Мои публикации
статья (старшая группа) по теме
Театрализованная деятельность как средство нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Использование театральной деятельности в формировании детского коллектива старших дошкольников в условиях ДОУ.
Детство - это процесс взросления, а взросление - есть прцесс вхождения в будущее.
Сертификат участника Научно-практической конференции "Непрерывное образование:от усвоения к поиску и обновлению"с докладом "Использование театральной деятельности в формировании детского коллектива в условиях ДОУ"
Сертификат участника в Республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы психологии образования:система социально-психологического сопровождения с докладом "Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"
Сертификат участника региональной научно-практической конференции "Дошкольное образование в условиях инновационной деятельности" в рамках Катановских чтений с докладом "Детство - это процесс взросления, а взросление - есть процесс вхождения в будущее"
Статья "Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования самооценки"
Скачать:
Предварительный просмотр:
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО
«Непрерывное образование: от усвоения к поиску и обновлению»
ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИЮ
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Автор: Жигулова Е.В.
МДОУ ЦЦР Д/С №27
г. Саяногорск
Абакан 2011
Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные.
Наиболее благоприятные условия для полного развития каждого ребёнка складывается именно в детском коллективе. А.С. Макаренко открыл пути развития личности в процессе создания коллектива. Детский коллектив - есть условие, оказывающее воздействие на личность. Он формирует её, создаёт почву для её самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует в коллективе. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.
С первых дней пребывания ребёнка в ДОУ воспитатель приобщает его к социальной действительности. Каждый ребёнок есть личность, которой присуще свои особенности. Процесс развития этих особенностей тесно связан с окружающей социальной средой.
Поэтому главной целью воспитателя детского сада, является создание комфортных условий в детском коллективе, положительного эмоционального настроя. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, раскованно, чтобы он мог проявить себя, свои особенности. Как известно из возрастной психологии, именно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие положительных качеств: доброта, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. Поэтому необходимо стимулировать и закреплять их развитие посредством тесного взаимодействия и сотрудничества детей.
В нашей группе дети старшего дошкольного возраста. Для реализации данной цели в детском саду мы используем театральную деятельность.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё выражение стихийно, потому что связана с игрой. Каждая игра представляет собой целый комплекс задач – житейских, интеллектуальных, нравственных. Ребёнок ощущает себя в пространстве, пробует его границы на прочность, входит в круг интересов товарищей по игре и учится считаться с ними, испытывает свои возможности и права: именно здесь в игре, незаметно выстраивается и мир духовных ценностей – и всё это происходит с ребёнком неосознанно.
Безусловно, в театрализованной деятельности огромная роль лежит на взрослом. Необходимо не только выразительно читать или рассказывать что-либо, но и быть готовым к любому «превращению». Ведь для детей важна искренность, неподдельность и артистичность педагога.
Прежде всего, обогатили предметно-пространственную среду в группе, которая является основой самостоятельного творчества ребёнка. На сегодня у нас в группе существует уголок сказки, в который входит: разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, театр на гапите и т.п.), костюмы к спектаклям, декорации и мини-сцена, на которой происходит декламация стихов, разыгрывание небольших сказок, сценок и всё это перерастает в постановки музыкальных спектаклей для зрителей. Спектакль – процесс коллективного творчества детей и педагога, его успех зависит от каждого участника. Среди педагогов бытует мнение, что театральная игра – это просто и легко, заучили слова, надели костюмы, пригласили зрителей – спектакль готов. Забывая главное, что каждый ребёнок индивидуален, у каждого своё эмоционально-личностное развитие, интересы, склонности, предпочтения и потребности, кому-то легко войти в роль, а кому-то надо приложить столько усилий для преодоления своего страха, застенчивости, неумения, затруднения.
Мальчик Данил – гиперактивен, агрессивен. Он ни секунды не может оставаться на одном месте, чрезмерно разговорчив, часто не слышит, что ему говорят, легко переключается с одной деятельности на другую, как правило, не заканчивает то, что начинает. Всеми способами старается получить необходимое количество внимания, от его активности страдают не столько взрослые, сколько дети. Можно представить его на репетициях, этот «вечный двигатель» успевает «всё», и песню спеть, и слова сказать, и стычку с детьми организовать. Вовлекая его в небольшие инсценировки, стало заметно, что эта деятельность ему нравится, ему хочется играть сказочных героев, постепенно изменялось отношение к детям, он стал осознавать, что от его действий будет зависеть, продолжат дети с ним играть, или откажутся как от «актёра». В этой ситуации пришлось настраивать группу, что именно от игры Данила будет зависеть успех данной постановки, только он сможет сыграть данную роль, тем самым дать ещё шанс пережить радость успеха и остаться в спектакле. И надо видеть этого мальчика на премьере спектакля, он мобилизует всю свою энергию перед зрителями, и его выход всегда на «бис».
Таким образом, театральная деятельность является средством формирования детского коллектива. Игра в театре помогает реализовать творческие силы и духовные потребности ребёнка, раскрепостить и повысить самооценку. Каждый ребёнок в театральной игре определяет для себя такое положение в совместной работе, при которой он способен приложить все свои знания, силы, способности, т.е. проявить подлинную самостоятельность и взаимоответственность. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2003.
2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. -М.: 2003.
3. Н.И. Шевандрин. Социальная психология в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995.
4. Как организовать коллектив дошкольников. – М.: Педагогика, 2001.
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель Вкк, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка – Детский Сад № 27 «Сказка»
г.Саяногорска
Детство – это процесс взросления, а взросление –
есть процесс вхождения в будущее.
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, ярка самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема гуманизации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно – личностного подхода к детям в образовательном процессе.
Одной из ключевых позиций педагогической работы в современном дошкольном образовательном учреждении является её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребёнка, реализации его интересов.
Детство не есть период беспечной и «райской» жизни. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что у детей нет забот, и что они только играют и веселиться. Такое представление неверно. В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных трудноразрешимых и они заставляют детей страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми и взрослыми. То, что нам может показаться пустяком, - зачем ребёнок дерётся, над чем плачет, чему радуется?! - для ребёнка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.
Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывает это стремление к взрослению. А это в свою очередь невозможно без создания условий, в которых бы происходило полноценное развитие и воспитание Ребёнка, становление в Ребёнке Благородной Личности – Благородного Человека.
Быть Благородным человеком. Что же это значит?
Быть благородным – значит быть высоко нравственным.
Быть благородным – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих.
Быть благородным – значит иметь желание понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, обиженном, больном, пожилом.
Быть благородным – значит быть добрым по отношению к другим, а чувства доброты, по словам Шалвы Амонашвили, «есть корень всех благородных качеств» [2, 65], основа всех добродетелей.
Ребёнок должен творить добро, ведь только он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, внимание.
Вот почему процесс образования должен быть пропитан всеми лучшими и прекрасными плодами человеческой культуры, которые ведут к проявлению собственного духовного образа Ребёнка, так как внутренний мир проявляется во внешнем облике Человека, его мыслях, действиях, поступках.
В этой связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий способствующих личностному, духовному росту воспитанника. Очевидно, одним из таких условий является специально организованная гуманистическая образовательная среда. Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создать образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребёнка, раскрытия всех заложенных в нём природных задатков. Гуманистическая образовательная среда должна быть пронизана уважением к личности каждого ребёнка, должна выращивать у детей чувство заботы о товарищах, близких, людях вообще.
Каким же образом научить ребёнка сопереживать, сочувствовать? Как воспитать в нём благородство души? Как сделать его добрым?
Бесспорно, могучим средством в воспитании благородных чувств у детей является сказка.
Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Сказка, прежде всего, действует на чувства, а лишь затем - на ум. Слушая сказку, ребёнок неосознанно, в своём воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги. С помощью сказок они получают возможность усвоение нравственных ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Итак, русские народные сказки несут очень важные для детей идеи:
- окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного отношения и осмысленного отношения к тому, что нас окружает;
- ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого;
- разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему;
- самое ценное достигается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна формирования механизма целепологания и терпения;
- вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности и доверие к окружающему миру.
Сегодня существует такая проблема, которая заключается в том, что нашим детям мало рассказывают сказок. Родители слишком заняты карьерой или просто пренебрежительно относятся к сказкам. Большое количество молодых бабушек ещё работают или отказываются посвящать свой досуг внукам. Часто рассказчиков заменяет телевизор, но он не может в полной мере возместить потери.
Поэтому мы – воспитатели дошкольных учреждений должны возмещать эти потери. Детей надо приучать размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своём воображении. Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы: почему пострадал колобок? Почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих старших братьев? Воспитатель должен помочь ребёнку найти в сказке скрытый смысл. Например, в сказке о репке нужно поговорить с ребёнком о силе общих коллективных действий.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, а, значит, способствует развитию благородства души, её красоты и доброты. «Благодаря сказке, - пишет В.А. Сухомлинский, - ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу» [3, 181].
Сказки развивают у детей доброту сердца, чуткость души, творческое воображение, воспитывает бережное отношение и любовь ко всему прекрасному, учат находить соответствие в жизни.
Таким образом, самые элементарные и в тоже время, самые важные представления – о добре и зле, об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о героизме и трусости, о щедрости и жадности – ложатся в сознании ребёнка и определяют для него нормы поведения. Прочитанное надолго остаётся в памяти ребёнка, иногда на всю жизнь. С годами сказки не утрачивают своего очарования, а самое главное – своей с отнюдь не сказочной сути. И через сказки ребёнок с малых лет начинает осознавать своё предназначение в этой жизни.
Кто хочет найти дорогу к сердцу Ребёнка, кто хочет добраться до его духовных истоков, пусть идёт дорогою сказки. Читайте детям сказки, читайте их искренне, от всего сердца, и они обязательно прикоснутся к детским сердцам. И благородство победит равнодушие, и равнодушию не останется места в сердце.
Литература:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2007. – 144с.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики, Издательский дом Шалвы Амонашвили. – М.,2000. – 65с.
3. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили – М. 2002. – 181с.
4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, Издательство «Фолио», 1996. – 462с.
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель Вкк, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 27 «Сказка» Муниципального образования
г.Саяногорск
8 (39042) 2-41-92 – рабочий телефон;
89130537240 – сотовый телефон.
электронный адрес: Lelik.Lelik71 @mail.ru.
электронная почта учреждения: Sayan_skazka@mail.ru.
«Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста
как средство формирования самооценки»
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, ярка самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
В начале своей педагогической деятельности передо мной встала проблема, как организовать свою деятельность, которая была бы привлекательна для ребёнка, соответствовала его потребностям, интересам, желаниям, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя нужным, получил возможность раскрыть себя, а моя жизнь наполнялась радостью от совместного творческого общения. На современном этапе развития общества большое внимание уделяется образованию как таковому, оснащению детей знаниями, умениями и навыками, упуская из виду формирование ребёнка как личности. При рассмотрении данного аспекта обратила внимание на развитие такого качества личности, как самооценка. Проблема оценивания, оценки и самооценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина). Липкина и Рыбак рассматривали самооценку в учебной деятельности; Сафин исследовал устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются также вопросы теории самооценки [4, с.143].
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин и т.д. [6, с.74].
Период старшего дошкольного возраста охарактеризован и как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно - ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат. Ребенок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет всегда положительна), а для ребенка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [6, с.76].
Главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. [5, с.41].
Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
При адекватной самооценке представление детей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие дети могут правильно указать на свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Дети с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка.
Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.
На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.
На самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, театральной игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [4, с.86].
Исходя из выше сказанного, для себя решила, что одним из условий формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
·с художественным образованием и воспитанием;
·формированием эстетического вкуса;
·нравственным воспитанием;
·развитием коммуникативных качеств личности;
·воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;
·созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. И самую важную проблему для детей старшего дошкольного возраста - это преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости, что помогает в становлении самооценки.
Чтобы найти подтверждение этому, нами была проведена исследовательская работа с октября 2010г. по март 2012г. В исследовании учавствовали дети дополнительной образовательной деятельности 12 детей старшей и подготовительной групп (начальная и конечная работа с детьми в театральном кружке).
Цель нашего исследования: определение влияния театрализованной деятельности на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состоит из трёх последовательных этапов - первый этап: констатирующий этап - диагностирование уровня самооценки детей старшего дошкольного (начало деятельности по дополнительному образованию).
Второй этап – формирующий, суть которого состоял в разработке и проведении комплекса занятий в рамках дополнительной образовательной деятельности «Театрализованная деятельность» с целью формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Мною разработала авторская программа «Театр – творчество – дети». Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам («Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Музыкальное воспитание» и т.п.).
Третий этап - контрольный этап исследования, целью которого являлось выявление результата проведённой работы посредством вторичного диагностирования уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста, сравнения и анализ данных констатирующего и контрольного этапов нашего исследования.
Для исследования особенностей самооценки и влияния театрализованной деятельности на самооценку детей старшего дошкольника на констатирующем и контрольном этапах исследования использовалась методика «Лесенка», разработанная В.Г. Щур.
Методика «Лесенка».
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общее отношение к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди (дети, взрослые) в процессе театрализованной деятельности.
Ход исследования: Методика проводилась индивидуально. Процедура исследования представляла собой беседу с ребёнком с использованием определённой школы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Результаты исследования по данной методике были описаны по трем уровням:
Высокий уровень – дети оценивают себя только положительно, указывая на лучшие качества личности, выбирают при этом наивысшее место в методике. Этот уровень соответствует завышенному показателю самооценки.
Средний уровень – дети оценивают себя адекватно (реалистично, объективно), выбирая при этом среднее место в методике, что соответствует адекватному показателю самооценки.
Низкий уровень – дети оценивают себя отрицательно, указывая на самое низкое место в методике, что соответствует заниженному показателю самооценки.
Анализ результатов: количественного анализа полученных таким образом данных в исследуемой группе детей помещены в таблицу.
Определение самооценки по методике «Лесенка»
в констатирующем и контрольном эксперименте
Особенности самооценки | Количество детей | |||
Абсолютная величина % | ||||
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Констатирующий этап | Контрольный этап | Констатирующий этап | Контрольный этап | |
Адекватная | 2 | 10 | 17 | 83 |
Заниженная | 7 | - | 58 | - |
Завышенная | 3 | 2 | 25 | 17 |
Сравнение результатов по методике «Лесенка»
в констатирующем и контрольном эксперименте
Фамилия, имя ребёнка | Самооценка «Лесенка» Констатирующий этап | Самооценка «Лесенка» Контрольный этап |
Андрей А. | Занижена | Адекватная |
Арина А. | Занижена | Адекватная |
Егор Г. | Адекватная | Завышена |
Саша С. | Завышена | Адекватная |
Ангелина М. | Занижена | Адекватная |
Маша М. | Адекватная | Адекватная |
Полина П. | Завышена | Адекватная |
Вадим С. | Занижена | Адекватная |
Илья С. | Занижена | Адекватная |
Ангелина Т. | Завышена | Завышена |
Юля Т. | Занижена | Адекватная |
Вика Ш. | Занижена | Адекватная |
Количественные данные сравнительного анализа
представлены в диаграмме
В ходе проведения данной методики было выявлено, что у 10 детей (83%), как можно увидеть из таблицы, сформировалась адекватная самооценка. Дети достаточно критично стали относятся к своей театральной деятельности. При этом качественный анализ ответов позволяет выделить отличия в аргументации своих выборов испытуемыми. Дети объясняют свою позицию, например, так: «Я балуюсь и иногда не слушаюсь на репетициях», «Иногда я плохо себя веду, у меня не получается роль», «Мне не всегда удаётся справиться с волнением» и т.д.
У 17% (2 детей) характерна завышенная самооценка, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Дети достаточно высоко оценивали свои способности и переоценивали отношение сверстников к себе, например, «Я знаю, я хороший артист», «А мне все говорят, что я лучше всех играю роли», «Я всему научился, я всё умею, больше знаний театральных мне не надо».
Таким образом, полученные исследовательские данные свидетельствуют о том, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные и количественные изменения показателей уровня самооценки детей, посредством использования системы занятий по театрализованной деятельности, как одного из средств формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. У детей развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния театрализованной деятельности на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике для родителей.
Литература
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с
4. Коломинский Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2005. - 408 с.
5. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
6. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006. – 470 с.
7. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
8. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М., 2003
9. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. М., 2008.
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.
11. Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу. М., 1999.
12. Чурилова Э.Г. Театрализованная деятельность дошкольников и младших школьников. М., 2001.
13. Щёткин А.В. Организация театральной деятельность в дошкольном образовательном учреждении, Абакан,2004.
14. Журнал «Психолог в детском саду» №1, 2006г.
15. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ», №3, 2008г.
16. Журнал «Дошкольное воспитание», №9, 1988г.
17. Журнал «Дошкольное воспитание», №9, 1995г. М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...