Визиты в группу. Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они боль ше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное пред ставление о работе педагога и начинают испытывать к нему боль шее уважение.
Дни открытых дверей. Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной догово ренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Посещение семьи. Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи дважды в год.
Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейно го воспитания.
Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особеннос тей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и ДОУ и т.д.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме гендерной идентификации мальчиков показала необходимость работы по осознанию родителями своей роли.
Педагоги и психологи считают, что проблемы при воспитании мальчиков создаются тем обстоятельством, что им преимущественно занимаются женщины, а возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5 - 7 лет, когда мальчик вбирает в себя те черты, которые позаимствует от образцов только взрослых мужчин, в особенности от отца.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, обеспечивающих совокупность когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов.
Глава 2. Формирование позитивной мотивации к осознанию родителями своей роли в гендерном воспитании мальчиков.
Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» с неполными семьями воспитывающими мальчиков.
Проблемой нашего исследования является гендерная идентификация мальчиков в условиях кризиса семьи
Целью: содействие осознанию роли родителей в гендерном воспитании мальчиков старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной проблемой, выдвинутой целью и для решения поставленных задач нами была разработана следующая программа работы, включающая в себя 3 взаимосвязанных этапа.
1 Этап Подготовительный
Цель: Выявить уровень осознания роли родителей в развитии и воспитании уровня гендерной идентификации мальчиков старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Подготовить инструментарий для первичной диагностики детей и родителей (анкета, беседа, наблюдения);
- Проведение анкетирования родителей, беседа и наблюдения за мальчиками старшего дошкольного возраста;
- Анализ полученных данных, собранных материалов.
2 Этап. Основной
Цель: Разработать и внедрить в практику работы с родителями план мероприятий, ориентированный на развитие гендерной идентификации детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Подбор и систематизация форм работы с родителями.
2. Определение содержательно-информационной составляющей выбранных
форм работы;
3. Разработать и провести план мероприятий по работе с родителями.
4. Анализ условий реализации программы
3 Этап Заключительный
Цель: выявление эффективности применяемых методов и форм работы с родителями, и изучение осознания роли родителей в развитии и воспитании уровня поло-ролевой идентификации мальчиков старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Проведение итоговой диагностики с родителями и детьми;
- Анализ полученных результатов;
- Оформление результатов работы и подготовка презентации педагогическому сообществу
Остановимся на 1 этапе, прежде всего отметим, что на данном этапе нашей работы мы разработали Анкету для родителей (Приложение 1.) которая ориентирована на выявление осведомлённости родителей в вопросах гендерного воспитания и осознания роли родителей в развитии и воспитании уровня гендерного идентификации мальчиков старшего дошкольного возраста. Анкета включает в себя закрытые и открытые вопросы.
Диагностическая работа с родителями проводилась с помощью разработанной анкеты (Прил.1) и Вопросника Сандры Бем по изучению маскулинности - фемининности (Прил.2). Исходные данные диагностики были необходимы для подбора и систематизации форм и методов дальнейшей работы с родителями. Отметим, что диагностическое обследование проводилось индивидуально с каждым участником.
Анализ результатов по опроснику С.Бем, предложенный мамам мальчиков старшего дошкольного возраста показал что большинство респондентов 80% приписывают себе фемининные качества , 13% женщин имеют андрогинные качества, и лишь 7% отнесли себя к маскулинному типу (см.рис.1), это говорит о недостаточно благоприятных условиях в семье где воспитывается мальчик, так как более благоприятно при воспитании сына иметь андрогинные качества личности.
Рис.1.- Выявление преобладающих качеств личности
В процессе ответов на вопросы Анкеты (Прил.1) большинство родителей признают недостаток знаний в поло-ролевом воспитании детей 67% и 33% респондентов показали что, знаний в данной области достаточно ( рис.2); а уделяя внимание воспитанию мужественности у мальчиков зачастую соотносят его с агрессией, амбициозностью, силой, целеустремлённостью, решительностью, общительностью, высоким интеллектом такая позиция выявлена у 33 % опрошенных (5ч.), и 47% (7 ч.) воспитывая у ребёнка мужество подразумевают под ним такие качества как вежливость, честность, забота, терпимость, порядочность, трудолюбие, чувство юмора, любящий; 20% (3 чел.) не могли описать личностные качества которыми должен обладать мужчина.
Рис.2- Знания родителей в поло-ролевом воспитании детей.
При ответе на вопрос Анкеты «Какие кружки и секции Вы бы хотели, чтобы в будущем посещал Ваш ребёнок в будущем?», 47%(7 чел.) изъявили желание чтоб их ребёнок посещал секцию плаванья, на втором месте расположились секции футбола и танцев 20% (3 чел), на третьем месте: каратэ, теннис, ручной труд по 13% (2 чел.), остальные кружки и секции были выбраны по одному разу либо вообще не выбраны (Приложение 1).
Таким образом, отметим недостаточный уровень осознания родителями своей роли в воспитании гендерной идентификации у мальчиков, и недостаток знаний в данной области.
Из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод: необходимо разработать комплекс мероприятий, который поможет родителям осознать свою роль в развитии гендерной идентификации мальчиков.
С детьми проводилась диагностическая методика изучения уровня гендерного воспитания мальчиков старшего дошкольного возраста включающая в себя беседу, тест «Профессия», «Социально-генеа логическая цепочка»(Приложение 3).
Анализ полученных данных показал недостаточный уровень зна ний у детей особенностей поведения, интересов. Участвующие в беседе мальчики ориентированы на представителей своего пола, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях с точки зрения принадлежности к полу родителей. Идентифицируя себя с представителем мужского пола они приписывают себе такие качества, как сила, воинственность, ум, величие, при этом не желают принимать на себя груз ответственности за принятие решений, выполнение каких-либо обязанностей. Некоторые их опрошенных выделяли лишь внешние отличия и не могли назвать качества личностей представителей пола.
Дети имеют представления о специфике мужских и женских профессий, о желании избрать ту или иную профессию.
Данные методики «Социально-генеа логическая цепочка» показали, что мальчики правильно различают социально-половые роли, генеалогическая цепочка логически выстроена, иногда допускается одна-две ошибки, не всегда могут объяснить имеющуюся зависимость; связывают свое будущее с более близкой целью (школьником).
Учитывая полученные в ходе диагностики данные возникает необходимость систематизирования взаимодействия с родителями мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях по вопросам гендерного воспитания.
На 2 этапе была составлена программа работы с родителями (Табл.2.), включающая в себя ряд мероприятий когнитивной направленности (консультации, беседы, конференция, родительские собрания, информационные окна); деятельностной (совместные занятия, досуги, работа в мастерской); ценностной (круглый стол). (См. ниже)
Программа работы с родителями
Цель – содействовать осознанию родителями своей роли в формировании у мальчиков старшего дошкольного возраста гендерной идентификации.
Задачи:
- Выявить, проанализировать и обобщить основные проблемы детей и родителей, связанные с формированием гендерной идентификации мальчиков, используя диагностический инструментарий.
- Установление сотруднических отношений.
- Вовлечение родителей в процесс осознания ребёнком своей гендерной идентичности
4. Информировать родителей об основных половозрастных, гендерных особенностях детей дошкольного возраста, о роли, которую выполняют родители в формировании у детей гендерной идентичности.
Планируемый результат – осознание родителями своей роли в формировании гендерной идентификации у детей.
Таблица 1.
№ | Форма проведения | Тема | Ответственные | Планируемый результат |
1. | Анкетирование | Педагог-психолог Воспитатели | Выявленный уровень компетентности родителей при построении взаимоотношений с ребенком, определение потребности в знаниях по данному направлению | |
2. | Родительское собрание | «Современная семья» | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Повышение гендерной компетентности родителей - влияние тендерных установок, стереотипов, предрассудков, представлений на воспитание детей |
3. | Консультации | «Роль родителей в половом воспитании» «О мужественности и женственности» «Как воспитывать мальчика» «Игры мальчиков, игры девочек» | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Углубленные знания родителей по гендерному подходу в воспитании ребёнка, осознание ими собственных ошибок и трудностей в воспитании мальчиков |
4. | Конференция | «Мальчик и девочка два разных мира» | Педагог-психолог Мед.сестра Воспитатели Старший воспитатель | Обобщенные и систематизированные знания по проблеме гендерного воспитания |
5. | Беседа | По запросу родителей; По результатам анкет; По результатам наблюдений за детьми | Педагог-психолог Воспитатели | Психологическая и педагогическая помощь по вопросам воспитания сына Роль родителей в формировании у детей образа семьи Учет гендерных аспектов в различных сферах жизни ребенка: подбор игровых материалов и игрушек, повседневная жизнь, взаимоотношения ребенка, влияние взрослых |
6. | Семинар-практикум | «Мужские игры» «Если дома не сидится» «Мужская работа» «Учимся быть общительными» | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Сформированность у родителей практических знаний и умений в воспитании мальчиков |
7. | Круглый стол | «Мальчик это будущий мужчина» | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Осознание родителями необходимости гендерного подхода в воспитании мальчиков |
8. | Информационные окна; памятки | «Чем занять мальчика дома» «Спортивные игры для мальчиков» «Трудно быть папой» «Папа- лучший друг» «Кнут и пряник» «Развиваем самостоятельность» «О вреде гиперопёки» «Хорошие дети не злятся» «Маленький упрямец» «Наши мальчики» «Умные игры» «Воспитание и обучение с учетом пола ребёнка» «Чем занять мальчика в семье» | Педагог-психолог Воспитатели | Информированность родителей о гендерных особенностях дошкольников |
9. | День открытых дверей | «День мужества» (утренняя гимнастика для мальчиков, групповые занятия «Уроки мужества») | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Взаимосвязь с родителями в целях решения актуальных проблем по гендерному воспитанию детей Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей |
10. | Посещение семей воспитанников | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Решение внутрисемейных вопросов гендерного воспитания детей | |
11. | Совместные мероприятия | Занятия: Физкультурное «Путешествие в Олимпию»; познавательные: «Шашечный турнир», «Страна шахмат»; досуговые мероприятия: «Зимние игрища», «Техническая мастерская» (например: кармушка для птиц- работа с ножовкой, молотком, гвоздями-мальчики, девочки — работа с бросовым материалом), «Богатырские забавы»; семейная гостинная: «Когда мы маме помогаем» | Педагог-психолог Воспитатели Муз.руководитель Рук.по физ.воспитанию Старший воспитатель | Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми Сформированность навыков организации различных форм взаимодействия с детьми используя рациональные методы и приёмы |
12 | Ящик вопросов и ответов | Выявление запросов родителей и ответы на них | Педагог-психолог Воспитатели Старший воспитатель | Взаимосвязь с родителями в целях решения актуальных проблем по гендерному воспитанию детей |
Внедрение разработанной программы работы с родителями рассчитано на один учебный год, по одному двум мероприятиям в месяц, разработка памяток и информационных стендов предусмотрена на каждый месяц.
Анализ условий реализации программы.
Наиболее важным условием реализации любой программы в ДОУ является создание единого образовательного пространства по существующей проблеме.
Критериями анализа условий реализации программы взаимодействия с родителями по гендерному воспитанию мальчиков выступают:
- Заинтересованность педагогов в решении вопросов гендерного воспитания
- Готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ по выработке и принятию единых требований в воспитании мужественности у детей
- Поддержка руководства дошкольного учреждения в комплексном решении проблемы (повышение компетентности педагогов, обеспечение материально-технической базы, организация взаимосвязи всех специалистов ДОУ и родителей)
Анализ условий реализации программы в МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» показал потребность и готовность всех участников воспитательно-образовательного процесса к согласованному взаимодействию в благополучном гендерном воспитании мальчиков в условиях семьи.
Реализация 3 Этапа нашей работы предполагает выполнение поставленной в нём цели и решение задач т.е будет проведена диагностика, используемая на первом этапе нашей работы, будет проведён анализ результатов. Нами будет сформирован вывод и рекомендации по построению дальнейшей работы с родителями, детьми и педагогами.
Считаем, что целенаправленная и систематическая работа проводимая с родителями, включение их в процесс воспитания используя разные формы работы, даст положительный эффект в воспитании у мальчиков старшего дошкольного возраста черт мужественности и гендерной идентификации. Поэтому необходимо все запланированные мероприятия с родителями воплотить на практике.
На основе полученных данных оформим результаты работы и подготовим презентацию проекта педагогическому сообществу
Заключение
Подводя итог проделанной работы, следует сказать, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме гендерной идентификации мальчиков показала необходимость проведения работы по формированию осознания родителями своей роли.
Многие учёные считают, что проблемы при воспитании мальчиков создаются тем обстоятельством, что им преимущественно занимаются женщины. Особенно выделяют проблемы воспитания мальчиков, живущих только с матерью. Рекомендуется, чтобы ребенка в детском саду и в школе равномерно окружали мужчины и женщины, но при этом воспитателей не должны "сжимать" в стереотипную форму мужественности и женственности. Если бы в садах и школах было больше мужчин, то и отцы бы активнее участвовали в их деятельности.
Гендерная идентичность детей дошкольного возраста достаточно пластична, нет ничего неизменного, окончательно устоявшегося, поэтому взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, по данной проблеме, должно носить системный характер. Необходимо добиться установления сотрудничества с родителями и их заинтересованности в рассматриваемых вопросах, это можно добиться путём решения конкретных задач:
-расширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков;
- мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики;
-освоение родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности;
-реализация системы совместных мероприятий.
В процессе проведения нашей работы появилась необходимость осуществления комплексного похода к выявленной проблеме, осознание родителями своей роли в гендерном воспитании мальчиков. В будущем планируем осуществлять работу над созданием психолого-педагогических условий по развитию гендерной идентификации мальчиков в группе детского сада (создание психологически комфортных условий, развивающая среда, разработка содержания программы работы с детьми.)
Список литературы
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009
- Берн Ш. Гендерная психология.- М. 2000
- Боковикова А.М., Старовойтова В.В. Гендерные особенности. – СПб: Университетская книга, 2001г
- Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – авт.сост. Нохрина В.Н. Екатеринбург, 2003г.
- Материалы лекций. Никитина Н.Н. – Доц. каф. Философии образования и андрагогики ИРРО, к философ.наук
- Основы гендерного образования: Учебное пособие/ под ред.Т.А.Кумалиева, Т.Д. Тленчиева и т.д. – Алматы: Ось-89, 2003г
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008г.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- М. : ТЦ Сфера, 2006.-96с.
Приложения
- Анкета для родителей
- Опросник Сандры Бем
- Диагностика гендерной идентификации мальчиков
- Темы этических бесед
- Проблемные ситуации
- Памятка для родителей «Воспитание и обучение с учетом пола»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»
Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания об анатомо – физиологическ...
Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»
Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Конспект ООД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»
Знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек....
КОНСПЕКТ занятия по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Семицветик» вместе дружно жить!»
Формировать представление о своем я, позитивное к нему отношение. Расширять и закреплять представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек.Р...
Конспект ООД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»
целью данного конспекта является уважительное отношение мальчиков к девочкам , бывает ли дружба между мальчиками и девочками....
Комментарии
Программа взаимодействия ДОУ с родителями по гендерному воспитан