Проект "Дидактические игры"
материал по теме
Введение.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель-играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Дети средней группы детского сада показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 4-5 лет.
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Анализ внешней среды.
Положительные факторы внешней среды. | Отрицательные факторы внешней среды |
1.Работы психологов и педагогов по данной теме: · К.Д.Ушинского; · А.С Макаренко; · Н.К. Крупской; · Е.И.Тихеевой и др.;
2.Разработана система М. Монтессори и ф. Фребеля;
3.Закон РФ « Об образовании»;
4. В Национальной доктрине образования в РФ сформулированы основные цели и задачи образования: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей…»;
5. Огромный выбор игр в магазинах. | 1.Высокий процент заболеваемости, что снижает желание детей играть;
2. В наше время из-за погони за карьерой, родители мало времени уделяют детям;
3. Родители не осознают, что игра вовсе не пустое занятие, она является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности;
4. Скудное наличие дидактических игр в домашних условиях;
5. Увлечение компьютерными играми и телевизором уменьшает желание детей играть в настольно-печатные игры. |
Анализ внутренней среды.
Положительные факторы внутренней среды | Отрицательные факторы внутренней среды |
1.Педагоги ДОУ используют в работе с детьми различные дидактические игры;
2. Во всех группах ДОУ имеются игровые зоны, оснащенные игрушками и игровыми материалами;
3.В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно педагогической и психологической литературы по игровой деятельности. | 1.Недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы;
2.Нежелание родителей изготавливать и приобретать дидактические игры;
3.Недостаточное развитие коммуникативных умений;
4.Отсутствие системы применения дидактических игр в процессе обучения. |
Классификация мышления.
Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция-это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.
Мыслительные операции - компонент мышления | |
Анализ
| Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки. |
Синтез
| Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое. |
Сравнение
| Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам. |
Абстрагирование
| Способность отвлечься от несущественных признаков предметов. |
Обобщение
| Выделение существенных признаков в предметах и явлениях и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов. |
Классификация
| Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. |
Сериация | Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака. |
Для определения уровня развития операций мышления я использовала «Экспресс-диагностику в детском саду» под редакцией Н.Н.Павловой и Л.Г. Руденко.
Диагностическое исследование процессов мышления детей показало недостаточный уровень его развития. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является дидактическая игра:
1. Сочетает игровую и образовательные задачи
2. Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту
3. Дидактическая игра интересна детям, т.к. ведущая деятельность- игровая.
Проблема:недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.
Цель: развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить роли дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Выявить отношение детей к дидактическим играм.
3. Создавать условия для следующей стадии развития мышления.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Объект исследования:влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления
Участники проекта:
· Воспитатель;
· Дети средней группы;
· Родители
По срокам реализации: долгосрочный
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
Мероприятия | Обоснование мероприятий |
1. Подбор и изучение литературы по теме проекта
| 1. Накопление опыта по данной теме
|
2. Создание творческой группы
| 2. Объединение творчески заинтересованных педагогов и родителей
|
3. Создание каталога игр 4. Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности | 3,4. Обеспечение работы с детьми |
Основной этап.
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней группы, педагогами.
Работа с детьми.
Социально-личностное развитие | |||
Ребенок и окружающий мир | |||
Социализация | Безопасность | ||
1. Д\и « Найди ошибку» 2. Д\и « Кто больше вспомнит» 3. Во саду ли, в огороде» 4. Д\и « Чудесный мешочек» 5. Д\и « Узнай и назови» 6. Д\и « Четвертый лишний» 7. Д\и « Игра в слова» 8. Д\и « Воздух, земля, вода» 9.Д\и « Кому что нужно» 10. Д\и « Узнай чей лист» 11. Д\и « Две корзины» 12. Д\и « Кто что любит» 13. Д\и « Где я живу» 14. Д\и « Когда это бывает» 15. Д\и «Да или нет» 16. Д\и « Что было до…» 17. Д\и «Что сначала, что потом» 18. Пазлы « Посуда» « Мебель» | 1. Д\и «Где что можно делать» 2. Д\и « Путешествие» 3. Д\и «Кто больше вспомнит» 4.Д\и « Будь внимательным» 5.Д\и «Транспорт» 6.Д\и «Угадай, на чем повезешь» 7.Д\и «Правильно-неправильно» 8. Д\и «Пешеходы и транспорт» 9.Д\и «Знай и выполняй правила движения» 10. Д\и «Дорожные знаки» 11. Д\и « Правила поведения» 12. Д\и «Собери светофор» 13. Д\и «Говорящие дорожные знаки» 14. Д\и «Добрые слова» 15.Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями» | ||
Познавательно-речевое развитие | |||
ФЭМП | Развитие речи
| Художественная литература | |
1. Д/и « Сложи узор» 2. Д/и « Чем похожи, чем отличаются?» 3. Д/и « Спортсмены строятся» 4. Д/и « Какая фигура следующая?» 5. Д/и « Сравни» 6. Д/и « Найди ошибку» 7. Д/и «Когда это бывает?» 8. Д/и «Когда ты это делаешь?» 9. Д/и «Где что лежит?» 10. Д/и «Найди пару» 11.Д/и «Где какие фигуры?» 12. Д/и «Что изменилось?» 13. Д/и «Сходства-отличия» 14. Д/и «Пройди к домику» 15.Д/и Не ошибись»
| 1. Д/и « Назови группу одним словом» 2. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку» 3. Д/и «Устроим кукле комнату» 4. Д/и « Похвалялись звери» 5. Д/и «Чудесный мешочек» 6. Д/и «Узнай по описанию» 7. Д/и « Чего не стало?» 8. Д/и «Что изменилось?» 9. Д/и«Назови правильно» 10. Д/и «Оденем куклу на прогулку» 11. Д/и «Назови ласково» 12. Д/и «Назови части предметов» 13. Д/и «Олины помощники» 14. Д/и «Необычная песенка» 15Д/и «Эхо» 16. Д/и «Почтальон принес открытку»
| 1.Д/и «Я начну, а ты закончи» 2. Д/и «Повтори за мной» 3. Д/и «Быстрый язычок» 4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?» 5. Д/и « Придумай сам» 6. Д/и « Из какой мы сказки | |
Художественно-эстетическое развитие. | |
Художественное творчество. | Музыкальное творчество. |
1. Д/и «На что это похоже» 2.Д/и «Волшебная краска» 3.Д/и «Собери букет» 4.Д/и «Раскрась по образцу» 5.Д/и «Большие-мленькие» 6.Д/и «Дорисуй» 7.Д/и «Чего не хватет?» | 1. Д/и « Музыканты» 2. Д/и «Угадай инструмент» 3. Д/и « Кто быстрее» 4. Д/и «Делай как я» 5. Д/И «Учись танцевать» 6. Д/и «Музыкальные загадки»
|
Работа с родителями.
Мероприятия | Обоснование мероприятий |
1.Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям» 2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста» 3. Выставка «Игры, какими я играю дома» 4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка» | 1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет. 2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи 3. Выявить наличие дидактических игр в семье. 4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка |
Работа с педагогами.
Мероприятия | Обоснование материалов |
1. Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста» 2.Консультация « Игра, как приоритетное средство развития дошкольников» 3. Пед.совет « Дидактическая игра, как средство логического мышления»
| Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта |
Ожидаемый результат.
В процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта
Дети:
· Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
· Развивается способность к воображению;
· Проявляют интерес к занятиям;
· Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
· Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· Повышение компетентности родителей при выборе игр.
Заключение.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...
Комментарии
проект
Молодец